You are here

Временное положение об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского: 4.1. Стандарты высшего образования и образовательные программы



В соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» разработку содержания образования и обучения можно представить на схеме (рис. 1).

Нормативные документы верхней части схемы (национальная рамка квалификаций, профессиональные стандарты и стандарты высшего образования) разрабатываются на уровне государства и утверждаются соответствующими государственными органами. Документы нижней части схемы разрабатываются и утверждаются в университете.

Рис. 1. Структура розроблення змісту освіти і навчання
Рис. 1. Структура разработки содержания образования и обучения

Выдержка из Национальной рамки квалификаций относительно первого (бакалаврского), второго (магистерского) и третьего (образовательно-научного) УВО представлено в Приложении  А..

Стандарты высшего образования разрабатываются для каждого уровня высшего образования в пределах каждой специальности в соответствии с Национальной рамкой квалификаций и используются для определения и оценки качества содержания и результатов образовательной деятельности высших учебных заведений.

Стандарты высшего образования по каждой специальности разрабатывает Министерство образования и науки Украины с учетом предложений отраслевых государственных органов, к сфере управления которых принадлежат высшие учебные заведения, и отраслевых объединений организаций работодателей и утверждает их по согласованию с Национальным агентством по обеспечению качества высшего образования.

Стандарт высшего образования определяет следующие требования к образовательной программе:

  • объем кредитов ЕКТС, необходимый для получения соответствующей степени высшего образования;
  • перечень компетенций выпускника;
  • нормативное содержание подготовки соискателей высшего образования, сформулированное в терминах результатов обучения (знаний и умений);
  • формы аттестации соискателей высшего образования;
  • требования к наличию системы внутреннего обеспечения качества высшего образования;
  • требования профессиональных стандартов (в случае их наличия).

Университет разрабатывает образовательные программы в соответствии со стандартами высшего образования.

Образовательная (образовательно-профессиональная или образовательно-научная) программа - это система образовательных компонентов на соответствующем УВО в рамках специальности (специализации), что значит:

  • требования к уровню образования лиц, которые могут начать обучение по этой программе;
  • перечень учебных дисциплин и логическую последовательность их изучения (структурно-логическая схема);
  • количество кредитов ЕКТС, необходимых для выполнения этой программы;
  • ожидаемые результаты обучения (компетенции, знания и умения), которыми должен овладеть соискатель соответствующей степени высшего образования.

Образовательно-профессиональная программа разрабатывается для первого (бакалаврского) уровня высшего образования и второго (магистерского) уровня (практический профиль).

Образовательно-научная программа разрабатывается для второго (магистерского) уровня высшего образования (академический профиль) и для третьего (образовательно-научного) уровня высшего образования.

Образовательная программа используется во время:

  • проведения лицензионной экспертизы на осуществление образовательной деятельности по соответствующей специальности и РВО, инспектирования образовательной деятельности по специальности;
  • разработки учебного плана, программ учебных дисциплин и практик;
  • разработки средств диагностики качества обучения;
  • определения содержания обучения в системе переподготовки и повышения квалификации;
  • профессиональной ориентации соискателей высшего образования.

Образовательная программа в части перечня учебных дисциплин имеет две составляющие (циклы):

  • общей подготовки (по специальности);
  • профессиональной подготовки (по специализации).

В образовательно-профессиональной программе подготовки первого (бакалаврского) УВО объем цикла общей подготовки (по специальности) должен составлять не менее 50%. К циклу общей подготовки относятся дисциплины естественно-научной подготовки, дисциплины базовой подготовки и выборочные дисциплины социально-гуманитарной подготовки (10% объема образовательной программы). Цикл профессиональной подготовки (по специализации) объемом до 50% включает в себя учебные дисциплины профессиональной и практической подготовки. Не менее 25% от общего объема программы подготовки должны составлять учебные дисциплины по выбору студентов.

Образовательная программа по второму (магистерскому) уровню высшего образования имеет цикл общей подготовки (по специальности), содержащий дисциплины базовой подготовки в объеме не менее 35%. Цикл профессиональной подготовки (по специализации) объемом до 65% содержит учебные дисциплины профессиональной и практической подготовки. Общий объем выборочных учебных дисциплин должен составлять не менее 25% от общего объема программы подготовки.

Образовательная программа разрабатывается проектной группой выпускающей кафедры (межкафедральной проектной группой) под руководством руководителя проектной группы/гаранта образовательной программы в соответствии с рекомендациями*. Образовательные программы рассматриваются Методическим советом университета, принимаются Ученым советом университета и утверждаются ректором.

С целью обеспечения соответствия содержания подготовки специалистов требованиям рынка труда (заказчиков), современного производства, достижениям мировой и национальной науки, техники и технологий, реализации собственных научных школ и научно-технических разработок университет может вводить специализации в пределах лицензированных специальностей. Специализации обязательно должны иметь признаки, отражающие различия в средствах (инструментах, оборудовании, технологии и др.), продуктах (выходных и конечных) или услугах, которые предоставляются, условиях деятельности (производственных, экологических, социальных и др.) относительно выполнения соответствующих функций и связанные с циклами существования объекта деятельности.

Введение новой специализации в пределах определенной специальности инициирует выпускающая кафедра, которая на основании анализа состояния и перспектив развития данной отрасли должна:

  • определить компетентности, которые востребованы на рынке труда, но не обеспечиваются имеющимися программами подготовки;
  • на основании вышеупомянутого сформулировать название специализации;
  • получить поддержку потенциальных заказчиков подготовки специалистов;
  • предоставить обоснование необходимости введения новой специализации, отметив перечень учебных дисциплин специализации**, а также сведения об их кадровом, учебно-методическом, материально-техническом и информационном обеспечении);
  • разработать образовательную программу подготовки по специализации (компетентности, знания, умения, учебные дисциплины специализации, структурно-логическая схема и т.п.);
  • разработать учебный план специализации.

Предложения кафедры о введении специализации согласовывает ученый совет института / факультета. В случае согласования предложений директор института/декан факультета подает служебную на имя ректора (первого проректора) с просьбой о введении специализации. К служебной прилагается выписка из протокола заседания ученого совета института / факультета.

Далее вопрос введения специализации рассматривается на заседании Методического совета университета, в который, кроме вышеуказанных документов, подаются: образовательная программа специализации, учебный план, аннотации учебных дисциплин специализации, информация о кадровом, учебно-методическом, материально-техническом и информационном обеспечении учебных дисциплин специализации.

Решение Методического совета университета утверждается Ученым советом университета и на его основании издается приказ ректора о введении специализации. Названия специализаций подаются в Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования для их включения в единую базу данных учрежденных высшими учебными заведениями специализаций.

Закрытие специализации проводится приказом ректора на основании представления директора института/декана факультета.

Образовательные программы: Рекомендации к разработке [Текст] / Сост. В. П. Головенкин. - Киев: КПИ им.Игоря Сикорского, 2018. - 39 с.

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій