Пожалуй, немного в мире университетов имеют собственный гимн. Наш Киевский политехнический - один из этих немногих.

«Кто там студенческий марш
запевает?
Чья там колонна идёт впереди?
Это друзья молодые шагают.
Это идет КПИ!
Мы идем, над нами небо голубое.
Мы поём, для нас открыты все пути.
Мы всегда горды тобой,
Орденоносный КПИ »

Так начинается «Марш КПИ», что уже более полувека является музыкальным символом нашего вуза. Слова и мелодия марша наполнены оптимизмом и энергией стремительного движения вперед - созданый в начале 50-х годов прошлого века, он впитал дух той эпохи, когда страна не только залечивала раны страшной войны, но и готовилась сделать шаг в космическое пространство.

Написал «Марш» (слова и мелодию) студент КПИ, участник хоровой капеллы Владимир Дмитриевич Чубинский. Думается, это не случайно. Чтобы создать произведение, которое станет символом чего-то большого, надо самому воплощать эпоху. В.Д. Чубинский был именно таким.

Он родился 1 декабря 1930 года в Гостомеле в учительской семье и был правнуком Павла Платоновича Чубинского, стихотворение которого «Ще не вмерла Украина и слава, и воля ...» стало основой Государственного Гимна Украины. Из-за преследований в связи с аристократическим происхождением мать с сыном 1934 г. выехала в Ташкент и вернулась в Украину (в г. Кривой Рог) 1944 года. После окончания школы Владимир стал студентом инженерно-педагогического факультета КПИ и участником институтской хоровой капеллы.

В автобиографии В.Д.Чубинский писал: «Светлой страницей не только в студенческие годы, но и во всей жизни стали песня, музыка, участие в самодеятельности. На первом курсе КПИ я стал участником хоровой капеллы и остался преданным членом этого коллектива на всю жизнь. Сколько неповторимо прекрасных мгновений выпало мне, я благодарен судьбе за ту возможность творить, которую она мне подарила ... »

После окончания института он не оставляет связи с капеллой - становится внештатным хормейстером, а также признанным лидером неформальной деятельности капеллы. Именно Владимир Чубинский придумал много обрядов и обычаев, которые стали традицией среди капелистов, и написал много песен, которые можно назвать капельными обрядовыми. Среди них - «Свадебный вальс», который пели на хоровых - и не только - свадьбах, «Фонтаньерскую прощальную», которой заканчивались певческие встречи капелистов, «Прощальный вальс» - каким капелла провожала выпускников, что заканчивали институт. Таким образом он в значительной степени способствовал тому, что хоровая капелла стала духовным объединением и объединяет многие десятилетия тех, кто давно уже попрощался со студенческой скамьей.

«Нас завораживали в нем разносторонняя одаренность, неисчерпаемая энергия, романтизм, присущее ему чувство радости бытия, которое мгновенно передавалось всем. Рядом с ним каждый одновременно чувствовал себя и личностью, и неотъемлемой частичкой прекрасного целого. Любовь к песне, преданность капельным традициям, настоящая дружба, рыцарское отношение юношей к девушкам - все это вместе составляло сущность того неповторимого явления, которое получило название фонтаньерства и вдохновенным творцом которого был Чуб »(Татьяна Кучинская).

«С появлением Володи все начинало крутиться по его сценарию - я теперь понимаю, что он заранее готовил для нас сюрпризы. То, что нам казалось простой случайностью, незаметно несло большую чубинскую педагогику. У него был природный дар учителя, педагога-воспитателя. Теперь трудно сосчитать, сколько в Чуба было учеников, которых он учил играть на гитаре. Он был непостижимым магнитом, вводил нас, новичков, в волшебный мир студенческой жизни, музыки, дружбы »(Борис Канюка).

Это высказывание тех, кто познакомился с Чубом в 50-е.

Но, возможно, еще больше общения с Владимиром Дмитриевичем дало мне и моим товарищам - участникам капеллы второй половины 1970-х годов, которые называют «годами застоя». Романтика 50-х была в далеком прошлом. Наступили совсем другие времена. Инициатива, мягко говоря, не приветствовалось. Те, кто пытался творить, очень часто слышали: «Не высовывайся!», «Тебе что - больше всех надо?» И тому подобное.

А Чубинский учил нас не бояться действовать так, как считаешь нужным, не оглядываясь. Те же небольшие концерты, что капелисты давали по вечерам на улицах Киева в любом месте - в подземных переходах, на улицах, на Владимирской горке - ни с кем не согласовывая ни мест проведения, ни репертуара. А еще он учил нас быть лидерами. Своим примером демонстрировал, что в некоторых случаях надо выходить перед людьми и управлять - давать команды, подбадривать товарищей, вселять в них уверенность, следить, чтобы никто не оставался без дела. Причем всего этого учил, не читая нотации (хотя бывало и такое), а своим примером.

Почти четверть века В.Д.Чубинского нет с нами. Но он остается в памяти всех, кто его знал. И в своих песнях, которые звучат со сцены и по радио. И известной из них - «Марш КПИ».

В.Игнатович

На фото: Капелисты на железнодорожном вокзале в Каунасе, куда коллектив приехал на конкурс студенческих хоров "Juventus-75". У центре с гитарой - В.Д.Чубинский. Декабрь 1975 года.