Специалисты кафедры охраны труда, промышленной и гражданской безопасности совместно со службой охраны труда НТУУ "КПИ" начинают в текущем году рубрику "Формула безопасности", в которой будет предложено читателям газеты "Киевский политехник" ряд статей, посвященных вопросам охраны труда, созданию безопасных условий труда и обучения, безопасности в повседневной жизни, соблюдению основных требований Закона Украины "Об охране труда" руководителями и сотрудниками структурных подразделений университета.

Несмотря на бурное развитие науки и техники в различных областях, основной движущей силой была и остается человек, который создал эти чудеса, и в то же время остается очень уязвимой для различных рисков в повседневной жизни.

Главная цель публикаций по вопросам безопасной жизнедеятельности заключается в том, чтобы акцентировать внимание сотрудников и студентов нашего университета на существующих возможных рисках, дать советы по их устранению.

На страницах "КП" мы предоставляем возможность выступить специалистам университета, экспертам по охране труда и безопасности. К работе над материалами рубрики мы привлекли и студентов.

Ведущие рубрики А.Пятова и Е.Луцик выражают благодарность сотрудникам редакции газеты "Киевский политехник" за предоставленную возможность по публикации статей, посвященных такой важной проблеме, как безопасность жизнедеятельности.

Для большинства киевлян метрополитен - один из самых быстрых и удобных видов транспорта для передвижения по городу. За один рабочий день услугами "подземки" пользуются примерно 1,4 миллиона человек. Линии киевского метрополитена соединяют важнейшие районы города, давая возможность быстро и сравнительно дешево добраться до места работы или учебы и домой. Чей опыт может помочь Киеву в решении нынешних проблем? Какие есть возможности улучшить качество обслуживания и, самое главное, безопасность пассажиров?

Во-первых, необходимо узнать мнение людей, которые постоянно пользуются метро. Киевляне в целом довольны качеством услуг, предоставляемых метрополитеном. Но у многих также есть собственные замечания. Вот некоторые из них:

продлить время работы метрополитена или сделать его круглосуточным;
открыть больше станций метро на левом берегу Днепра, поскольку жителям таких районов, как Деснянский не удобно добираться до центра города;
запустить новые, более безопасные вагоны с низким уровнем шума;
более вместительные вагоны, вагоны с большим проветриванием т.д.

В странах Евросоюза и даже на российских станциях были приняты дополнительные меры безопасности для пассажиров. Поезда немецкого метрополитена, например, открывают свои двери только если нажать специальную кнопку возле них. Это позволяет пассажирам избежать зажатия дверью.

На всех станциях парижского метрополитена существуют перегородки с раздвижными дверями, также оборудованными рычагами для открытия, которые отделяют зал ожидания от железнодорожных путей и не дают пассажирам упасть на рельсы. Это помогло уменьшить количество несчастных случаев в метрополитене.

Печальный опыт соседней Беларуси, где на центральной станции минского метро было подорвано взрывчатку, должно стать наукой для украинских органов безопасности,

На одной лишь Сырецко-Печерской линии нужно провести укрепление почвы, оборудовать вагоны новой системой регистрации параметров движения, реконструировать систему радиосвязи между станциями и установить камеры видеонаблюдения.

Уровень шума в поездах метрополитена Киева высок. Колеса европейских вагонов специально сделаны малошумными, сами вагоны звукоизолированные так, что внутри можно спокойно перешептываться и слушать музыку. Также, немецкие и французские вагоны движутся без тряски, что было бы очень кстати для Киева.

Киевским метрополитеном каждый день пользуется около 40% пассажиров общественного транспорта. Он заметно снижает загруженность наземного транспорта, особенно в час "пик". Именно в час "пик", особенно на платформах, собирается большое количество людей. Более всего людей собирается на краях платформы и у ее середины. Поэтому кроме сообщений скорее заходить в вагоны, нужно добавить просьба равномерно занимать платформу.

Кроме того, нужно не забывать о Правилах поведения в метро.

Они такие же, как и в наземном транспорте, однако есть и несколько специфических правил, касающихся только этого вида транспорта:

спокойно и осторожно входить на эскалатор, стараться не подталкивать людей впереди и не делать ненужных движений в сторону окружающих;
если рядом с Вами оказалась пожилой человек, необходимо помочь ему при входе на эскалатор или в вагон (и при выходе из него);
не бежать по эскалатору;
не бросать мусор, монеты или другие мелкие предметы, находясь на эскалаторе или в вестибюле метро, и следить, чтобы этого не делали дети;
НЕ прижиматься к перилам эскалатора и к дверям вагонов электричек;
на эскалаторе следует стоять с правой стороны;
входя в вестибюль метро и выходя из него, придерживать дверь.

Соблюдая эти несложные правила, вы обеспечите безопасность как свою, так и окружающих.

Итак, Киевский метрополитен как один из самых популярных видов транспорта должен быть существенно улучшен для удобства и безопасности пассажиров.

В.Беляева, служба охраны труда НТУУ "КПИ", И.Воротягин, ФЭЛ, гр. ГП-92

"По материалам: www.metro.kiev.ua, wikipedia.org, kiev.vgorode.ua