Электронное, или дистанционное обучение - это современная перспективная форма предоставления образовательных услуг, которая успешно действует в НТУУ "КПИ" в течение последних лет.
Использование информационных технологий делает процесс приобретения знаний более гибким, дает возможность учиться в удобном месте и в удобное время. Для этого студенту необходимо иметь компьютер и Интернет.
С другой стороны, к организации дистанционного обучения предъявляются соответствующие требования. Это прежде всего:
- наличие высококачественных электронных учебно-дидактических материалов - Банка веб-ресурсов учебных дисциплин;
- опытность преподавателей в создании и использовании веб-ресурсов в учебном процессе.
Решением этих вопросов занимается НМК "Институт последипломного образования", в состав которого входит Украинский институт информационных технологий в образовании (УИИТО). Институт координирует развитие дистанционной формы обучения в НТУУ "КПИ" и распространение ее в учебном процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Согласно приказу ректора от 09.08.09 №4-239 «О создании Банка веб-ресурсов учебных дисциплин НТУУ" КПИ "как составляющей Единого информационного пространства НТУУ" КПИ "наш институт обеспечивает создание такого банка в университете. Мы проводим каталогизацию всех веб-ресурсов учебных дисциплин, что разработаны и размещены на сайтах структурных подразделений НТУУ "КПИ", предоставляем консультации и принимаем участие в разработке новых учебных электронных ресурсов.
На сегодня нами разработана веб-среда для размещения информационных ресурсов учебных дисциплин и программное обеспечение для управления Банком веб-ресурсов. Уже разработан и тестируется сайт Банка веб-ресурсов учебных дисциплин НТУУ "КПИ".
Кроме того, в НМК "Институт последипломного образования" проходят занятия по новой программе повышения квалификации для научно-педагогических, научных, инженерных работников и вспомогательного персонала подразделений НТУУ "КПИ" - "Создание и использование веб-ресурсов учебной дисциплины". (Более подробная информация об этом курсе была напечатана в "КП" 8 апреля 2010 №13 (2907)).
К выполнению вышеупомянутого приказа активно включились ВПИ, ФЕА, ЗФ, ИХФ, ФАКС ФБТ, ФМФ, ФММ, ХТФ.
В течении 2009 года было разработано 60 дистанционных курсов, 67 сертифицированных информационных ресурсов и 61 виртуальную лабораторную работу. Дистанционная форма обучения пользуется широким спросом как среди студентов, так и у преподавателей НТУУ "КПИ". За 2009 год около 3000 слушателей успешно прошли дистанционное обучение, воспользовавшись информационными ресурсами учебных дисциплин из Банка дистанционных курсов УИИТО. Лучшим примером удобства и полезности дистанционной формы обучения стал стремительный рост количества слушателей, которые воспользовались возможностью получить необходимые знания во время карантина. За этот период количество пользователей веб-ресурсов учебных дисциплин превысило 2000.
Своим опытом по разработке и применению веб-ресурсов учебных дисциплин делится старший преподаватель кафедры общей физики и физики твердого тела ФМФ Сергей Александрович Подласов.
"Нашей кафедрой, в частности доцентом В.П.Бригинец, старшими преподавателями С.О.Подласовим и В.И.Мойсеенко под руководством заведующего кафедрой Л.П.Гермаш - был создан курс общей физики для дистанционного обучения студентов различных форм обучения. В состав этого курса входит теоретический материал, подборка примеров решения задач, задач для самостоятельной работы студентов, задач для контрольных работ, комплекс лабораторных работ и задания для тестового контроля знаний студентов. Надо отметить, что часть работы по созданию виртуальных лабораторных работ и разработки тестовых заданий для системы дистанционного обучения выполнили студенты ФМФ.
По этому дистанционному курсу уже учатся около 500 студентов первого курса ТЭФ, ФАКС, ПСФ, ХТФ, ИХФ, ФМФ и других факультетов.
Наибольшей популярностью среди студентов пользуются примеры решения задач и виртуальные лабораторные работы, и это понятно, поскольку современная школа далеко не всегда формирует на должном уровне умения учащихся по решению физических задач и выполнения лабораторных исследований. А без таких умений сложно обеспечить качественную подготовку будущего инженера.
По наблюдениям преподавателей студенты, которые разобрали примеры решения задач, выполнили лабораторные работы на виртуальных макетах, во время аудиторных и лабораторных занятий имеют значительно лучшие показатели, успевают сделать гораздо больше, чем другие студенты. При этом они всегда готовы поделиться своими знаниями с друзьями, оказать им помощь.
По мнению студентов, развитие и расширение базы знаний по различным дисциплинам, в частности по физике, доступ к которой обеспечивается сетевыми технологиями, является насущной необходимостью обучения в современных условиях. При этом студенты выражают пожелание иметь доступ не только к курсу физики для высших учебных заведений, но и к курсу физики средней школы с целью повторения, а иногда и изучение определенных базовых понятий ".
Преимущества дистанционного обучения ощущают преподаватели, которые уже используют информационные технологии в учебном процессе у себя на кафедрах. Так, доцент кафедры теоретической электротехники ФЕА Ирина Анатольевна Петренко подчеркивает:
"Считаю, что качественно созданные дистанционные курсы упрощают усвоение соответствующих дисциплин, при этом повышается качество обучения. К тому же обеспечивается индивидуальный характер обучения. Это важно для студентов, которые вследствие своей недостаточной подготовки или индивидуальных особенностей не успевают усваивать учебный материал, рассчитанный на "среднего ученика", в принудительном темпе его усвоения.
С 2000 года занимаюсь созданием и использованием в учебном процессе дистанционных курсов электротехнических дисциплин: сначала самостоятельно, а с 2005 года в рамках пилотного проекта "Дистанционное обучение для подготовки бакалавров по направлению 0913" Метрология и измерительная техника "согласно приказу НТУУ" КПИ "№ 1-114 от 1.08.2005 как ответственный исполнитель по разработке учебного комплекта для дистанционного обучения ЧП 7.0913 / 21 "Электротехника". За период 2006-2009 гг. сотрудники кафедры теоретической электротехники ФЕА, которая была определена участником пилотного проекта, плодотворно поработали над созданием учебно-методических материалов для дистанционного курса "Электротехника", который сегодня расположен на сервере Украинского института информационных технологий в образовании (УИИТО) НТУУ "КПИ". Результатом стала целая система дистанционного обучения, которая включает 21 лекцию, 13 практических занятий, 19 лабораторных работ, 7 задач на расчетно-графические работы с примерами, справочно-информационный центр информации по физическим основам электротехники и кратких сведений из жизни всемирно ученых, исследования которых способствовали развитию теории электрических и магнитных цепей, тесты различного назначения, терминологический словарь, литературу и прочее. Информационные ресурсы прошли экспертную оценку и признаны учебно-методическими работами с предоставлением грифа "Рекомендовано Методическим советом НТУУ" КПИ ".
Параллельно с созданием отдельных модулей дистанционного курса длилась эксплуатация уже подготовленных баз данных в учебном процессе. С 2007 года учебный процесс по дисциплинам «Электротехника» (ФАКС 6.051001 "Метрология и измерительная техника", группы ВВ) и "Основы электротехники и электроники" (ИПСА, 6.050101 "Компьютерные науки", группы ДА) осуществлялся с использованием учебно дидактических материалов дистанционного курса. В 2009/2010 учебном году курсом воспользовались, кроме вышеназванных, студенты еще двух факультетов при изучении "Теории электрических и магнитных цепей" (ФИВТ, 6.050102 "Компьютерная инженерия", группы И0) и "Теоретических основ электротехники" (ИЭЭ, 6.000008 "Энергетический менеджмент", группы 0Н). Для оценки качества информационных ресурсов дистанционного обучения после экзаменационной сессии в январе 2010 года было осуществлено опрос студентов относительно внедрения веб-ресурсов курса в учебный процесс по опросным листам. Анализ собранной информации подтвердил, что студентам нравится иметь легкий доступ к смысловому материалу дисциплин через Интернет, который позволяет внимательнее вчитываться в лекционный материал; просматривать решение задач на практических занятиях; осуществлять экспериментальные исследования в виртуальной лаборатории, сравнивая их с результатами, полученными в специализированных лабораториях; самостоятельно планировать и выполнять эксперименты; иметь "под рукой" домашние задания, задания на РГР с примерами, справочные материалы, тесты для самоконтроля усвоения учебных материалов и др. Знание по темам, которые не вошли в систему дистанционного обучения, приобретаются гораздо тяжелее. Студенты, которые работали с дистанционным курсом, рекомендуют охватить все разделы дисциплины соответствующими материалами.
На кафедре теоретической электротехники сочетаются традиционные методики обучения с компьютерными технологиями. Опыт разработки и использования дистанционных курсов в рамках пилотного проекта вдохновляет сотрудников кафедры на создание веб-ресурсов, которые обеспечили бы обучение по всем 18 дисциплинам, что преподаются кафедрой студентам "КПИ" разных специальностей электротехнического и электромеханического направлений. Учитывая фундаментальный характер большинства тем, которые входят в состав различных дисциплин, на кафедре принято решение о модульном характере веб-ресурсов, что создаются. Надеюсь, что через год 21 модуль обеспечит качественную и плодотворную работу студентов многих факультетов с преподавателями кафедры теоретической электротехники по разным дисциплинам ".
Таким образом, создание Банка веб-ресурсов учебных дисциплин НТУУ "КПИ", что направлено на широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебной, научной и административной деятельности НТУУ "КПИ", началось. Присоединяйтесь, господа преподаватели!
Л.П.Ярмолович, зам. директора УИИТО по технологиям дистанционного обучения