13 ноября 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения главного конструктора космической техники Георгия Николаевича Бабакина - член-корреспондента АН СССР, доктора технических наук, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии. Под его руководством были созданы автоматические межпланетные станции (АМС) серий "Луна", "Венера", "Марс", что впервые в истории человечества совершили мягкие посадки на Луну, Венеру и Марс. Первые искусственные спутники Луны и Марса, первая в мире доставка лунного грунта на Землю, первый в мире "Луноход" - это тоже разработки КБ, которым руководил Г.Н.Бабакин. И все это - за шесть лет!
Г.Н.Бабакин родился 13 ноября 1914 года в Москве. Отца своего не помнил, ибо вскоре после рождения сына он уехал на фронт, а в 1917 г. умер. Воспитывал Георгия отчим - Николай Дмитриевич Банкетов. В конце 1919 г. семья Банкетова переехала в комнату в коммунальной квартире, где проживало 20 человек. В этой квартире Г.Н.Бабакин прожил 40 лет.

В 1923 году он пошел в семилетнюю школу. После окончания школы в 1930 году поступил на шестимесячные курсы радиомонтеров, организованные Центральной радио-лабораторией Общества друзей радио. Эти курсы были единственным местом, где Бабакин получил специальное образование в стационаре.

После окончания курсов в октябре 1930 г. Г.Н.Бабакин работает в радиослужбе при Московской телефонной сети, обеспечивает трансляцию театральных спектаклей, съездов, конференций, а также парадов и митингов с Красной площади. В 1932 г. он переходит на работу в Парк культуры и отдыха "Сокольники" - старшим радиотехником. В 1936 г. его призвали в армию, но через полгода комиссовали по состоянию здоровья. Вернувшись домой, Г.Н.Бабакин устроился на работу в Центральный парк культуры и отдыха им. М.Горького. Здесь он, в частности, разработал и сдал в эксплуатацию трехканальную систему усиления в Зеленом театре для художественных театральных передач.

В 1937 году он женился на студентке Московского строительного института Анне Гойхман, по настоянию которой экстерном сдал экзамены за 10-й класс средней школы и поступил на заочное отделение Института связи. Через войну и колоссальную загруженность закончил институт только через 20 лет - в 1957-м.

В ноябре 1937 г. Г.Н. Бабакин перешел в лабораторию автоматики Академии коммунального хозяйства, где занимался, в частности, разработкой автоматических фотоэлектронных анализаторов для контроля качества воды. С 1943 г. Г.Н.Бабакин работал в Московском институте автоматики, где за шесть лет прошел путь от заведующего лабораторией до главного конструктора, хотя в то время еще не имел высшего образования. Выполнял различные разработки, среди которых - система слежения до авиационного магнитного компаса, сигнализатор температуры кондитерской фабрики, указатель курса троллейбуса, автомат защиты электромотора троллейбуса от перегрева. Общим во всех этих проектах было дистанционное управление объектами.

В 1949 г. КБ Г.Н. Бабакина переводят в НИИ-88, где он участвует в разработке многоцелевого комплекса ПВО на базе ракеты 112. В этом же году, во время сдачи рабочего проекта, он встречается с С.П.Королевым. Позже, когда будет решаться вопрос о подключении Бабакинского КБ до космической тематики, Королев скажет: "Ему можно доверить".

В 1951 г. по приглашению главного конструктора ОКБ машиностроительного завода С.А.Лавочкина, Г.Н.Бабакин перешел на работу в его ОКБ, где прошел путь от руководителя отдела управления до заместителя главного конструктора по управлению системами. Принимал непосредственное участие в создании зенитно-ракетной системы ПВО Москвы "С-25" (Беркут). Ракеты этой системы стояли на боевом дежурстве более 30 лет. Принимал участие в разработке сверхзвуковой межконтинентальной ракеты "Буря", которая удачно провела 17 испытательных пусков, но проект по решению Правительства был закрыт.

