12 апреля 1961 г. гражданин СССР Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле "Восток" впервые в истории человечества совершил космический полет. Весть об этом событии мгновенно облетела всю планету. Люди - независимо от национальности и политических убеждений - восторженно воспринимали сообщение о полете Гагарина. Кажется, не было еще такого события, которое бы так объединило людей разных стран.

И это было не случайно. Юрий Гагарин осуществил то, о чем люди мечтали веками, чего ждали и готовили на протяжении десятилетий. Его полет стал ярким проявлением способности человека познавать мир и его умение использовать свои знания для воплощения самых невероятных замыслов.

Накануне 50-летия этого полета стоит кратко упомянуть, как люди шли к нему, как накапливали знания и создавали технические средства, необходимые для его осуществления.

Предпосылкой космического полета есть истинные знания о космосе и месте человека в нем. Первые такие знания появились более двух с половиной тысяч лет назад, когда древнегреческий философ Пифагор (VI в. До н.э.) сделал вывод, что Земля, как и другие небесные тела, имеет форму шара. Пифагорейцы утверждали, что Земля, Солнце, планеты прикреплены к небесной сфере и вращаются вокруг центрального огня. Но впоследствии в астрономии утвердилась идея Аристотеля о том, что Земля находится неподвижно в центре Вселенной. Эта идея была положена в основу геоцентрической системы мира Птолемея (II в. н.э.), которая царила 1200 лет.

Польский ученый Н. Коперник в первой половине XVI в. предложил новую гелиоцентрическую систему мира, согласно которой планеты вращаются вокруг Солнца. Основываясь на идеях Коперника, итальянец Джордано Бруно в конце XVI в. делает вывод о бесконечности Вселенной и о том, что звезды - это далекие Солнца, вокруг которых могут вращаться планеты, населенные разумными существами. Использовав идеи Коперника, немецкий ученый Й.Кеплер, обрабатывая данные многолетних астрономических наблюдений датчанина Тихо Браге, в начале XVII в. открывает три закона движения планет, которые сейчас называются законами Кеплера. Основываясь на законах Кеплера, англичанин И. Ньютон в конце XVII в. формулирует закон всемирного тяготения, который и сегодня является основой расчетов движения космических аппаратов вместе с законами ньютоновской механики. Он сделал вывод, что тело, которое движется горизонтально со скоростью 7,9 км / с, не упадет на землю.

В связи с бурным развитием естествознания и техники в XIX веке началось обсуждение возможности полета на другие планеты, на спутник Земли Луну. Появилось много фантастических романов, где описывались космические полеты, средства их осуществления. Их авторы (среди которых наиболее известен Жюль Верн) отправляли своих героев на небесные светила с помощью гигантских пушек, метательных машин, веществ, которые нейтрализуют гравитацию (см. Книгу: Н.А.Рынин "Космические корабли" (1928), которая размещена на сайте http://epizodsspace.airbase.ru). Хотя эти проекты были невыполнимы, но они привлекали внимание многих людей, прежде всего молодежи, к техническим проблемам космических полетов.

Постепенно люди осознали, что единственным средством полета в космос может быть ракета. Конечно, нужно было иметь большое воображение, чтобы увидеть в ракете транспортное средство, ведь много веков ракеты использовались исключительно в фейерверках. В XIX веке появились боевые ракеты которые несли заряд зажигательной смеси или взрывчатки, масса которых не превышала 10 кг, дальность полета - 8 км, а скорость - 20 м / с. А для полета в космос необходимо было все эти параметры увеличить в десятки и сотни раз. Но, как писал в 1898 году К.Э.Циолковский, сначала неизбежно идет мысль, фантазия, сказка, за ними - научные расчеты.

В конце XIX века появились первые проекты аппаратов с ракетными двигателями для полета человека - М.И. Кибальчича, Г. Гансвиндта. Первым, кто подробно описал конструкцию космической ракеты и жидкостного ракетного двигателя, выдвинул ряд предложений по вопросам практической космонавтики (многоступенчатые ракеты, орбитальные космические станции, космические оранжереи и др.), был великий русский ученый К.Э.Циолковский, которого по праву считают основоположником мировой космонавтики. Его труды дали мощный толчок исследовательской мысли в разных странах. Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк, Н.А. Рынин (СССР), Г. Оберт, М. Валье, В. Гоманн (Германия), Р. Годдард (США), Р. Эно-Пельтри (Франция), Э. Зенгер и Г. Нордунг (Австрия), А.А . Штернфельд (Польша, с 1935 - СССР) в своих трудах создавали теорию полета ракеты в космическом пространстве и обсуждали различные аспекты полета в космос: возможности применения ракет, виды ракетных топлив, возможные траектории, системы жизнеобеспечения, возможность переноса человеком перегрузок и невесомости. Чтобы проект космического корабля и космический полет человека стали реальностью, необходимо было представить, предусмотреть, спланировать все существенные аспекты.

В 20-х годах ХХ ст. главными в деле подготовки космического полета стали те, кто создавал ракетные двигатели и ракеты.

Подготовка к запуску первой жидкостной ракеты ГИРД 09 (август 1933 г.) С марта 1921 г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством талантливого инженера-химика М.И. Тихомирова, где разрабатывали боевые пороховые ракеты. В 1928 г. лаборатория была расширена и получила название Газодинамической лаборатории (ГДЛ), сотрудниками которой были В.А. Артемьев, Г.Е. Лангемак, В.П. Глушко (с 1929). В ГДЛ занимались разработкой пороховых, электрических и жидкостных ракетных двигателей.

В 1931 г. в Москве было создано на общественных началах группу изучения реактивного движения (рус .: Группа изучения реактивного движения - ГИРД), творческое ядро которой составили Ф.А.Цандер, Королев, М.К.Тихонравов, Ю .А.Победоносцев, В.П. Ветчинкин. Следует сказать, что хотя многие из тех, кто начал разрабатывать ракеты, мечтали о космических полетах, но ракетные двигатели и ракеты создавались прежде всего как боевые.

17 августа 1933 г. на подмосковном полигоне в Нахабино была запущена первая жидкостная ракета 09 конструкции М.К. Тихонравова. В конце 1933 г. ГИРД и ГДЛ были объединены в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), который возглавил И.Т. Клейменов. Успешный полет в 1940 году ракетопланера РП-318-1 конструкции С.П. Королева (в 1924-1926 гг. - студента КПИ) с жидкостным двигателем РДА-1-150 показал, что пришло время практического применения ракетных двигателей. Огромный вклад в развитие ракетного двигателестроения сделал наш земляк В.П. Глушко.

Далее была Великая Отечественная война, в ходе которой фашистская Германия применила новое оружие - крылатую ракету ФАУ-1 и баллистическую ракету ФАУ-2. Это заставило и другие страны сосредоточить усилия на разработке боевых ракет.

В 1946 г. С.П. Королев возглавил разработку мощных ракетных систем. Под его руководством были созданы первые баллистические и геофизические ракеты. При их запуске не только получали данные испытаний, необходимые для их совершенствования, но и изучали параметры околоземного пространства.

В 1949 году началось проведение регулярных геофизических исследований с помощью приборов, установленных на экспериментальных ракетах. В 1951 году советские ученые начали проводить медико-биологические исследования на животных, помещенных в ракеты, при полетах на высоту более 100 км. Хотя ближайшей целью разработчиков ракет было создание мощного оружия для защиты Отечества, но они смотрели в будущее и проводили исследования, готовили космический полет человека.

С.П. Корольов 27 августа 1957 г. в СССР был осуществлен первый полет межконтинентальной баллистической ракеты. Расчеты показывали, что она может вывести на околоземную орбиту искусственный спутник Земли. Поскольку запустить такой спутник уже пообещал президент США, было принято решение ускорить подготовку и запустить простейший спутник. Этот запуск был осуществлен 4 октября 1957 г., что и положило начало космической эре человечества. Через месяц, 3 ноября 1957 г., в космос полетела собака Лайка. Выбор собак не был случайным, они наиболее легко поддавались тренировке и привыкали к отведенным им местам в биоконтейнерах. Успешные полеты животных приближали время полета человека в космос. Перед учеными и конструкторами встали новые инженерно-технические задачи, которые нигде, никогда и никем не выполнялись: нужно было создать ракету-носитель, оснащенную мощными двигателями, специальный космический корабль, наземные измерительные пункты, испытательный полигон, и весь этот комплекс всесторонне испытать.

Академики В.А. Энгельгардт, М.М. Сасакян, П.К. Анохин, В.В. Парин, В.М. Черниговский приняли активное участие в детальном и всестороннем обсуждении медико-биологических проблем, связанных с полетом человека в космос, и, в конечном итоге, был сформулирован научно обоснованный вывод: полет человека в космос возможен и может быть организован с необходимой степенью безопасности.

По предложению С.П. Королева, в середине 1959 г. начался отбор космонавтов среди летчиков. Н.А.Гуровський, Е.А. Карпов, В.В. Парин разработали специальную инструкцию по отбору кандидатов среди летчиков-истребителей. В условиях секретности кандидатам предлагали принять участие в опасных испытаниях новой техники. О полете в космос не говорили. Из 250 человек, которые прибыли в Москву на медицинскую комиссию, было отобрано 20: Ю.А. Гагарин, Г.С. Титов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович, В.Ф. Быковский, В.М. Комаров, П.И. Беляев, А.А. Леонов, Б.В. Волынов, Е.В. Хрунов, Г.С. Шонин, В.В. Горбатко и еще 8 летчиков, которым по разным причинам не удалось побывать в космосе. В январе 1960 г. был организован отряд космонавтов. Начались занятия и интенсивные тренировки на различных стендах, в барокамере, сурдокамере, на центрифуге.

