В мае 2005 года на Конференции министров образования стран Европы в г. Берген (Норвегия), когда Украина подписала Болонскую декларацию, присоединившись к процессу создания Общеевропейского пространства высшего образования, Болонский процесс в Украине перешел в практическую плоскость, что обусловило потребность в адаптации системы образования с требованиями Болонского процесса.

В этом свете интересно знакомство с системами образования стран, которые доказали свою конкурентоспособность на мировом рынке. Соединенные Штаты Америки являются одной из таких стран, университеты которой регулярно попадают в рейтинг лучших учебных заведений мира.

Существует много различных мнений о системе американского образования. Одни называют ее лучшей в мире и говорят, что образование в области бизнеса (в частности, образование маркетолога), полученная в другой стране, не сравнится с образованием, полученным в Штатах. Другие считают, что американская система образования сегодня переживает кризис, и вообще ее трудно назвать системой. Действительно, 3500 американских университетов и колледжей тяжело объединить в систему с едиными нормами и правилами, как во многих других странах. Образование здесь отличается высокой степенью децентрализации. Федеральное правительство не имеет права определять политику и учебные программы вузов. Решение по этим вопросам принимаются на уровне властей штата или округа.

Но это совершенно не говорит о кризисе. На мой взгляд, разговоры о кризисе можно отнести разве что к среднему образованию и к уровню подготовки большинства выпускников американских средних школ по сравнению с более фундаментальной подготовкой выпускников школ в других странах, в том числе и в Украине. Наверное, поэтому так часто в разных источниках встречается фраза, что "среднее образование лучше получать в Европе, а высшее образование - в США".

В США существуют высшие учебные заведения различных типов:

1. Двухлетние учебные заведения (Communиty или Junиor колледжи), которые предлагают два типа программ: полностью академические программы (готовят студентов к переходу в четырехлетние учебные заведения, которые дают степень бакалавра) и программы с практической ориентацией (дают профессиональное образование в различных областях).

2. Колледжи или университеты (иногда употребляют термин "институт", когда речь идет об учебных заведениях технической ориентации), что предоставляют степень бакалавра. Несмотря на то что термины "колледж" и "университет" в США часто являются синонимами (оба они предоставляют диплом о высшем образовании), между ними есть разница. Университет - понятие более широкое. Когда-то университетом называли учебное заведение, которое имело докторские программы. Сегодня университетом можно назвать любой вуз, имеющий программы последипломного образования. Словом "колледж" называют как самостоятельное высшее учебное заведение (с двухлетним или четырехлетним сроком обучения), которое дает степень не выше бакалавра, так и подразделение (факультет) университета, что готовит специалистов какой-то определенной области знаний. Часто для такого подразделения употребляют также слово "школа" (например, Бизнес-школа им. Робинса Университета Ричмонда). Хотя следует отметить, что в США законодательно не регламентировано, какой ВУЗ должен называться "университетом", а какой - "колледжем".

По типу финансирования выделяют учебные заведения штата и частные учебные заведения. Первые финансируются в основном из бюджета штата, в котором они находятся. Студенты, живущие в этом штате, как правило, платят за обучение меньше чем студенты из других штатов и из-за рубежа. Частные учебные заведения часто являются более дорогостоящими - они не получают финансовой поддержки ни от штата, ни из федерального бюджета. Все студенты частных университетов платят одинаковую сумму за обучение, независимо от места их постоянного проживания. Количество студентов, обучающихся в частных вузах, гораздо меньше тех, что обучаются в учебных заведениях штатов (2 миллиона против 5 миллионов). Хотя это вовсе не свидетельствует о меньшей популярности частных вузов. Напротив, почти все престижные университеты США являются частными. Просто плата за обучение там очень высокая, и далеко не все желающие могут себе позволить учиться в частных вузах.

В высших учебных заведениях США ежегодно обучаются 550 тыс. иностранных студентов, на которых вузы зарабатывают около 10,5 млрд. долл. Для иностранных студентов особенно привлекательны специальности в сфере бизнеса и управления (финансы, банковское дело, маркетинг), права и компьютерных наук.

Поскольку моя стажировка в США проходило по направлению Business Administration со специализацией в области маркетинга, хотелось бы более подробно остановиться на различиях в преподавании маркетинга в американских и украинских вузах.

Что же делает американские университеты настолько привлекательными для студентов других стран? И действительно ли американское высшее образование в сфере маркетинга лучше нашего?

Конечно, в США вузы имеют превосходное техническое оснащение учебных аудиторий, что не может не стимулировать интерес к учебе. Американские вузы дают студентам огромное количество дополнительных возможностей, таких как Языковый центр (где студентам помогают учиться правильно составлять любые письменные работы, делать доклады, презентации, выступать перед аудиторией) или Центр развития карьеры (где студентам помогают с трудоустройством, дают возможность непосредственно на территории университета пройти интервью с представителями ведущих американских компаний).

Также нельзя не согласиться с тем, что американские методы преподавания маркетинга эффективны. Хотя бы потому, что они оправдывают себя на практике. И компании, в которых работают маркетологи, окончившие американские вузы, занимают ведущие позиции во всем мире. С другой стороны, все же не стоит говорить о безусловном преимуществе американского образования.

По моему мнению, одним из преимуществ американской системы обучения является то, что она дает возможность более осмысленно подойти к одному из важнейших решений в жизни - выбора профессии, поскольку это решение студенты принимают к концу второго года обучения, до этого же они выбирают только университет и различные базовые предметы по различным направлениям. У нас же специальность чаще всего выбирается из соображений престижности или по совету родителей. И часто студент, поступивший на специальность "Маркетинг" или "Внешнеэкономическая деятельность", слабо представляет себе, чем он будет заниматься после окончания вуза.

Кроме основной специальности (Major), студенты выбирают также вторую специальность (Minor). Причем у студентов, обучающихся в бизнес-школе, вторая специальность может быть связана вовсе не с бизнесом. Популярной среди студентов-маркетологов второй специальностью является иностранный язык. После того, как решение о выборе специальности принято (причем его можно менять), американские студенты начинают выбирать предметы уже из своей специализации или из смежных отраслей. Некоторые предметы являются обязательными, остальные - по выбору.

Свободный выбор предметов в американских вузах обуславливает отсутствие академических групп, а также разный уровень подготовки студентов, записавшихся на один и тот же курс. Например, часть студентов, записавшихся на курс "Международный маркетинг", уже прослушали курс "Международный бизнес", "Маркетинговые исследования" и "Интегрированные маркетинговые коммуникации", а некоторые студенты прослушали только курс "Основы маркетинга". То есть, преподаватели должны разрабатывать свои курсы так, чтобы, с одной стороны, всем было понятно, а с другой - чтобы не было скучно "продвинутым" студентам. Должна сказать, что с этой задачей американские преподаватели справляются отлично. Кроме того, почти все преподаватели имеют свои web-страницы с подробной информацией о себе и о курсах, которые они читают.

В американских университетах нет четкого разделения пар на лекции и практические занятия. На одном занятии преподаватель может рассказывать только теоретический материал, на другом - после изложения теории может провести небольшую дискуссию, на третьем - показать видеоматериалы к теме, на четвертом - студенты сами готовят презентацию, на пятом - пишут тест и тому подобное. Абсолютно все преподаватели в бизнес-школе, объясняя теоретический материал, используют PowerPoint-презентации.

Из моих наблюдений, американские преподаватели не уделяют теории столько времени, сколько в наших университетах. В аудитории теорию преподают достаточно коротко, только основные моменты, остальное студенты имеют прочитать сами. Должна признаться, что, получив образование маркетолога в Украине (кафедра промышленного маркетинга НТУУ "КПИ"), в Штатах я почти ничего нового по теории маркетинга не узнала. Зато большое внимание в аудитории уделяют примерам, причем приводит их не только преподаватель, но и сами студенты. Как правило, это очень интересно, поскольку в каждом классе учатся студенты из разных стран, и они могут рассказать то, о чем не написано ни в одном учебнике.

Задачи, что получают американские студенты в течении семестра, включают в себя большой объем теоретического материала, который нужно прочитать самостоятельно, небольшие индивидуальные задания (например, после просмотра видеоматериалов нужно изложить свой взгляд на рассматриваемую проблему) и несколько групповых проектов.

Ну и, наконец, несколько слов об оценке знаний студентов. Устные экзамены в Америке просто не приняты. Большинство экзаменов проходит в виде тестов с различными типами вопросов. Кроме того, обязательны домашние задания, которые или сдают на паре преподавателю, или посылают ему по электронной почте. То есть, американские студенты учатся не только в период сессии, но и в течении года. Оценку по курсу выставляют на основании работы студента в течении семестра. Сложно найти учебный курс, заключительный балл по которому основывался бы на одном экзамене в конце семестра. Каждый преподаватель в начале семестра раздает всем студентам Syllabus, в котором представлены все требования к предмету, задачи, структура курса, а также - с каких компонентов состоит итоговая оценка по предмету.

Проанализировав некоторые аспекты преподавания маркетинга в американских вузах, можно сделать вывод, что есть некоторые различия между американскими и украинскими университетами, но эти различия скорее относятся к самой системе образования США и техническому оснащению аудиторий, а не к методам преподавания маркетинга и качества маркетингового образования в целом . На мой взгляд, в некоторых украинских вузах можно получить образование маркетолога ничуть не хуже, чем в США. Очень хотелось бы, чтобы таких вузов у нас в стране было как можно больше!

Татьяна Гавриленко, ассистент кафедры промышленного маркетинга