You are here

Первый проректор Ю. И. Якименко: "Инновационное мотивационное образование - требование времени"


2019. количество договоров с предприятиями

Учебный год перевалил за экватор, прошла сессия и состоялись зимние выпуски магистров, поэтому есть новые данные о состоянии и качестве подготовки студентов в университете. С первым проректором КПИ им.Игоря Сикорского академиком НАН Украины Ю. И. Якименком разговариваем об особенностях подготовки специалистов в Киевской политехнике.

Ю.И.Якименко- Чего не хватает на сегодняшний день нашему образованию для того, чтобы оно было успешным и двусторонним?

- Если коротко, то мотивации и инновационности. Ведь приоритетной задачей в сегодняшних условиях, кроме обеспечения качественного конкурентоспособного образования, является формирование мотивации к ее получению с обязательной инновационной составляющей и использованием современных форм и технологий обучения. Что бы мы ни делали с нашей стороны, если не будет понимания у студентов, что надо систематически работать, учиться, - работа будет неэффективной. Студенты должны видеть и чувствовать результаты обучения.

- Несколько слов, пожалуйста, о том, из чего состоит учебный процесс.

- Традиционно качество подготовки специалистов базируется на треугольнике знаний - образование, наука, инновации - и зависит от качества абитуриентов и контингента студентов, качества учебных программ, научного и методического обеспечения, уровня финансового и материально-технического обеспечения, качества кадрового состава, также должна учитываться оценка качества подготовки специалистов и результаты международного оценивания.

Если подробнее, то объемы госзаказа на подготовку специалистов за последние годы практически не менялись. По всем формам обучения на 1-й курс в 2018 году было зачислено 4960 студентов.

Конкурс по заявлениям в 2018 г. разный по разным факультетам, средний по университету составил 8,54. Традиционно высокий конкурс по поданным заявлениям на места госзаказа на ФСН, ФЛ, ВПИ, ФММ.

Среди технических специальностей наибольший конкурс на специальность "Инженерия программного обеспечения" (ФИВТ и ФПМ) - более 20 желающих, "Компьютерные науки" (ИПСА) и "Кибербезопасность" (ФТИ) - около 20 желающих. К сожалению, малоинтересными для абитуриентов были специальности "Материаловедение" и "Металлургия".

Конкурс по заявлениям в 2018

Лидером по количеству контрактников этого года является ФИВТ (225 человек), за собственные средства также обучается более 100 первокурсников на ФПМ, ФСН, ВПИ и ФЛ.

Всего зачислено выпускников Технического лицея КПИ 2018 г. - 71, выпускников Политехнического лицея КПИ 2018 г. - 68 человек.

Общее количество слушателей СДП составило 1323 человека. Из них на подготовительных курсах университета учились 1176 человек (всего на ИХФ - 354 человека).

Всего зачислено выпускников СДП - 654 человека, как и в прошлые годы, больше всего их будет учиться на ТЭФ, в ИПСА, на ФИВТ.

- Можно ли определиться, чем руководствуются абитуриенты, когда выбирают ту или иную специальность?

- Как правило, это возможность в будущем работать по специальности, востребованность на рынке труда и достойная оплата.

Привлекательными для поступающих являются Всеукраинские олимпиады по математике, физике, химии и биологии, которые проводит наш университет. Участие в них активное. Победители получают до 20 дополнительных баллов к сертификату ВНО.

Пользуются популярностью также Дни открытых дверей, когда потенциальные абитуриенты узнают об условиях обучения из первых уст. Но абсолютное большинство информации они берут с сайтов. Для поступающих до 90% украиноязычной информации есть на сайтах, но нет англоязычных текстов, сложно найти отзывы работодателей о выпускниках. Хотя по данным Центра социологических исследований "Социо +", работодатели определяют уровень профессионального образования наших выпускников как "высокий" и "скорее высокий».