19 августа 1960 г. в космос был запущен корабль-спутник с собакой Чернушкой, морскими свинками, мухами, бактериями и семенами растений. В кресле сидел манекен "Иван Иванович". Корабль облетел вокруг Земли за 88 минут и благополучно приземлился.

21 марта 1961 г. в космос запущен 5-й корабль-спутник с манекеном, одетым в настоящий скафандр. Вместе с манекеном планету облетела собака Звездочка, имя которой перед стартом дал Ю.А. Гагарин.

Все это время руководители присматривались к будущим космонавтов. Кто первым полетит в космос? Организатор и первый начальник центра подготовки космонавтов Е.А.Карпов вспоминал: "Основное внимание было решено обратить на высокий моральный уровень человека, его духовный мир, на идейную убежденность и глубокую сознание. Только высоко сознательные, а не автоматические действия потребуются от космонавта в сверхдальних, сверхвысоких, сверхскоростных рейсах ".

Нужен был человек с качествами первооткрывателя, человек, на которого впоследствии стали бы равняться другие. С первой "авангардной" шестерки космонавтов был избран Ю.А.Гагарин. После долгих исследований многих факторов были приняты во внимание неоспоримые Гагаринские добродетели: беззаветный патриотизм, непреклонная вера в успех полета, отличное здоровье, неиссякаемый оптимизм, гибкость ума и любознательность, смелость и решительность, аккуратность, трудолюбие, выдержка, простота, скромность, большая человеческая теплота и внимательность к окружающим его людям.
... И пора!

12 апреля 1961 г. за 40 минут до старта Ю.А. Гагарин занял место в космическом корабле. Он был спокоен. "Прошу передать врачам, что самочувствие у меня отличное, пульс нормальный", - передал Ю.А.Гагарин оператору "Зари".

В 9 часов 07 минут по московскому времени ракета-носитель с космическим кораблем "Восток" стартовала и успешно вывела его на околоземную орбиту с апогеем 327 км и перигеем 181 км. При орбитальном полете Ю.А.Гагарин, находясь в состоянии невесомости, проводил наблюдения и простые эксперименты, делал записи карандашом, поддерживал радиосвязь с землей. Выполнив один оборот вокруг Земли, через 108 минут после старта Ю.А.Гагарин приземлился вблизи города Саратова.

Осуществилась тысячелетняя мечта человечества - преодолев силу земного притяжения первый человек планеты Земля вырвался в космическое пространство. Весь мир аплодировал первому "Колумбу Вселенной". Он положил начало пилотируемого освоения космического пространства. Его имя навсегда сохранится в памяти людей.

Украина внесла весомый вклад в развитие ракетно-космической техники, дав миру целую плеяду выдающихся ученых и конструкторов. В Украине проживает более тысячи ветеранов космодрома Байконур, среди которых и участники запуска Ю.А.Гагарина в космос. Это А.А. Березовый, В.Т.Гладченко, В.М.Миров, А.П.Завалишин, А.О.Давиденко, Г.П.Понамарьов, О.Г.Свириденко, А.П. Затона, В.О.Недобежкин, Е.С.Магельницкий, О.О.Кривушко, В.В.Мирошник, С.Р.Солдатенко, В.М.Орешкин, М.И.Старостин. Своим участием в запуске Ю.А.Гагарина они вписали свои имена в эпохальное событие мировой космонавтики. Большой вклад в разработку и создание ракетно-космических систем сделали ученые Киевского политехнического института.

В 1991 году в Киеве руками ветеранов космодрома Байконур, которые принимали участие в строительстве космодрома, запусках искусственного спутника Земли, пилотируемых космических кораблей, автоматических межпланетных станций "Луна", "Венера", "Марс", под руководством первого председателя Федерации космонавтики Украины генерала О .М.Войтенка и председателя Всеукраинского совета ветеранов Байконура генерала В.И.Катаева был создан Музей истории космонавтики. В 2008 году этот музей был размещен в Государственном политехническом музее при НТУУ "КПИ". Музей богат уникальными экспонатами, что вызывают огромный интерес у посетителей: спускаемый аппарат серии "Восход", побывавший в космосе, спускаемый аппарат АМС "Венера", двигательная установка боевой ракеты 8К.63 (Р-12), глобус Луны, тренажерный комплекс, привезенный из Звездного городка и другие. Только за 2010 год здесь побывало более 10 тысяч посетителей, 45 представителей зарубежных делегаций, космонавты О.А.Леонов, В.А.Джанибеков, С.Е.Савицкая, В.М.Жолобов, Л.К.Каденюк, а еще раньше в музее были американские астронавты Р.Швейкарт, Брусмак-Кайделсе, Чарльз Дюк.

В год 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина хочу выразить глубокую благодарность всем участникам космических свершений и пожелать крепкого здоровья! Вперед, на Марс!

О.С.Болтенко, зав. отдела авиации и космонавтики им. И.Сикорского ДПМ при НТУУ "КПИ", председатель Киевской объединенного совета ветеранов космодромов, заслуженный испытатель Байконура