После смерти С.А. Лавочкина в 1960 г. его КБ присоединили к ОКБ-52 (главный конструктор ракетной техники В.Н.Челомей) и поручили доведение морских крылатых ракет. Но после того как Н.С.Хрущева сняли с должности, в конце 1964 г. фирма снова стала самостоятельной - она была реорганизована в Машиностроительный завод им. С.А.Лавочкина, где в марте 1965 г. Г.Н.Бабакин стал главным конструктором.

В СССР тогда главным по исследованию космоса было ОКБ-1 С.П.Королева. Здесь разработали и первый искусственный спутник Земли, и первые пилотируемые космические корабли, и первые межпланетные станции. Кроме того, ОКБ занималось разработкой боевых ракет. В середине 1960-х гг. оно было перегружено большим количеством космических и оборонных тем, что стало причиной многих неудач. С 1958 по 1965 гг. в сторону Луны было запущено 15 межпланетных станций. Из них "Луна-1" пролетела на расстоянии 6000 км от поверхности Луны, "Луна-2" впервые достигла поверхности Луны, "Луна-3" впервые сфотографировала обратную сторону Луны, а все остальные пуски были неудачными. С 1960 по 1964 год в сторону Марса было запущено шесть станций, но ни одна из них не выполнила задачу. С 1961 по 1965 год в сторону Венеры были отправлены три станции, и только "Венера-3" - первая в истории человечества станция, предназначенная для исследования планет - достигла поверхности Венеры.

И тогда Королев, несмотря на то, что имя Г.Н. Бабакина еще не было широко известным в ракетно-космических кругах, решил передать его КБ всю межпланетную тематику, все работы из далекого космоса, включая Луну и поручить ему дальше вести разработки самостоятельно. В 1965 г.. КБ Г.Н.Бабакина получило от КБ С.П.Королева всю техническую документацию по уже разработанных межпланетных станциях и эскизные варианты новых. Похоже, на С.П.Королева подействовала удивительная способность Г.Н.Бабакина убеждать и увлекать, которая позволила в кратчайшие сроки вдохновить коллектив КБ и множество смежников на реализацию сложных космических проектов.
1966 год стал очень результативным годом для Г.Н. Бабакина и его коллектива.

3 февраля 1966 г. автоматическая межпланетная станция "Луна-9" впервые в мире осуществила мягкую посадку на Луну в районе Океана Бурь, и передала телевизионную панораму ее поверхности. Это был первый космический проект Г.Н. Бабакина, и такой успешный!

3 апреля 1966 г. также впервые в мире на орбиту Луны был выведен искусственный спутник "Луна-10", а в августе "Луна -11" стала вторым искусственным спутником.

25 октября 1966 г. АМС "Луна-12" проводит исследования Луны и окололунного пространства, а также фотографирование лунной поверхности.

24 декабря 1966 г. АМС "Луна-13" совершила мягкую посадку в районе океана Бурь. Станция передала на Землю восемь панорам лунной поверхности и провела исследование механических свойств лунного грунта.
За работу над АМС "Луна-9" и "Луна-10" Г.Н. Бабакин удостоен Ленинской премии.

Под руководством Г.Н. Бабакина разрабатываются лунные станции нового поколения. Но дальше наступила полоса неудач. 15 апреля 1969 г. - пуск аварийный, 14 июня 1969 г. - пуск аварийный, 13 июля 1969 г. - аппарат разбивается о поверхность Луны, сентябрь и октябрь 1969 г. - два аппарата остаются на орбите Земли; 6 февраля 1970 г. и 8 июня 1970 г. - два аппарата не достигают даже орбиты Луны. Семь неудачных пусков за полтора года! Но эти неудачи не сломили Г.Н.Бабакина.

17 сентября 1970 г. "Луна-16" приземлилась в районе моря Изобилия. 21 сентября 1970 г. почвозаборное устройство пробурило лунную поверхность и поместило образец грунта в специальный контейнер. 24 сентября 1970 г. спускаемый аппарат приземлился в 80 км от Джезказгана, доставив на Землю лунный грунт общей массой 101 грамм. 17 ноября 1970 г. на поверхность Луны в районе моря Дождей мягко опустилась автоматическая станция "Луна-17". Из нее на поверхность Луны осторожно съехала лунная "колесница" - первый самоходный лунный аппарат - "Луноход-1".
Как начальник расчета двигательной установки коррекции и торможения, я участвовал в комплексных испытаниях и заправке двигательных установок станций "Луна-16" и "Луна-17" на космодроме "Байконур". Обе станции поражали красотой инженерных решений. При проведении комплексных испытаний мне удалось дважды видеть Г.Н. Бабакина, когда он разговаривал с руководителем испытаний и офицерами испытательного управления. Он производил впечатление спокойного, уравновешенного человека, который знает все тонкости своего дела.

Кроме другой различной аппаратуры, на луноходе было установлено прибор для определения механического свойства лунного грунта, рентгеновский спектрометр, рентгеновский телескоп, с помощью которого исследовались дальние внегалактические источники рентгеновских лучей, лазерный отражатель французского производства, с помощью которого проводились измерения расстояния до Земли с точностью до 3 м.

За 301 земные сутки, или 12 лунных рабочих дней луноход прошел 10,5 км, обследовал лунную поверхность на площади около 80 тыс. кв. м, передал на Землю 200 панорам и более 20 тыс. пейзажей лунного ландшафта. В длинную (14 земных суток) лунную ночь луноход "засыпал", а с восходом солнца его деятельность возобновлялась. "Луноход-1" был создан в КБ Машиностроительного завода им. С.А. Лавочкина под руководством Г.Н. Бабакина, самоходные шасси были созданы в НИИ Трансмаш под руководством А.Л. Кемурджиана. Забегая вперед, скажу, что уже после смерти Г.Н. Бабакина на Луну в 1973 году был доставлен "Луноход-2", который проехал уже 37 км.
В 1970 г. за осуществление доставки лунного грунта Г.Н.Бабакину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Параллельно с освоением Луны КБ Г.Н.Бабакина ведет работы по созданию станций для полета на Венеру.
12 июня 1967 г. стартует АМС "Венера-4". Посадочный аппарат в течение полутора часов передавал данные об атмосфере, радиационных поясах и магнитном поле планеты. На расстоянии 25 км от поверхности Венеры связь неожиданно прекратилась. АМС "Венера-5, 6" тоже были раздавлены высоким давлением в атмосфере Венеры на высоте 18-28 км, так как были рассчитаны на давление 25 атм.

15 декабря 1970 г. "Венера-7" впервые достигла поверхности Венеры; по полученным данным давление у поверхности Венеры составил 90 ± 15 атм., а температура 475 ± 200 ° С. Следующие аппараты делались с учетом этих показателей. Всего в сторону Венеры было запущено 16 аппаратов.

Не менее Луны и Венеры ученых интересовала планета Марс. С 1960 по 1963 гг. в сторону Марса было запущено пять аппаратов, но ни один из них не выполнил поставленную задачу. В мае 1971 г. с разрывом в несколько дней с космодрома "Байконур" стартуют АМС "Марс-2" и "Марс-3". Один разбился при посадке, второй совершил мягкую посадку, но через 20 секунд приостановил передачу сигналов. Хотя посадочные модули, "Марс-2,3" вышли из строя, сами орбитальные станции успешно выполнили свои миссии, передав на Землю ценные научные данные.

Под руководством Г.Н. Бабакина велись и сугубо оборонные проекты. В частности, в его КБ были разработаны и построены спутники первого эшелона системы предупреждения о ракетном нападении.

... Шесть лет "космической гонки" нанесли сильный удар по здоровью Георгия Николаевича. Работая по 15-16 часов в сутки и возлагая на себя колоссальную ответственность, он просто "сгорел" на работе. 3 августа 1971 г. Г.М.Бабакина не стало.

Всего шесть лет жизни отдал Г.Н.Бабакин космосу. Но его вклад в развитие практической космонавтики является неоспоримым и общепризнанным. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны (недалеко от кратера Циолковский) и на Марсе.

С достижениями Г.Н.Бабакина можно ознакомиться в отделе авиации и космонавтики им. И.И.Сикорского Государственного политехнического музея при НТУУ "КПИ". Здесь сохраняется технологический макет посадочного аппарата "Венера-4", экспонируется глобус Луны, на котором обозначены места посадки космических аппаратов, его деятельность отражена на стендах.