Литература и математика, рисование и иностранные языки, технические науки и путешествия, химия и дизайн, спорт и криптография, кулинария и фотография, политология и вышивание – далеко не полный перечень увлечений девушек, вышедших в финал конкурса воспитанниц научных отделений Киевской Малой академии наук учащейся молодежи «Образовательные Амбасадорки Киевской МАН», состоявшейся 8 июня в КПИ имени Игоря Сикорского.

«Образовательные Амбасадорки – это незаурядные и яркие девушки, которые не только активно занимаются научно-исследовательской деятельностью, демонстрируют свои интеллектуальные и творческие способности и навыки, но и имеют активную жизненную позицию», – так представила зрителям участниц финала ведущая конкурса, одна из его победителей. в 2021 году Аня Ущаповская.

Итак, десять старшеклассниц, работающих над проектами по различным отраслям знаний в КМАН, представили свои наработки и рассказали о себе, своих достижениях, стремлениях и планах на будущее жюри, которое избрало нынешних лидеров из лучших юных исследовательниц (ведь это был, напомним, финал, и до него дошли настоящие звезды). Соревновались они за звание «Образовательной Амбасадорки – Ученые», «Образовательной Амбасадорки – Лидерки» и «Образовательной Амбасадорки – победительницы по версии юниорского жюри». Отдельно были выделены номинации «Амбасадорка STEM» и «Амбасадорка креативности и творчества STEAM наук».

В составе жюри – проректор по учебно-воспитательной работе КПИ Наталья Семинская, член Украинской ассоциации представительниц правоохранительных органов Виктория Пономарева, советник заместителя председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам внешней политики, председатель ОО «Уровни возможности» София Голуб, директор Киевской МАН кандидат химических наук Ирина Полищук. Параллельно работало еще и юниорское жюри, в которое вошли участницы и победительницы этого конкурса разных лет. Участниц оценивали по пятибалльной шкале по их лидерским навыкам, научным работам, ораторскому мастерству и харизме.

Самая главная часть финала, конечно, презентации. Регламент – по пять минут на каждую финалистку. На центральном и боковых экранах – слайды с рассказами о них и описаниями их работ и фотографиями. Результаты, которых этим старшеклассницам уже удалось добиться, порой просто поражают. Это интересно, потому что разные не только их увлечения, но и сферы и тематика их исследований - иногда очень серьезные.

Скажем, воспитанница отделения технических наук КМАН, ученица лицея №142 Анастасия Козак исследует влияние увеличения силы гидроудара на производительность гидротарана – сверхактуально, как на сегодня. Сначала это были поиски способов разрешения проблемы затопленных шахт. В нынешней ситуации результаты этих исследований, скорее всего, могут быть полезными и для других объектов. Тем более что Анастасия уже разработала проект и прототип установки для решения проблемы.

Воспитанница отделения химии и биологии КМАН, ученица Киевского естественнонаучного лицея №145 София Козинец углубилась в проблему водоочистки и работает над созданием девайса для очистки воды и собственного стартапа на его основе. «Я уверена, что ни мой возраст, ни мой пол не смогут помешать этому пути», – говорит она.

А Анастасия Костенко, которая учится в лицее №227 им. Михаила Громова и одновременно на отделении экологии и аграрных наук КМАН, участвовала в нескольких проектах (как, впрочем, большинство конкурсанток). Сейчас ее увлекла экология, и на протяжении прошлого учебного года подготовила две научные работы по довольно специфической и актуальной тематике. В одной из них она исследовала свинец и определяла источники его поступления в окружающую среду и в вещи повседневного пользования людей. Настя, кстати, поделилась и опытом написания работ в знакомых каждому киевлянину условиях отключения света из-за обстрелов, когда ей приходилось не только заниматься научными проблемами, но и выискивать возможности продолжать работать.

Ольга Юрчук, являющаяся воспитанницей отделения компьютерных наук КМАН и обучающаяся в специализированной школе с углубленным изучением иностранных языков им. Т.Г.Шевченка, выступала под номером пять. Среди ее многочисленных увлечений наука наверняка является главным. Она кратко представила свое исследование в очень востребованной ныне области криптографии, посвященное шифру «пасьянс» – одному из самых сложных и чрезвычайно стойких против взлома

Научное направление, которое определила для себя приоритетным воспитанница отделения экономики КМАН, ученица 32-й экономической группы лицея «Научная смена» Соломия Русин – это экономика и английский язык. Поэтому и тема ее исследования – «Инвестиционные приоритеты Украины в условиях интеграции в ЕС», с которым она уже заняла первое место на II (городском) этапе Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников-членов МАН.