Очень активными и результативными являются мероприятия МАН. Для популяризации науки среди школьников около 120 сотрудников 11 факультетов / институтов КПИ им. Игоря Сикорского, Государственного политехнического музея занимались научно-исследовательской работой со школьниками 8-11 классов г. Киева в пределах МАН (научное руководство, практические исследования, лекции, консультации, тематические экскурсии, в составе жюри).

По инициативе СФ, ХТФ, ММИ организовано и проведено первый фестиваль "ТехноАртКПИ" и Kyiv Extreme Fest. Активно работали секция робототехники, мастер-классы, площадка "Формула студент КПИ", "Занимательная химия", выставка электромобилей. Развернула работу детская школа микроэлектроники "Lampa Kids".

- Как, по вашему мнению, улучшить работу с абитуриентами?

- Это индивидуальная работа с мотивацией на конечный результат на успешных примерах карьерного роста выпускников кафедры, создание базы данных школьников и привлечение их к мероприятиям кафедр и тому подобное. Расширение системы довузовской подготовки, сотрудничества с МАН, организация олимпиад, выставок, творческих конкурсов, в том числе в рамках Программы "Будущее Украины" и др.

- Не секрет, что первокурсники имеют разный уровень подготовки. Как университет помогает им адаптироваться к высоким требованиям учебных программ?

- Сначала мы проверяем уровень их знаний. Входным ректорским контролем по математике, физике и химии было охвачено 7748 студентов из 213 групп. С задачами по математике справились более 61% первокурсников, физики - около 50%, химии - 47,6%. Лучшие показатели по математике традиционно в ИПСА, ФИВТ, ФТИ, ФПМ, ФМФ, ТЭФ. По физике - ФТИ, ИПСА, ФПМ, ТЭФ. Два года, как мы ввели адаптационные курсы - дополнительные лекции для тех, кто нуждается в дополнительном обучении, чтобы усваивать университетскую программу. Адаптационными курсами было охвачено: по математике 508 студентов, по физике - 747.

Ректорский контроль, которым было охвачено 5271 студент из 163 групп, показывает положительные результаты этой работы. Мы благодарны ИМЯО и ФМФ за их работу, проведенную за счет собственных ресурсов. Хотя это и болезненный процесс, но со студентами, которые не выполняют учебные программы, мы расстаемся. Только в зимнюю сессию отчислили около тысячи студентов 1-2 курсов.

- Очевидно, проблема мотивации студентов существует не только в нашем вузе.

- Это общая проблема. Студенты должны ориентироваться, что работать надо, и это нужно для них. Даже мощный Гарвард уделяет этому внимание.

Их студенческое сообщество составило список мотивационных советов, чтобы вдохновить на изменения в своей жизни. В частности: обучение - это не время, обучение - это усилия; муки обучения всего лишь временные, муки незнания - вечные; если ты сейчас уснешь, тебе приснится твоя мечта, если же вместо сна ты выберешь учебу, то воплотишь мечту в жизнь; даже сейчас твои конкуренты совершенствуются.

- Чтобы опередить конкурентов, нужно учиться в лучшем ЗВО и по лучшим программам. Какими они должны быть?

- Мы должны предложить учебные программы, которые будут востребованы студентами и одновременно удовлетворять работодателей. На сегодня в соответствии с Перечнем-2015 имеем в университете специальностей - 42, образовательных программ - 134, ято составляют в общем около 6500 дисциплин. В этом году впервые утвердили образовательные программы (ОП), по которым происходит и набор, и выпуск. Материальная база и аудиторный фонд у нас абсолютно достаточны.

Возникает вопрос: каким условиям должна соответствовать программа кафедр? Во-первых, это соблюдение всех условий аккредитации. Хотя они и жесткие, но этого совершенно недостаточно. Мы сформулировали дополнительные требования, которым должна соответствовать кафедра: наличие соответствующей научной школы, выполнение и внедрение научно-технических разработок, актуальность на рынке труда, международное признание (конференции, публикации и т.д.), эффективное партнерство с работодателями (целевая подготовка, англоязычное преподавание, программы двойного диплома). Электронный кампус позволяет эффективное двустороннее общение преподаватель-студент.

