Завершением декабрьского цикла исторических исследований "Think about it", организованных НТБ им. Г.И.Денисенка к 120-летию Киевской политехники, стала лекция известного киевоведа Валерия Лысенка об истории киевских мостов и значительную роль в их создании Киевского политехнического института. Валерий Николаевич любезно предоставил материал для публикации.

История нашей земли испокон веков связана с путями и переправами. Ведь археологические находки свидетельствуют, что уже тысячи лет назад через наши края шел живой транзит изделий из Кавказа, Прибалтики, Балкан и др.

Из истории

В летописях княжеских времен упоминалось строительство мостов, в частности возле Вышгорода, в направлении Чернигова. А в направлении Переяслава названия местностей Княжий затон и Серебряный кол, вероятно, связаны с традицией забивать серебряный гвоздь в начале и в конце строительства - для защиты сооружений от нечистой силы. У переправ возникали и богатели монастыри - приюты для путешественников.

С апреля по октябрь ежегодно через Днепр наводились временные мосты на паромах и плотах, проезд по которым был платным. Об этом, в частности, свидетельствовали документы XVII века. 1744 года, к посещению Киева императрицей Елизаветой Петровной, через Днепр был построен удивительный мост. Его силовыми элементами служили тросы, сплетенные из ивовой лозы.

Мощные конструкции

Конечно, конструкции были деревянными, а поэтому и недолговечными. Ежегодно они разрушались бурями, наводнениями, ледоходами. Итак, зимой Днепр приходилось рискованно преодолевать по льду. Наконец, в 1848-1853 годах неподалеку Киево-Печерской лавры, под руководством британских инженеров, был построен один из лучших мостов того времени - Николаевский цепной, на мощных каменных опорах. Яркие воспоминания о тех событиях сохранились в киевских повестях Николая Лескова.

Николаевский цепной мост, XIX в.

А около 1870 г. в Киеве была проложена железная дорога и построен Дарницкий железнодорожный мост. С тех пор железная дорога надолго стала символом и двигателем прогресса. В окрестностях можно заметить многочисленные следы строительства путей.

Итак, когда в Киевском политехническом институте была создана кафедра мостостроения, она опиралась на богатые местные традиции. 1904 года на нее возглавил приглашенный из Москвы Евгений Оскарович Патон, выпускник Дрезденского технического университета. 1910 года первой его заметной работой в Киеве стал Парковый мостик между Царским и Купеческим садами.

В годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. в окрестностях было проложено Северное железнодорожное кольцо в гавань. При этом из Вышгородскую улицу был возведен железнодорожный виадук, а через Днепр - мост имени императрицы Марии Федоровны, по проекту профессора Евгения Патона, совместно с его студентами. Вблизи Выдубичей был сооружен деревянный Наводницкий мост и временные, так называемые стратегические переправы.

Распад Российской империи и Гражданская война вызвали тяжелые потрясения и разрушения. Каждая отступающая армия уничтожала за собой мосты. Именно так поступили поляки, оставляя Киев в начале лета 1920 года.

Наводницкий мост, 1946

Вклад Е.О. Патона

Итак, для мостостроителей наступили горячие времена. Прежде всего был отстроен Дарницкий и Наводницкий мосты. 1925 года, под руководством профессора Евгения Патона, было завершено глубокую реконструкцию разрушенного бывшего Николаевского моста. 1929 года было восстановлено железнодорожный мост с Подола до Воскресенской слободки.

Торжественное открытие моста имени Евгении Бош. 10 мая 1925

В 1929 году профессор Евгений Патон был избран в Всеукраинскую академию наук. В 1930-х годах кафедру мостостроения было переведено во вновь созданный Киевский строительный институт, а академик Патон увлекся разработкой технологий электросварки и проектом необычного цельносварного моста.

Между тем, под угрозой новой войны, вокруг Киева укреплялись оборонительные рубежи: Киевский укрепрайон, окружная дорога и железнодорожное кольцо, как стальное кольцо, с тоннелями под Днепром. Никита Хрущев обмолвился в мемуарах, что на строительстве работали военнопленные поляки. Не те ли, которых затем было расстреляно в Быковне?

Гитлеровское нашествие прервало и это строительство, и строительство нового патоновского моста. На его опорах немецкие и венгерские саперы построили временный мост, но ликвидировали его, отступая в 1943 году.

Только зажили раны войны, началось строительство нового железнодорожного моста, рядом с наскоро наведенными временными переправами. А под руководством академика Евгения Патона возобновилось строительство цельносварного автомобильного моста о котором он мечтал - самого большого и необычного в мире. Лишь немного не дожил выдающийся инженер и ученый до его открытия.

Настоящее

Вернулись также к строительству тоннелей, правда, уже не за окрестностями, а под центром города. Некоторым строителям довоенных тайных тоннелей на Оболони и Жуковке повезло после войны оказаться среди киевских мостостроителей и первых метростроевцев. 1960-го года первая очередь киевского метрополитена соединила станции Политехнический институт и Днепр.

Если внимательно присмотреться, то рядом с нынешними общеизвестными мостами можно увидеть следы истории. Рядом с мостом метро - фундаменты Николаевского цепного моста. Рядом с мостом Патона, среди Днепра - треугольная скала, увенчанная металлической птицей - один из фундаментов Наводницкого моста. А рядом с Дарницким мостом - разрушенные быки, построенные 1870 года. Только на Подольско-Воскресенском железнодорожном мосту сохранились старые опоры, возведенные в начале ХХ века.

Валерий Лысенко, киевовед и экскурсовод