28 ноября в КПИ им. Игоря Сикорского состоялся круглый стол, посвященный роли предприятий Украины, ученых, инженеров КПИ им. Игоря Сикорского в освоении космического пространства. Он был приурочен к 30-летию первого (и последнего) полета космического корабля "Буран".

"Буран" - орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС), созданный в рамках программы "Энергия - Буран". Официально она была утверждена в 1976 году; в ней приняли участие более 1200 предприятий СССР. Следует отметить, что главным конструктором ракеты "Энергия" был уроженец Одессы В.П.Глушко, а главным конструктором космического корабля "Буран" был уроженец Киева Г.Е.Лозино-Лозинский. Свой вклад в выполнение этой программы сделали и ученые КПИ.

Космический полет "Буран" совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был выведен на околоземную орбиту с космодрома "Байконур" с помощью ракеты-носителя «Энергия». Он сделал два оборота вокруг Земли и через 205 минут после старта совершил посадку. Полет прошел без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и программного обеспечения. Данный факт - полет орбитального самолета в космос и его посадка в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера - вошёл в книгу рекордов Гиннеса. В 1990 году работы по программе "Энергия-Буран" были приостановлены, а в 1993 году программу окончательно свернуто. Уникальные технические решения, полученные при создании "Бурана", до сих пор используются в ракетно-космической технике.

Буран

Заседание круглого стола открыл проректор по научной работе КПИ им. Игоря Сикорского академик НАН Украины Михаил Ильченко, который кратко охарактеризовал программу "Энергия-Буран", остановился на участии предприятий Украины, ученых и инженеров КПИ в выполнении программы. О направлениях работы предприятий Украины и, в частности, Киевской политехники в деле освоения космического пространства рассказал советник председателя Государственного космического агентства Украины Эдуард Кузнецов. Об истории создания и летных испытанях самолета АН-225 "Мрия", созданного для транспортировки "Бурана" из запасных аэродромов, рассказал Герой Украины, заслуженный летчик-испытатель Александр Галуненко. Заведующий кафедрой КПИ им. Игоря Сикорского д.т.н., профессор Василий Струтинский в своем выступлении коснулся вопроса научных разработок университета в аэрокосмической отрасли, в частности рассказал о работах по проектированию и изготовлению низкочастотного генератора колебаний для испытания систем заправки комплекса "Энергия-Буран" топливом и окислителем. Главный специалист Киевского центрального КБ арматуростроения В.М. Золотаревский рассказал о разработке и изготовлении объединенной двигательной установки космического корабля "Буран". Инженер 1-й категории лаборатории метрологии и стандартизации КПИ им. Игоря Сикорского Юрий Гончар выступил с рассказом о разработке и монтаже системы вывешивания УРКТС "Энергия-Буран". Другие участники круглого стола также упоминали работу над программой "Энергия-Буран", подготовкой запуска корабля "Буран". И, конечно, состоялось обсуждение роли предприятий Украины, ученых КПИ в целом ряде других проектов, касающихся освоения космического пространства.

В завершение заседания заведующий Отделом истории авиации и космонавтики Государственного политехнического музея при КПИ им. Игоря Сикорского Александр Болтенко организовал для участников круглого стола просмотр видеофильма "Путь к "Бурану".

Дата події