Воспитанница отделения физики и астрономии, ученица специализированной школы №57 Мария Сидоренко уже свободно общается на пяти языках и, как она рассказала, останавливаться на этом не собирается. В течение двух лет в КМАН она участвовала в работе нескольких секций. Но ее последнее исследование было посвящено проблемам ядерной безопасности «Важность обеспечения стабильной работы систем охлаждения ядерных реакторов как фактора риска аварий на АЭС: потенциальные угрозы возникновения ядерного инцидента на Запорожской АЭС». На базе полученных выводов она просчитала экологические последствия возможных аварий в системах охлаждения реакторов, а также разработала рекомендации по повышению безопасности на атомных электростанциях и на ЗАЭС в частности.

Впрочем, даже кратко представить все проекты участников в рамках одной статьи просто невозможно. Следует разве заметить, что были среди них и разработаны собственноручно сайты и исследования по математической статистике «Метод Монте-Карло и его практическое применение» (Дарина Почко), литературоведческие разведки (Дария Цыганенко), исследование, посвященное воспроизводству украинского этностиля в национальном кино (Мария Гупаленко) и работа по исследованию инноваций в сфере образования в период войны (Александра Оверченко).

И вот волнующие моменты объявления победителей. Собственно, как говорит директор КМАН, все финалистки уже победительницы. И все они получили дипломы конкурса и подарки. Но первую среди лучших определило все же жюри. Амбасадоркой науки, которая получила Большую сову – главный приз конкурса, стала Анастасия Козак.

«По-моему, такой конкурс – это еще одна визитка Киевской Малой академии наук. Если у большинства людей МАН ассоциируются с конкурсом научных проектов, то мы, Киевская МАН, имеем очень много дополнительных активностей. И работа с нашими очаровательными умницами и красавицами, с нашими девушками, - это то, что побуждает нас уже пятый год подряд этот конкурс проводить, - рассказала о своем увлечении этим конкуром и его участницами Ирина Полищук. – Лично я стою на развилке относительно того, кто они. Потому что среди хобби у девушек, которые учатся и занимаются точными науками – живопись, стихи, музыка. И это – действительно круто. Этот конкурс позволяет продемонстрировать, что наши девушки, вообще наша молодежь – очень интересная и глубокая. Я как человек, который заботится о нем, вижу, что у нас есть будущее, есть будущее у нашей страны. Когда я слушала финалисток, заметила, что они стараются не только брать, но и отдавать. Каждая вторая говорила о волонтерстве. Они готовы на волонтерских началах учить своих сверстников, заинтересовать их внешкольным образованием. Они готовы снимать образовательные мультфильмы, проводить бесплатные занятия, готовы делиться тем, что умеют сами. А ведь это – преимущественно девятиклассницы! И когда они говорят, что хотят в будущем стать депутатами Верховной Рады, то я скажу откровенно: за таких я бы точно проголосовала!».

И Образовательными Амбасадорками КМАН этих девушек, по словам Ирины Полищук, называют не ради хорошей фразы, а потому что они демонстрируют своим сверстникам, что заниматься наукой – интересно, что это открывает перед молодым человеком будущее и открывает перед ним двери в интересную жизнь. А работающие с ними менторы помогают им успешно реализовывать их проекты.

«Я впервые на этом конкурсе и впервые имела честь быть в его жюри, – поделилась своими впечатлениями проректор КПИ Наталья Семинская. – На территории нашего университета мы проводим его впервые, ведь условия у нас удобные со всех точек зрения. Мы собрались в укрытии корпуса №31, то есть мы обеспечиваем не только этот финал, но и безопасность его участниц. Конечно, для нас это очень важно. И очень хорошо, что именно в КПИ состоялся этот конкурс, потому что все девушки – невероятно талантливые, обладают большим потенциалом. При этом они остаются в Украине, хотят поступать в украинские учебные заведения. Сажу откровенно: мы просто вдохновились их докладами и хотим и дальше организовывать для них специальные мероприятия в том формате, в котором это было бы для них особенно интересно. И, конечно, привлекать к этим мероприятиям не только девушек, но и ребят тоже. Видим ли мы их нашими будущими студентками? Да, безусловно!».

Кредо Киевской МАН – «Мы умных делаем успешными!». Яркой иллюстрацией воплощения его в жизнь нынешние Образовательные Амбасадорки – не только умные и креативные, но и по-настоящему успешные.

Дата події