Иностранный язык (ИЯ) - один из основных механизмов реализации интеграционных процессов, мобильности студентов, ученых и специалистов, особенно учитывая Болонские договоренности. И много лет обучения ИЯ в КПИ носило факультативный характер и не имело коммуникативного направления (иностранный изучали только до 3-го курса, общее состояние обучения оставалось неудовлетворительным, об этом свидетельствуют и отзывы студентов, и замечания работодателей).
Несколько лет назад в НТУУ "КПИ" было объявлено, что иностранный язык приобретает приоритетное значение для студентов технических специальностей с учетом реформирования высшего образования в соответствии с Болонской декларацией. Поэтому с 2004 года в университете введено учебные программы в соответствии с концепцией трехступенчатой непрерывной системы изучения иностранных языков: 1 степень - 1, 2 курсы - общетехнический иностранный язык; 2 степень - 3, 4 курсы - иностранный язык профессионального направления, 3 степень - 5, 6 курсы - иностранный язык для магистров.
Рассмотрим основные мероприятия, направленные на повышение качества обучения ИЯ.
Показатель "качество обучения" состоит, условно говоря, с качества кафедр ФЛ, студента, факультета, университета и внешних факторов.
Чтобы улучшить качество кафедр ФЛ, мы сфокусировали усилия на мероприятиях, которые повышают качество учебного процесса. Интегральными составляющими этих мероприятий являются: качество комплекса учебно-методических материалов (УММ) качество кадрового состава УПП; качество менеджмента учебного процесса.
Качество комплекса УММ
За последние 4 года разработан абсолютно новый комплекс УММ для студентов 1-4 курсов. Он имеет четкое профессиональное направление, базируется на всех возможных средствах обучения для аудиторной и индивидуальной и самостоятельной работы. При его создании мы руководствовались соответствующими нормативными документами, сотрудничали с выпускающими кафедрами. Большинство УММ утверждено выпускающими кафедрами или в целом факультетом.
Поскольку у нас нет финансирования и преподаватели самостоятельно печатают УММ, то распространенной на данный момент остается практика, когда преподаватель приходит к студентам с контрольным экземпляром УММ, а студенты должны скопировать его. Такая ситуация не может повысить качество обучения.
В учебном процессе также используем технические средства обучения (ТСО) - аудио- и видеоматериалы. Но не на всех факультетах есть возможность применять ТСО, поскольку нет тока в аудиториях, магнитофонов, и тем более телевизоров.
А еще мы предлагаем инновационные методы обучения, такие как электронные библиотеки. Разработаны сайты кафедр ФЛ, где изложены УММ в электронной форме как для аудиторной, так и для самостоятельной работы; разработана стратегия внедрения информационных технологий при изучении иностранных языков, разработаны учебные материалы на основе мультимедийных технологий. Но требует ускоренного решения вопрос о мультимедийном оборудовании соответствующих аудиторий.
Качество кадрового состава УПП существенно влияет на качество обучения.
Кадровая политика ФЛ направлена на привлечение талантливой молодежи к учебному процессу, на повышение квалификации в ведущих вузах Украины, в Британском совете и американских организациях языкового образования. Преподаватели ИЯ участвуют в конференциях и семинарах, отслеживают и внедряют новые методики обучения, сотрудничают с другими вузами относительно проблем языковой подготовки.
Качество менеджмента учебного процесса
Основными направлениями менеджмента обучения ИЯ мы считаем введение Европейского языкового портфеля (ЕЯП) для инженеров и сквозной мониторинг качества обучения ИЯ.
Предложенная структура языкового портфеля базируется на нормативных документах и применяется как инструмент оценки и самооценки достижений студента в процессе изучения ИЯ, инструмент демонстрации результата обучения, средство обратной связи в учебном процессе, средство реализации образовательных целей в овладении иностранным языком, мотивации и автономного изучения иностранного языка.
Обеспечивая принцип непрерывного обучения ИЯ в НТУУ "КПИ", такая структура позволяет охватить и спланировать весь комплекс аудиторной, самостоятельной и индивидуальной деятельности студента, обеспечивает студентов средствами определения уровня владения ИЯ на каждую ступень обучения, инструкциями, рекомендациями и памятками для приобретения иностранных речевых навыков и умений, способствует обучению на протяжении всей жизни, планированию процесса, управляемого преподавателем, и собственного обучения и самоконтроля, дает возможность преподавателю выступить в роли координатора, а не только инициатора учебного процесса, индивидуализирует обучение, позволяет теснее сотрудничать с каждым студентом, повышает мотивацию студентов в изучении ИЯ, поощряя их к творчеству, ответственности, инициативности, самостоятельности.
Мониторинг качества обучения ИЯ в НТУУ "КПИ" проводится по методикам Научно-исследовательского центра прикладной социологии "Социоплюс" на уровнях:
• ректората - для изучения мнения студентов старших курсов относительно уровня их образовательной подготовки и соответствия полученного образовательно-квалификационного уровня требованиям рынка труда (по изучению ИЯ)
• ФЛ - с целью получения выборочной информации о состоянии языковой подготовки на определенных факультетах;
• сквозной мониторинг по инициативе кафедр иностранных языков для исследования глубинных факторов, влияющих на качество обучения ИЯ.