А еще внедрение смешанной формы обучения, чтобы улучшить качество, сбалансировать объемы педнагрузки, побудить и заинтересовать студентов к самостоятельной работе, реализовать права студентов на выбор дисциплин. Мы не можем сегодня на высоком уровне преподавать самостоятельно все курсы. Должны привлекать ведущие разработки передовых вузов. К тому же есть опыт и наших преподавателей, которые предложили он-лайн курсы на сайте университета.

- Назовите, пожалуйста, основные задачи для обеспечения качества фундаментальной подготовки на уровне "бакалавр".

- Они приведено на сайте нашего департамента и доведено до всех факультетов. В частности, усовершенствовать систему входного тестирования, обеспечить достаточный уровень фундаментальной подготовки, чтобы абитуриент имел возможность догнать лучших; внедрять систему формирования траекторий профессиональной подготовки, учитывающий пожелания студентов, и выходить на индивидуальную (инновационную) программу подготовки и др.

- Не основная ли задача нашего вуза - подготовка магистров, способных комплексно сочетать исследовательскую, конструкторскую и предпринимательской деятельности.

- Да, этапы инновационной модели подготовки в КПИ предусматривают два этапа: уровень "бакалавр" - привлечение целевой молодежи к участию в научно-инновационной работе, в научно-технических кружках, центрах и проектах; уровень "магистр" - привлечение всех студентов к научно-инновационной деятельности в соответствии с реальной научной тематикой кафедр (факультетов / институтов). На уровне магистров особенно важна целевая подготовка - на конкретные места, для конкретной работы.

- Чем интересна научно-исследовательская работа студентов?

- Когда кафедра выполняет реальные научные разработки, то привлечение студентов является очень эффективным. В 2018 г. 3160 наших воспитанников участвовали в выполнении НИР, из них 116 - с оплатой. Было опубликовано 6551 научную работу с участием студентов, 1965 - по единоличному авторству студентов. Студенты достойно представили университет на ежегодных всеукраинских конкурсах студенческих научных работ. Всего награждено 65 студентов (в 2017 г. - 49), которые являются авторами 59 научных работ, в частности: дипломами I степени - 20 (в 2017 г. - 9), II степени - 20 и III степени - 19.

- Какие результаты нынешнего приема в магистратуру?

- Мы максимально выполнили требования Закона Украины "О высшем образовании": прием в магистратуру - до 70% выпускников вуза (по Украине норма 50%). Мы набрали 74,5%. Магистратура должна быть основной формой для нашего ЗВО (по примеру западных университетов). На дневную форму обучения набрали: магистров (осв.-проф.) - 2284, магистров (обр.-наук.) - 254; на заочную: магистров (обр.-проф.) - 677. В магистратуру зачислено с других ЗВО - 11,8% (2017 г. - 6,6%), наибольше их на ФММ (170 человек), ФСН, ФИВТ. На 9 кафедрах почти все поступающие имели творческие достижения, а на 11 кафедрах ни один абитуриент не показал творческих достижений. 40 кафедр научных магистров не готовят вообще.

Наша задача фактически - подготовка инженеров нового поколения, предполагает контакты с работодателями, собственные научные разработки, создание творческого проекта. И здесь очень важна проблема оценивания, поиск и отбор творческой талантливой молодежи со всех уголков Украины, дипломирование путем создания стартапов, дуальное образование, стартап-школы. Разработка стартап-проектов - это обязательное требование как раздел магистерской диссертации. Но магистры 48 кафедр не разрабатывали стартап-проекты, и на конкурс "Sikorsky Challenge" подали проекты не так много кафедр.

- А как работодатели отзываются о наших специалистах?

- Вообще положительно. В частности, в исследовании "Требования бизнеса к продукту образования" указано по КПИ: возможные причины отказа при приеме на работу выпускникам ЗВО - отсутствие опыта работы по специальности (35%), отсутствие важных для работы навыков (30%), низкий уровень практической подготовки выпускников (18%), низкий уровень теоретической подготовки выпускников (15%). Данные коррелируют с нашим опросом относительно недостатков профессиональной подготовки, которые снижают качество работы выпускника КПИ им. Игоря Сикорского: отсутствие практической подготовки - 38,6%, низкий уровень владения иностранным языком - 12,9%, низкий уровень владения необходимыми для работы информационными технологиями - 11,4%.

- Чрезвычайно важным сегодня является сотрудничество с предприятиями. Они охотно берут наших выпускников?

- Не только трудоустраивают, но и участвуют в подготовке нужных им специалистов. На сегодня общее количество договоров с предприятиями - около 2000. Университет имеет около 100 действующих комплексных соглашений, которые дают возможность практической подготовки 100% соискателей высшего образования. 89 (78%) выпускающих кафедр имеют ведущее предприятие-партнера, которое является базовым работодателем для выпускников. Больше всего договоров о сотрудничестве с предприятиями заключили на ХТФ, ФИВТ, ТЭФ.

Созданы совместные подразделения КПИ им. Игоря Сикорского с ведущими компаниями для подготовки, переподготовки и повышения квалификации (более 30), учебные центры - при содействии "Boeing" и группы компаний "Прогрестех", центр электронно-лучевых технологий, лабораторию компрессорных машин при поддержке концерна "NICMAS". Если говорить о дуальном образовании как высшей форме этого сотрудничества, то на сегодня имеем три примера, из них один реализовано в полном объеме (с "Прогрестехом»). Целевая подготовка обязательно предполагает участие предпринимателей. С "Прогрестехом" отбор идет на уровне всеукраинского конкурса, где отбираются выпускники-бакалавры, которые имеют лучшие возможности для креативной, творческой работы.

Не хотелось бы повторяться, но когда кафедра не имеет собственного лица, собственных научных разработок, прямых контактов с работодателями, стартап-проектов, перспектив на конкурс в аспирантуру и целенаправленной подготовки магистров, то получить госзаказ они вряд ли смогут. 32 кафедры не имеют аспирантов, тогда как Закон Украины "О высшем образовании" однозначно определяет, что три цикла подготовки - бакалавр, магистр, PhD являются обязательными, тем более для национального, не говоря уже об исследовательском университете.

- Что входит в перечень основных задач развития образовательного уровня "магистр"?

- Требовательный конкурсный отбор, подготовка по интегрированным учебным планам, введение элементов индивидуального образования, системообразующие курсы по специальностям и выборочные траектории циклов профессиональных дисциплин, научно-практическая работа с погружением в инновационную среду и тому подобное.

- Расскажите об особенностях развития научно-образовательного уровня PhD.

- Подготовка по интегрированным учебным планам магистр - PhD, системообразующие курсы высшего уровня, самостоятельная научно-исследовательская работа с выполнением реальных разработок, представление научных результатов на международных конференциях и в наукометрических изданиях, участие в развитии научной школы по специальности, совершенствование языковой профессиональной подготовки с выходом на учебный процесс.

- Кто учит наших студентов?

У нас качественный кадровый состав научно-педагогических работников. Распределение среднего возраста по должностям: заведующие кафедр - 62,2 года, профессора - 65,2; доценты - 53,6; ст. преподаватели - 49,5; ассистенты - 37,3. Пополнение молодыми преподавателями недостаточно. Среди 165 старших преподавателей - 124 в возрасте до 40 лет, среди 83 ассистентов / преподавателей - 73 до 40 лет. 1188 человек повысили свою квалификацию в подразделениях КПИ им. Игоря Сикорского в 2018 году.

- Как студенты отзываются о своих наставников?

- В оценке преподавателей приняли участие 3331 (16%) студент. Оценено 1805 (74%) преподавателей. В основном оценки положительные. Довольны обучением - 20,4%; более довольны, чем недовольны - 60,5%. Об уровне преподавания: высокий (37%), достойный (55,3%). Более всего усложняет процесс обучения - недостаточная практическая подготовка (28,1%). Качеством преподавания на украинском языке довольны 82,8% опрошенных. Замечу, встречи со студентами, ответы на их вопросы должны проходить на постоянной основе, их нужно отслеживать и реагировать на них.

- Какие задачи должен университет по обеспечению качества НПП?

- Исключительно конкурсное избрание на основании квалификационного и лицензионного соответствия, использование государственного языка в образовательном процессе, владение иностранным языком, внедрение современных форм организации обучения, заключение краткосрочных контрактов с продолжением по результатам отчетов с учетом рейтинга, ужесточение требований к кафедрам относительно объективности заполнения рейтинг -листов, целевое привлечение выпускников магистратуры и аспирантуры, ужесточение требований к повышению квалификации и стажировке с обязательной отчетностью и др.

- В последнее время студенты имеют широкие возможности путешествовать и учиться за границей по различным программам. Активизировалась и международная деятельность университета.

- Если говорить о международной деятельности, то без знания языков студентами и преподавателями она вообще не имеет смысла. По опросу, уровень владения выпускником КПИ им. Игоря Сикорского на иностранном языке: высокий - 35,4%, скорее высокий - 43.5%.

От разговоров о преподавании предметов на английском языке мы перешли к реальной работе. Готовность подразделений к реализации англоязычных ОП бакалавров (количество образовательных программ): ФИВТ - 5, ВПИ - 4, ИЭЭ - 4, ФСН - 4, ФМФ - 3, ХТФ - 3. Готовность подразделений к реализации англоязычных ОП магистров (количество образовательных программ): ИЭЭ - 6, ВПИ - 5, ПСФ - 5, ИФФ - 4, ФИВТ - 4, ФСН - 4. Замечу, есть мощные факультеты, что не имеют никакой программы на английском.

Готовность подразделений преподавать на английском отдельные дисциплины: ИФФ - 107, ФСН - 93, ИПСА - 83, ММИ - 74, ФММ - 53. 166 преподавателей КПИ прошли обучение по курсу Learn English Pathways. Двое наших представителей стали победителями конкурса, который проводили МОН Украины и British Council.

Готовность подразделений преподавать на английском отдельные дисциплины

Среди команд 40 университетов Украины, принявших участие в программе "Развитие лидерского потенциала университетов Украины", команду КПИ, представившую проект "Совершенствование системы независимого европейского оценивания и обеспечение качества инженерного образования", признано наиболее сплоченной и организованной. Лучший менеджер проектов среди университетов Украины - Ольга Сулема (аспирантка ФПМ).

Для нас очень важно, как наши студенты чувствуют себя в других вузах. Программы "Двойной диплом" действуют с университетами 10 стран. В 2018 г. 225 студентов и аспирантов университета учились за рубежом. Мы активно работаем по международным программам: Erasmus +; КА2, EURASIA, DAAD + и тому подобное. В рамках Летней школы КПИ им. Игоря Сикорского "Technology for Future" и научного сотрудничества было проведено ряд научно-образовательных мероприятий.

- Что нужно сделать, чтобы о КПИ им. Игоря Сикорского лучше знали в мире?

- Одна из наших задач - аккредитация в международных образовательных агентствах. Подано две программы на аккредитацию (находятся в Польше на рецензировании). Этому примеру надо идти и дальше, потому что это единственный официальный путь признания нашего инженерного образования не только в Европе, но и в мире.

И в завершение еще раз подчеркиваю: приоритетной задачей в сегодняшних условиях, кроме обеспечения качественного конкурентоспособного образования, является формирование мотивации к его получению с обязательной инновационной составляющей и использованием современных форм и технологий обучения.

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій