В течение всего своего существования химия всегда помогала и продолжает помогать человеку в его практической деятельности. Без химии невозможно развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, транспорта, связи, строительства, электроники, сферы быта и тому подобное.

К сожалению, в последние годы в Украине наблюдается уничтожение уровня химического образования в средней школе, а также сформировалось необъективное отношение к этому предмету как к сложному, тяжелого для восприятия и, главное, как такового, что является невостребованным в дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Поэтому часто возникают осложнения при изучении химии студентами вузов.

Но современное общество нуждается в образованной молодежи, которая в своей профессиональной деятельности должна способности к внедрению собственных разработок в различных областях науки, техники, производства. Такая успешная деятельность возможна только на основе гармоничного понимания материального мира, окружающей среды, сознательного поиска собственного места в повседневной жизни. Поэтому знания фундаментальных научно-естественных дисциплин, в том числе по химии, становятся необходимым базисом для обеспечения плодотворной профессиональной деятельности выпускников вузов и способности решать проблемы и возможные будущие глобальные вопросы.

Учитывая многолетний опыт НТУУ "КПИ" в подготовке инженерных кадров и современные требования к подготовке бакалавров общетехнических направлений в свете требований Болонских договоренностей, научно-педагогический коллектив последовательно работает над проблемой формирования качественной системы знаний студентов по фундаментальным дисциплинам (химии, математики, физики). Овладение знаниями по основным естественных дисциплин во время первых лет обучения становится залогом формирования у студентов фундаментального мировоззрения (системы взглядов, понятий, представлений) о природе объектов и окружающего мира. Именно расширение и совершенствование фундаментальной подготовки позволяет сформировать специалистов, которые способны к нестандартному мышлению, анализу, систематизации и обобщения полученной информации, решение реальных технических задач.

При формировании фундаментального багажа знаний достаточно часто обосновывается необходимость усиления физической и математической подготовки. В то же время в недостаточной степени анализируются проблемы, касающиеся особенностей совершенствования подготовки по химии - одной из естественных наук, которая в значительной мере обеспечивает основательную фундаментально-научной компонента подготовки специалистов.

Высокий уровень инженерной работы и генерация новых идей при решении технологических и конструкторских подходов могут основываться только на глубоком понимании химических и физико-химических закономерностей процессов, которые являются базовыми для создания новейших естественно технологических отраслей. Плодотворная деятельность будущих инженеров в различных отраслях производства, науки невозможна без овладения системы фундаментальных химических знаний.

Особенно важным компонентом химического образования является лабораторный практикум, выполнение которого обеспечивает формирование у студентов навыков экспериментальной работы и проведения научных исследований, является важной составляющей профессиональной деятельности. Прежде подразумевается формирование у будущих инженеров достаточной химической культуры. Каждый специалист, то инженер-приборостроитель, машиностроитель, теплоэнергетик, так же как и специалист в области биомедицинской инженерии, микроэлектроники должен, как минимум, иметь достаточное представление о тех "химические компоненты" своей деятельности, способствующие ее интенсификации или меньшей степени рационализуватимуть результаты выполненной работы.

Например, существенные качественные сдвиги в области микроэлектроники могут быть реализованы только при применении новых полупроводниковых материалов, которые могут быть добыты с применением достижений нанотехнологий. В машиностроении реализуются современные методики, позволяющие получать металлические и металлокерамические материалы, модифицированные добавками карбидов, нитридов, характеризующиеся уникальными эксплуатационными свойствами, в частности высокой устойчивостью к коррозии и износа в различных температурных режимах.

В сфере энергетики существенные достижения становятся возможными только благодаря глубинному пониманию химических особенностей процессов горения топлива, принципов управления кинетическими особенностями процессов при применении многофункциональных веществ, которые стабилизируют процессы горения, предотвращают образование накипи в котлах, уменьшают износ деталей.

Также одним из важных аспектов химического образования является экологический. Будущие инженеры-технологи при проведении конструкторских разработок имеют не только качественно усвоить закономерности физико-химических процессов и приобрести умений управления их оптимальными режимами, но в то же время научиться предотвращать техногенным воздействиям человека на природные процессы и владеть методами контроля возможных источников загрязнения окружающей среды вредными веществами.

Но выделение незначительного объема кредитов на изучение столь необходимой фундаментальной дисциплины, как химия или полное отсутствие ее как предмета в учебных планах некоторых технических направлений подготовки бакалавров, также ненадлежащее отношение студентов к сдаче итогового контрольного мероприятия (отсутствие экзамена по дисциплине "Химия") не гарантирует формирования современного разносторонне развитого специалиста.

Международная и национальная деятельность в 2011 году, который по резолюции 63-й Генеральной Ассамблеи ООН провозглашен Годом химии, должна повысить уровень осведомленности людей о важности химии и ее вклада в систему фундаментальных знаний, а также роль этой отрасли естествознания в обеспечении успешного и эффективного решения таких проблем, как разработка и внедрение принципиально новых процессов в сферу материального производства искусственных материалов с различными важными свойствами; соблюдение экологических требований в новых технологических процессах, создание замкнутых производственных циклов и безотходных технологий, теоретическое обоснование и разработка энерго- и ресурсосберегающих технологий, модернизация существующих производств; обеспечение растущего населения планеты надежными источниками чистой воды, энергии, продовольствия и продукцией отрасли строительных материалов, а также формирование надлежащего состояния окружающей среды для поддержания здоровья людей.

Следовательно, расширение и совершенствование химической подготовки бакалавров вуза может не только обеспечить создание качественной мировоззренческой базы, но в то же время становится фактором успешного выполнения инженерных разработок и решения технологических "ноу-хау".

Современный прогресс невозможен без химии!

О.П.Качоровська, ст. преподаватель,
А.В.Пидгорний, к.х.н., доц. кафедры общей и неорганической химии