You are here

Временное положение об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского 5.4. Учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин



Учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин разрабатывается кафедрами, осуществляющими преподавание этих дисциплин. Ответственность за разработку материалов учебных дисциплин кафедры возлагается на заведующего кафедрой.

Учебно-методическое обеспечение дисциплин включает такие документы и материалы:

  • программы учебных дисциплин и рабочие программы кредитных модулей;
  • учебники в соответствии с программами учебных дисциплин и/или конспекты лекций;
  • рекомендации студентам по усвоению КМ (Приложение Г)
  • планы практических и семинарских занятий;
  • учебные пособия к лабораторным работам (лабораторные практикумы)
  • дидактические материалы к учебным занятиям (задания для практических занятий, мультимедийные презентации, демонстрации, плакаты, макеты, модели, компьютерные программы, инструкции, тексты, справочники, стандарты, альбомы, схемы, видео и аудио-записи и т.д., предназначенные для сопровождения учебного процесса);
  • варианты индивидуальных семестровых заданий с КС и рекомендации к их выполнению (может быть частью рекомендаций студентам по усвоению КМ)
  • темы курсовых проектов / работ по учебным дисциплинам;
  • учебные пособия к курсовым проектам / работам;
  • средства диагностики для текущего и семестрового контроля результатов обучения с КС и критериев оценки;
  • задания для проведения комплексных контрольных работ по учебным дисциплинам и критериям оценки уровня подготовки студентов для проведения аккредитации образовательной программы, мониторинга остаточных знаний и умений;
  • по решению кафедры - учебно-методические материалы дистанционного обучения (автоматизированные учебные комплексы: видео-лекции, электронные учебники и практикумы, виртуальные лабораторные работы, средства тестового текущего контроля, методические рекомендации относительно особенностей организации дистанционного и смешанного обучения и т.д.) и систему управления дистанционной формой обучения и веб-ресурсами учебных дисциплин.

Требования к структуре и оформлению программ учебных дисциплин и рабочих программ КМ предоставлены в Методических рекомендациях по составлению программ учебных дисциплин и рабочих программ кредитных модулей.

Программа учебной дисциплины (макет программы в Приложении Д) определяет:

  • цель учебной дисциплины в виде системы способностей (компетенций), типичных задач деятельности и ее место в системе подготовки специалиста (в соответствии с образовательной программой);
  • задачи учебной дисциплины в виде системы ожидаемых результатов обучения - знаний и умений (с указанием уровня их сформированности)
  • объем (учебное время на ее усвоение)
  • изложение структурированного содержания учебной дисциплины;
  • планируемые виды учебной деятельности и методы обучения;
  • оценивание результатов обучения;
  • перечень рекомендуемой литературы, других учебно-методических и дидактических материалов.

С целью обеспечения целостности учебного материала, обеспечения профессиональной направленности содержания обучения, предупреждения возможного дублирования, учета междисциплинарных связей учебные программы рассматриваются методической комиссией того института/факультета, для специальностей которого разработана программа учебной дисциплины. После принятия программы методической комиссией института / факультета она утверждается директором института / деканом факультета (заказчика).

Программы общеуниверситетских учебных дисциплин общей (инвариантной к специальностям) подготовки, принимающих участие в формировании общих (социально-личностных) компетенций и общих учебных дисциплин подготовки по программам подготовки второго (магистерского) и третьего (образовательно-научного) уровней высшего образования рассматриваются Методическим советом университета и утверждаются первым проректором.

Рабочая программа кредитного модуля является основным методическим документом, определяющим цели и задачи, содержание и технологию обучения с КМ по определенной форме обучения для конкретного учебного года. Рабочая программа КМ составляется на основе программы учебной дисциплины и рабочего учебного плана специальности определенной формы обучения.

Рабочий учебный план определяет рамки технологии обучения по каждому КМ путем определения распределения учебного времени по видам занятий и СРС, контрольных мероприятий и индивидуальных семестровых заданий и тому подобное.

Рабочая программа (макет в Приложении Е) содержит требования к результатам обучения в виде конкретно сформулированных целей и задач КМ. Цель определяется через систему способностей (компетенций), которые должен продемонстрировать студент после усвоения КМ. Задачи кредитного модуля представляются в виде системы ожидаемых результатов обучения - знаний и умений (с указанием уровня их сформированности).

Рабочая программа КМ содержит изложение содержания учебного материала с делением на отдельные учебные занятия, индивидуальные задания, самостоятельную работу; определяет формы и средства текущего и итогового контроля; учебно-методическое обеспечение и тому подобное.

В рабочей программе КМ могут быть изменены последовательность и степень детализации (уровень) изучения отдельных разделов и тем, распределение учебных часов в зависимости от особенностей специализации, формы обучения и тому подобное.

Составляющими рабочей программы являются рейтинговая система оценивания результатов обучения студентов (РСО) и средства диагностики уровня усвоения студентами учебного материала, сформированности их знаний и умений для проведения текущего и семестрового контроля, а также критерии оценки.

Рабочие программы КМ ежегодно обсуждаются на заседаниях кафедр. В случае необходимости институты / факультеты (заказчики) могут потребовать согласования рабочих программ. Рабочие программы всех КМ, которые в соответствии с рабочими учебными планами должны изучаться в следующем учебном году, должны быть утверждены не позднее чем за два месяца до начала учебного года. Рабочие программы утверждаются (переутверждаются) директором института / деканом факультета кафедры-разработчика рабочей программы.

Учебные планы и программы учебных дисциплин, другая учебно-методическая документация кафедр является интеллектуальной собственностью университета и может быть использована другими организациями и учреждениями только с разрешения КПИ им. Игоря Сикорского.

Учебно-методическая документация по учебным дисциплинам хранится на кафедрах, обеспечивающих преподавание этих учебных дисциплин.

Обеспеченностью студентов / аспирантов учебными материалами по дисциплине считается наличие учебников, учебных пособий, других учебных изданий в соответствии с перечнем базовой рекомендованной литературы в программах учебных дисциплин и рабочих программах КМ из расчета один экземпляр на пять человек фактического контингента студентов или их наличие как электронных изданий на сайтах НТБ, кафедр, в электронном кампусе университета и др. Для выборочных учебных дисциплин допускается использование учебных материалов только в электронной форме.

Все материалы по учебно-методическому обеспечению хранятся в электронном виде в pdf-формате с отсканированными подписями.

Полный комплект учебно-методического обеспечения КМ, изучаемых в текущем семестре, должен быть размещен в электронном кампусе до начала семестра.

См. Технологические требования относительно учебно-методического обеспечения образовательной деятельности в сфере высшего образования («Об утверждении Лицензионных условий осуществления образовательной деятельности учебных заведений», Постановление Кабинета Министров Украины от 30.12.2015 г.. № 1187 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 10 мая 2018 г. . № 347).

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій