В связи с приближением государственной аттестации студенты некоторых факультетов и институтов обращаются с вопросами о системе оценивания защиты дипломных проектов (работ) и государственных экзаменов.

К этому учебному году оценивания защиты дипломных проектов и работ проводилось только по национальному 4-балльной системе - "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". Члены ГЭК осуществляли оценивание методом экспертных оценок, то есть на основании интуитивного сравнения качества конкретного дипломного проекта и его защиты с определенным гипотетическим идеальным образцом. По теории экспертных оценок вероятность совпадения результатов оценки отдельными экспертами (членами ГЭК) при 4-уровневой шкале достигает 80%.

В этом году, согласно приказу МОН от 05.06.2013 № 683, в новой форме протокола ГЭК по защите дипломных проектов (работ) необходимо проставлять баллы по 100-балльной шкале и оценки национальной и ECTS шкалам, что связано с оформлением приложения к диплому европейского образца.

Требование о введении 100-балльной шкалы оценивания требует использования методов квалиметрии. Поэтому учебно-методическим отделом университета были подготовлены рекомендации по разработке выпускающими кафедрами соответствующих критериев оценки. Использование критериев оценки на основании методов квалиметрии имеет целью более объективная оценка и повышение вероятности совпадения оценок членов ГЭК.

Необходимо отметить, что формирование переводных оценок ECTS должна проводиться по определенным европейскими экспертами правилам. Эти правила указанные во многих документах Болонского процесса, но примем во внимание документы МОН по внедрению приложения к диплому высшего образования европейского образца (DIPLOMA SUPPLEMENT), например, письмо МОН от 10.06.2010 г. ". Рекомендации по заполнению Приложения к диплому европейского образца в вузах Украина ".

Согласно этим правилам все студенты в составе курса / потока, которые изучали определенный кредитный модуль, ранжируются по баллам шкалы вузов (в КПИ это 100-балльная шкала, в других вузах может быть другая), а потом не отдельный преподаватель, а определенный университетский подразделение студентам, положительно прошли курсовую аттестацию, выставляет оценки ECTS: "А" - 10% наиболее успешным студентам, следующим 25% - "В", следующим 30% - "С", следующим 25% - "D", следующим 10% - "E". Европейские эксперты настойчиво подчеркивают важность критерия 10-процентной границы оценки "А".

Обращаю ваше внимание, что практическая реализация такой процедуры в большом по количеству студентов университете организационно слишком сложная. Хотя, например, в Национальном торгово-экономическом университете этот вариант введен. Кстати, при таком подходе, в учебной группе численностью 20 студентов оценку "А" должны получить только 1-2 студенты, а оценки "E" и "D", то есть "удовлетворительно", - почти 7 студентов.

В ходе проведения педагогического эксперимента по внедрению кредитно-модульной системы в нашем университете были апробированы метод прямого перевода баллов шкалы вузов оценкам ECTS. Шкала такого перевода определена международной системой менеджмента качества ISO 9000-2001, который приводится в таблице.

Эта шкала достаточно адекватно отражает желаемый распределение оценок ECTS и прежде всего обеспечивает требования к доле оценок "А".

В конце отметим, что в приложении к диплому европейского образца предоставляется университетская система оценки и оценки студента по всем кредитным модулями именно по этой шкале, поэтому использование другой шкалы для оценки государственной аттестации принципиально невозможным.

В.П. Головенкин, начальник учебно-методического отдела