Образование… Казалось бы такое краткое слово, однако в нем безграничные смыслы. Это же не просто об утвержденных образовательных программах и силабусах, заучивании правил и формул и даже не о рейтингах или системах оценивания. Образование включает в себя гораздо больше. Оно о раскрытии потенциала, расширении горизонтов, новых вызовах и их преодолении. Конкретно образование и наука являются движущими силами прогресса и инноваций.

Вроде бы все так просто: шаг за шагом, уверенно двигаясь по плану А, образование выполняет свою главную функцию. Но что делать, когда план А летит кувырком, потому что жизнь вносит свои непредсказуемые коррективы? Есть ли у нас план Б? Вероятно, что нет. Но у нас точно всегда есть выбор: либо продолжать пытаться придерживаться плана А, что не приведет к положительным результатам, а в худшем случае – превратит проблематичное положение в катастрофическое; или собраться и разработать план Б, который поможет развиваться дальше несмотря на все препятствия. Выбор КПИ им. Игоря Сикорского однозначно упал на второй вариант.

С началом полномасштабного российского вторжения в Украину перед КПИ им. Игоря Сикорского возникли новые вызовы. Несмотря на сложную ситуацию, наш университет активно принялся за дело и делал все возможное и невозможное, чтобы выполнить свою основную функцию – развивать прогрессивную и инновационную образовательную и научную среду – именно она является залогом будущего. Поэтому сегодня университет осуществляет активную деятельность в сфере международного сотрудничества, ведь наши зарубежные партнеры оказывают большую помощь в нашей важной миссии.

Одним из ярких примеров является международный проект RESCUU (Resilience of Education: Sustainability and Cooperation for Ukrainian Universities – Устойчивость образования: устойчивое развитие образования и расширение сотрудничества для украинских университетов), который реализуется при финансовой поддержке программы Шведского института. Проект стартовал в январе этого года. Он направлен на поддержку украинских преподавателей, исследователей и студентов, которые остаются работать/учиться в украинских университетах. За основную цель проект ставит сохранение образовательного и научного потенциала Украины, а также подготовку преподавателей, ученых и студентов к активному участию в послевоенном восстановлении Украины. Проект предусматривает организацию ряда международных мероприятий, основным результатом которых является синергия знаний и опыта, которые так необходимы для стабильного функционирования образования в условиях военного положения, а в дальнейшем для преодоления последствий войны в Украине. Эти амбициозные планы КПИ претворяют в жизнь совместно с координатором проекта – Уппсальским университетом (Швеция) и партнерами проекта – Познанским технологическим университетом (Польша), Университетом "Академия Або" (Финляндия) и Киево-Могилянской академией.

Первую страницу реализации проекта открыл Уппсальский университет, проведя онлайн-курс "Дистанционное обучение – инструменты и правила". В условиях, когда военная агрессия россии делает невозможным осуществление образовательного процесса в полноценном очном режиме (а для значительной части украинских ЗВО единственно возможным вариантом до сих пор остается дистанционное обучение), для украинских преподавателей прохождение такого курса стало настоящей аптечкой-спасительницей по организации синхронного и асинхронного обучения. Курс помог преподавателям углубить знания о технологиях, методах и инструментах дистанционного и смешанного обучения (в частности, об онлайн-сервисах для разработки практических упражнений, модульных, лабораторных работ и т.п.). Кроме того, большое внимание было уделено методам организации межкультурного диалога, в том числе международным проектам, виртуальным обменам. В курсе приняли участие 230 преподавателей из университетов-членов Балтийской программы университетов, среди которых 74 участника из Украины, в том числе 25 – из КПИ. Однако образовательный сегмент для учителей на этом не завершился. В настоящее время продолжается курс Уппсальского университета "Образование для устойчивого развития", завершение которого запланировано на март 2024 года. В рамках курса участники получат базовые знания по ключевым принципам образования для устойчивого развития как дисциплины, углубят понимание устойчивого развития и его роль в формальном и неформальном обучении, а также получат возможность посетить заключительный семинар, который состоится весной в Риге (Латвия).

Еще одним университетским сообществом, нуждающимся в помощи в эти трудные времена, являются студенты. Для любого учреждения высшего образования крайне важно сохранение студенчества, а потому проект не мог обойти студенческую молодежь, тем более, что именно студенческие инициативы часто выступают основой важных изменений будущего. Несмотря на это, в структуре университетской жизни студенты являются наиболее уязвимой и одновременно требовательной категорией, а потому организация студенческих мероприятий, особенно в такие сложные времена, является непростой задачей. Впрочем, решение этой нелегкой задачи университет взял на себя без колебаний. В рамках проекта КПИ успешно организовал и провел два буткемпа. Одной из причин того, что мероприятия, по общей оценке их участников, вышли удивительно успешными, является то, что к их организации активно присоединился Студенческий парламент КПИ. Его представители помогли выстроить структуру мероприятий таким образом, чтобы они были интерактивными, интересными, познавательными и полезными для всех.

Первый буткемп "International Cooperation in Research and Innovation" прошел с 25 по 28 апреля этого года и стал первым очным массовым мероприятием в КПИ, проведенном с начала войны. Буткемп был организован для студентов и молодых исследователей из украинских университетов, стремящихся участвовать в международных исследовательских и инновационных проектах. Участие в нем приняли студенческие команды из 9 университетов: КПИ им. Игоря Сикорского, Национального университета "Львовская политехника", Западноукраинского национального университета, Белоцерковского национального аграрного университета, Сумского государственного университета, Киево-Могилянской академии, Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, Львовского национального университета имени Ивана Франка и Тернопольского национального медицинского университета имени И.Я. Горбачевского. В течение трех дней участники шаг за шагом погружались в насыщенный мир международной проектной деятельности, открывая для себя новые профессиональные перспективы, а сотрудничество в проектных командах под руководством экспертов помогло приобрести практический опыт инициирования международных проектов и написания конкурентоспособных проектных предложений. На четвертый день состоялись публичные презентации проектных предложений команд, которые оценило международное жюри и выбрало победителей. По оценкам экспертного жюри, первое место завоевала команда КПИ им. Игоря Сикорского, второе место занял Белоцерковский национальный аграрный университет, а третье место завоевала команда Западноукраинского национального университета.

Уверены, что новые знания в области международного сотрудничества, работа в команде, инклюзия и другие практики, к которым присоединились участники буткемпа, помогут им в дальнейшем успешно работать в составе исследовательских и инновационных проектных команд и будут способствовать их карьерному росту.

Второй буткемп состоялся 24-27 октября на платформе Инновационной экосистемы "Sikorsky Challenge". Стоит отметить, что проведение буткемпа на платформе Sikorsky Challenge " было очень удачным решением. Тема буткемпа – "Startups and Entrepreneurship for Sustainable Development", поэтому сомнений в проведении мероприятия в рамках Фестиваля инновационных проектов "Sikorsky Challenge 2023" не было.

В течение октября участники получали консультации от экспертов "Sikorsky Challenge" для их лучшей подготовки к участию в конкурсе и представление своих проектов перед жюри. Кроме того, во время буткемпа партнеры проекта провели короткие воркшопы, чтобы участники могли усовершенствовать свои стартап-идеи. Поэтому участники могли заслушать доклады: от координатора проекта – Уппсальского университета (Швеция), Познанского технологического университета (Польша), Университета "Академия Или" (Финляндия), КПИ им. Игоря Сикорского, Киево-Могилянской академии, Рижского технического университета (Латвия).

В ходе консультаций с опытными профессионалами участники смогли качественно доработать свои стартап-проекты и представить их на известной инновационной площадке страны, а также познакомиться с инновационным сообществом "Sikorsky Challenge".

В конкурсе "Sikorsky Challenge" участники буткемпа представили 7 проектов – от команд КПИ им. Игоря Сикорского, Национального университета "Львовская политехника", Западноукраинского национального университета, Белоцерковского национального аграрного университета и Сумского государственного университета. Всего в мероприятии приняли участие 38 человек, включая студентов Киево-Могилянской академии и Киевского национального университета имени Тараса Шевченка.

Конкурсное жюри одобрительно оценило стартап-идеи буткемповцев. Так, по результатам конкурса в рамках своей секции, третье место разделили между собой команды Западноукраинского национального университета и КПИ им. Игоря Сикорского, второе призовое место завоевала команда Национального университета "Львовская политехника", а победное первое место заняла команда Белоцерковского национального аграрного университета. Более того, проект победителей был отобран Инновационным холдингом "Sikorsky Challenge" на программу бесплатной акселерации, а это значит, что члены команды могут рассчитывать на экспертную поддержку со стороны специалистов холдинга при разработке бизнес-плана, бизнес-модели и т.п., а также на всестороннюю помощь, направленную на повышение уровня технологической готовности их разработки.

Как организаторы мероприятия, искренне радуемся всем нашим участникам. На самом деле каждый из них – уже победитель: они приобрели бесценный опыт, погрузились в атмосферу настоящего конкурса инновационных и прорывных стартап-проектов и заявили о себе инновационному сообществу. Участники буткемпа проявили себя как талантливые, креативные и целеустремленные молодые инноваторы, готовые к открытию новых горизонтов и покорению вершин на ниве инновационной деятельности.

Проект не мог обойти вниманием еще одно важное университетское сообщество – ученых. Проведение мероприятий для ученых взяла на себя Киево-Могилянская академия. В июне этого года состоялся онлайн-воркшоп, в ходе которого около 20 участников из Украины, Швеции и Польши работали в группах, представляя свои исследования в сфере экологического восстановления городов и экономики после катастрофы. Нетворкинг и обмен опытом позволили им найти точки соприкосновения и наработать новые идеи для своих дальнейших исследований.

Еще один воркшоп прошел в сентябре этого года. Он был посвящен исследованию текущего состояния окружающей среды Украины. Тема сверхактуальна, ведь окружающая среда сильно пострадала из-за российской военной агрессии. В частности, большое внимание было уделено оценке последствий разрушений Каховской ГЭС, вызванных россией.

Завершающим разделом проекта станет конференция "Challenges of Sustainable Development in the Baltic Sea Region because of the war in Ukraine" ("Вызовы устойчивого развития в регионе Балтийского моря, связанные с войной в Украине"). Конференцию организует и будет проводить в апреле 2024 г. Познанский технологический университет. Это будет своего рода подведение итогов проекта RESCUU.

Университеты всегда были одними из основных очагов образования и делали все возможное для сохранения образовательного потенциала при всех обстоятельствах. И проект RESCUU – прекрасное отражение этой деятельности университетов, которые всегда будут стоять на страже образования. Что бы там ни произошло.

Сергей Шукаев, Людмила Власюк,
департамент международного сотрудничества в КПИ им. Игоря Сикорского