Все новое требует времени и усилий на осмысление, адаптацию и совершенствование. Вот уже два года абитуриентов в вузы принимают по результатам внешнего независимого оценивания (ВНО). Это коренным образом изменило наработанные подходы к формированию качественного состава студентов первого курса.
С целью оценки качества абитуриентов, которые были зачислены в НТУУ "КПИ" по конкурсу баллов сертификатов, нами было проведено исследование по успеваемости студентов первого курса, поступивших на обучение в 2008 г. Была проанализирована успешность обучения 1520 студентов (примерно треть приема) первого курса восьми институтов и факультетов различных направлений подготовки: компьютерных, радиоэлектронных и механических. Рассматривались следующие категории: "бюджетники" - 94%, контрактники - 6%, медалисты - 12,5%, призеры олимпиад - 1,9%, призеры МАН - 0,9%, "льготники" - 1,7%.
Распределение баллов сертификатов по математике приведены на рис. 1. Анализ исходных данных позволяет предположить, что новая система поступления в вузы обеспечивает формирование качественного состава студентов (почти половина студентов имеет в сертификате более чем 181 балл, 15,8% - менее 160 баллов). Насколько же эти высокие выходные данные подтверждают гипотезу, что первокурсники имеют хорошую математическую основу для усвоения курса высшей математики?
У НТУУ "КПИ" создана система управления качеством обучения, часть которой содержит входной контроль каждой учебной дисциплины, рейтинговую систему оценки успеваемости студентов, календарную промежуточную (на 8-м и 14-й неделях семестра) аттестацию студентов и соответствующие организационные и дидактические мероприятия. Поэтому при проведении исследования, во-первых, проанализированы баллы входного контроля. Входной контроль уровня подготовки студентов проведен на первых практических занятиях по высшей математике по программе математики средней школы. На рис. 2 приведено распределение оценок входного контроля тех же студентов по шестибалльной шкале (оценка «2» соответствует менее 50 баллам из 100). По сравнению с распределением баллов сертификатов (рис. 1) результаты входного контроля (рис. 2) не такие хорошие, абсолютная успеваемость составляет примерно 50%, а качество - 25%. Коэффициент корреляции результатов независимого оценивания и входного контроля равна 0,61. Более наглядно причины декореляции можно выявить с помощью матрицы условных вероятностей. Так, неудовлетворительно (0 ... 2 балла) на входном контроле получили 12,7% студентов из тех, кто имел от 200 до 191 балла в сертификате. А среди тех, кто имел 190-181 балл, "неудовлетворительно" получила треть студентов. Поэтому достаточно подготовленными можно считать студентов, имеющих в сертификате не менее 170 баллов. Удовлетворительный результат на входном контроле получили только 18,7% студентов с 170-161 баллами в сертификате.
Эти результаты подтверждают информацию об итогах ВНО по математике, приведенную в статье В. Петрива "Дуб на входе - липа на выходе" (Зеркало недели "от 28.03.09 г.):" ... Только 5,37% школьников правильно решили более половины задач". Именно эти школьники получали от 170 до 200 баллов. Из этого следует рекомендация для ведущих университетов Украины - установить минимальный балл по математике на уровне 160.
Эти выводы подтверждаются и результатами первой экзаменационной сессии. Распределение баллов по высшей математике студентов экспериментальных учебных групп приведены на рис. 3. Результаты математической подготовки нельзя считать достаточными, абсолютная успеваемость составляет 65,3%, а качество успеваемости только 29,7%. Коэффициент корреляции этих результатов с баллами ВНО составляет только 0,405. Это свидетельствует о том, что результаты ВНО по математике практически не гарантируют способности студентов усваивать высшую математику в ВУЗе.
Среди студентов, которые имеют в сертификате более 190 баллов, только 34,2% подтвердили высокий уровень подготовки (оценки А, В), а 45,2% получили низкие результаты (D, E, FХ), в том числе оценку FХ имели 14 5% студентов. Интересно, что треть студентов с максимальной баллом 200 (!) Получили оценку D и ниже, а среди студентов с баллами 190-181 и 180-171 оценки Е или FХ получили соответственно 58,8% и 64,3%. Примерно 50% студентов с баллом сертификата менее 170 на экзамене получили "неуд". И это закономерно, так как шкала ВНО предусматривает предоставление 170 баллов в случае решения только половины тестовых заданий. Прогностический элемент, который позволяет увидеть, как тот или иной человек может учиться в вузе, в тесты не включен. Результаты проведенного анализа это подтверждают.
Такие же выводы следуют при аналогичном исследовании с физики по результатам обучения студентов во втором семестре. Из исследуемой группы студентов 1362 студента продолжили обучение (10,4% отчислено). Среди этих студентов 84,8% имели более 160 баллов в сертификате по физике. Однако на экзамене результаты не так хороши - лишь 22,1% студентов получили оценки А и В, а 41,5% показали низкую подготовку (оценки E, FХ). Коэффициент корреляции результатов экзамена с баллами сертификатов составляет только 0,0825. Важно отметить, что между результатами экзамена и входным контролем коэффициент корреляции составляет 0,44.
В предложенном проекте изменений в Закон Украины "Об образовании" в статье 44 предлагается осуществлять прием лиц "на конкурсной основе в соответствии со способностями и уровнем их знаний, определенным на основании внешнего независимого оценивания". То есть, считается, что независимое оценивание знаний распространяется и на оценку способностей, что является подменой понятий, тем более, что во всех других положениях законов Украины, в которые предлагается внести изменения, используется словосочетание "внешнее независимое оценивание знаний лиц ...", или "внешнее независимое оценивание качества образования ... ". Это свидетельствует о недостаточно всесторонней согласованности положений, которые заложены в проекте Закона, а также попытку заменить тестированием, хотя и независимым, систему оценивания способностей и творческих возможностей лиц, поступающих в вузы по определенному направлению.
Поэтому, на наш взгляд, необходимы изменения в Правила приема в высшие учебные заведения, в том числе учет среднего балла аттестата о среднем образовании, который будет стимулировать школьников получать действительно общее образование, а не сосредотачиваться на "натаскивании" по отдельным предметам. Во-вторых, необходимо внести в тесты ВНО прогностическую составляющую с соответствующим весовым коэффициентом. В-третьих, при оценке тестовых заданий ВНО надо использовать прозрачную и понятную линейную 100-балльную шкалу. И, наконец, необходимо ведущим университетам, целью которых является формирование интеллектуальной элиты государства, предоставить право проводить дополнительные творческие испытания, которые позволят им отобрать "своих" абитуриентов, действительно способных и готовых к усвоению глубоких фундаментальных знаний.
Подытоживая, отмечу:
Результаты обучения студентов по высшей математике и особенно по физике слабо связаны с баллами соответствующих сертификатов ВНО, поэтому содержание соответствующих тестовых заданий необходимо доработать и добавить определенную прогностическую составляющую.
Система шкалирования результатов ВНО не является прозрачной, маскирует уровень подготовки абитуриентов и нуждается в совершенствовании.
С целью обеспечения подготовки элитных инженерных кадров ведущим ВУЗом целесообразно установить минимальный уровень баллов сертификатов абитуриентов по математике и физике не менее 165-170 и предоставить право проводить дополнительные творческие испытания.
В высших учебных заведениях необходимо создать эффективную систему управления индивидуальной учебной деятельностью студентов, что должна реализовать прогностические возможности календарных аттестаций студентов и рейтинговых систем оценки.
В.П.Головенкин, начальник учебно-методического отдела