С помощью методик ЕЯП и результатов сквозного мониторинга определены характеристики остальных составляющих качества обучения ИЯ. Приводим факторы, отрицательно влияющие на качество изучения ИЯ.
"Качество" студента
1. Уровень студентов-первокурсников не соответствует задекларированному как исходный уровень выпускников средней общеобразовательной школы.
2. Количество часов на изучение ИЯ недостаточно.
3. Добросовестно ИЯ изучают менее 30% студентов.
4. Только 7% студентов планировали бы защищать дипломную работу на иностранном языке, если бы у них был выбор.
5. Только 13% студентов принимали бы участие в конференциях / семинарах на иностранном языке.
6. Только 14% студентов имеют опыт работы по специальности с использованием приобретенных в университете знаний по иностранному языку, в то время как 30% студентов имеют опыт работы не по специальности.
7. Только 45% студентов ответили, что получают в университете уровень владения ИЯ, достаточный для будущей профессиональной деятельности.
8. Только 41% студентов считают, что уровень владения ИЯ отвечает необходимым требованиям для обучения за рубежом.
9. Только 33% студентов ответили, что знания по ИЯ нужны им для дальнейшей работы по специальности.
10. Лишь 16% студентов считают, что контроль знаний не влияет на успеваемость.
11. Лишь 33% студентов всегда выполняют домашние задания.
12. Только 14% студентов ответили, что в обучении используются новейшие методы обучения (ТСО, интерактивные формы занятий).
"Качество" факультета
Желаемого результата по языковой подготовке студентов можно достичь в сотрудничестве кафедр ФЛ и выпускающих кафедр и факультетов. Первоочередными задачами для факультетов по улучшению состояния обучения ИЯ в настоящее время считаем введение форм контроля (аттестации, зачеты, и желательно экзамен на 4-м курсе), создание условий для учебного процесса (специализированные аудитории, ТСО, содействие в обеспечении УММ), сотрудничество относительно содержания УММ.
Т. П. Павлова, зав. кафедры англ. языка технического направления №2
Особенность современного этапа, которая определяется необходимостью очень быстрого реформирования в системе иноязычной подготовки студентов для успешного вхождения в Болонский процесс в 2010 году, то есть за 3 года, требует не постепенного развития, а качественного рывка, который предусматривает, во-первых, консолидацию усилий всех кафедр ФЛ, во-вторых, и это самое актуальное, более тесные связи с профилирующими кафедрами, которые выступают для нас социальным заказчиком. Практическое воплощение такого рывка мы видим в том, что в рамках комплексной программы обеспечения качества обучения в НТУУ "КПИ" на ФЛ разрабатывается концепция научно-методического проекта "Приближение качества иноязычной речевой подготовки бакалавров и магистров к европейским стандартам".
Основной подход при разработке концепции - синергетический - базируется на принципах системности, междисциплинарности и интегративности. Реализация этих принципов будет осуществляться по двум стратегиями: краткосрочной (предусматривает заметное улучшение качества иноязычной подготовки студентов в ближайшем будущем) и долгосрочной (поднятие уровня владения иностранными языками наших студентов до приемлемого в странах Болонского пространства и определенного в Общеевропейских Рекомендациях с языкового образования). Для решения стратегических задач проекта созданы рабочие группы из преподавателей разных кафедр ФЛ, деятельность которых предполагает тесное сотрудничество с профилирующими кафедрами.
Анализ недостатков обучения ИЯ (иностранных языков) и наши предложения по улучшению состояния дел мы представим как 7 аспектов.
1 аспект. К ректорату.
Одна из причин, которая мешает успешному усвоению вузовского курса по иностранному языку, состоит в том, что большинство студентов, по данным входного тестирования, не усвоили школьную программу. И тогда учебное время 1-2 курсов тратится на то, чтобы наверстать упущенное в школе. Однако ВУЗ не должен дублировать среднюю школу. В качестве превентивной меры можно было бы предлагать включить иностранный язык к вступительным экзаменам в КПИ. Но такой подход вызывает возражения со стороны факультетов, которые имеют проблемы с привлечением абитуриентов: это может привести к недобору студентов. Но существует достаточное количество очень престижных специальностей. Поэтому просим:
1) рассмотреть возможность включения иностранного языка к вступительному экзамену в зависимости от специальности;
2) включить иностранный язык в перечень обязательных предметов и итоговых экзаменов на ФДП;
3) обязать Политехнический лицей согласовывать программу по иностранному языку с кафедрами иностранных языков технического направления ФЛ.
2 аспект. В деканаты.
Значительные проблемы связаны с недостаточной мотивацией студентов. В связи с этим считаем необходимым:
1) ввести обязательные формы контроля (промежуточные аттестации) с иностранного языка на 8-й и 14-й неделе в каждом семестре;
2) при соответствующем решении кафедры иностранного языка обязывать определенных студентов проходить повторный курс по иностранному языку за соответствующий семестр.
3 аспект. К профилирующих кафедр.
Содержание обучения на старших курсах должно формироваться по следующей схеме:
1) кафедры предоставляют нам тематический план теоретических курсов по специальности и некоторые текстовые материалы в виде монографий, диссертаций, статей на иностранном языке;
2) студенты старших курсов осуществляют дополнительный тематический информационный поиск под контролем преподавателя ИЯ;
3) подобранный иноязычный материал служит текстовым учебным материалом для формирования умений иноязычного чтения, говорения, аудирования и письма, включая навыки написания рефератов, аннотаций, докладов, проведения устных презентаций и тому подобное.
Другое направление сотрудничества с выпускающими кафедрами - защита бакалаврских и дипломных работ на иностранных языках.
Каждую весну мы проводим научные конференции, где студенты 3-4 курсов представляют свои доклады на темы специальности на английском языке. Есть факультеты, например ИЭЭ, которые активно поддерживают нас, материально поощряют лучших студентов. Мы готовы проводить на базе НТУУ "КПИ" всеукраинские студенческие научные конференции иностранными языками и сделать нашу ежегодную олимпиаду по ИЯ межуниверситетской.
4 аспект. Сквозная подготовка.
Логичной представляется схема, когда полный цикл обучения осуществляется в пределах одной кафедры. Тогда можно, во-первых, создать общую сквозную программу обучения, во-вторых, отслеживать прогресс каждого студента от курса к курсу, в частности с помощью языкового портфеля студента.
5 аспект. Количество часов.
Ограниченная сетка часов: 2 часа в неделю для группы в среднем из 15 человек означает 6 минут в неделю для 1 студента. За 6 минут в неделю студенты должны научиться свободно общаться ИЯ при очень низком входном уровне. Поэтому нужно как минимум 6 часов в неделю на I курсе и 4 часа на остальных курсах + специальным образом спланированную и организованную самостоятельную работу, то есть количественная и методическая интенсификация.
6 аспект. Диверсифицированные модули обучения.
Рабочая группа ФЛ по контролю и тестированию разрабатывает новую редакцию тестов входного контроля первокурсников для ранжирования их по трем уровням и создание для них соответственно базового, корректирующего и усиленного модулей обучения, что будет способствовать созданию гибкой модели обучения. Дополнительной формой работы со студентами младших курсов с недостаточным входным уровнем владения иностранным языком могут стать хозрасчетные курсы, предложения по организации которых поступают от самих студентов.
Целесообразным было бы восстановить спецгруппы или пилотные группы на 3-4 курсах, которые учились бы по усложненной программе. Таким студентам планируется выдавать соответствующие сертификаты для повышения конкурентоспособности выпускников КПИ на общеевропейском рынке труда.
7 аспект. Кадровый вопрос.
В последнее время распространилась тенденция проведения занятий иностранным языком преподавателями профилирующих кафедр. По мнению Еврокомиссии, лучший преподаватель иностранного языка для профессионального общения - это специалист с двойным образованием. Поскольку случаи двойного высшего образования не являются типичными для украинской образовательной среды, мы искренне поддерживаем такие начинания и инициативы со стороны преподавателей специальных кафедр, но просим не забывать, что владеть иностранным языком и обучать иностранному языку это вещи разные. Мы готовы оказывать методическую и консультативную помощь в различных формах, ведь мы союзники, мы делаем одно дело, у нас единая цель - поднять престиж иностранного языка среди студентов, их мотивацию, а затем и их уровень владения иностранным языком.
Но самый кадровый резерв кроется, как это часто бывает, рядом. У нас есть три выпускные лингвистические кафедры, которые готовят переводчиков технической литературы. Каждый год мы трудоустраиваем их в нашем университете (12 за последний год). Несмотря на очень высокую языковую подготовку и осведомленность в общих педагогических и методических вопросах, им не хватает знаний о специфике преподавания ИЯ для профессионального общения, особенно на технических факультетах. Они получают такие знания уже когда работают, на практике. Если наши студенты-лингвисты смогут параллельно со своей специализацией квалифицироваться как преподаватели ИЯ технического направления, это станет нашим брендом - КПИ будет не только единственным в Украине университетом, который готовит таких специалистов, но и раз и навсегда решит кадровый вопрос как самодостаточная структура, которая производит из своих студентов преподавателей для своих студентов остальных факультетов.
Подытоживая, отмечу: у нас есть самое ценное - высококвалифицированные преподаватели ИЯ, у нас есть настрой на сотрудничество факультетов, имеется поддержка ректората. Не хватает только обобщающего инструмента, который бы свел эти звенья в единую систему и сделал их эффективными. Мы надеемся, что таким инструментом станет концепция, которую мы сейчас разрабатываем и воплощаем в учебный процесс. Все ради того, чтобы наши студенты лучше владели языками, а наш университет занял достойное и подобающее ему место в общеевропейском пространстве.
Автор: Н.С. Саенко, декан ФЛ