22 ноября 2018 года состоялось расширенное заседание методического совета университета с участием директоров институтов, деканов факультетов и заведующих кафедрами. На заседании рассматривался насущный для университета вопрос относительно подготовки соискателей высшего образования уровня "магистр".

Задача магистратуры состоит в подготовке специалистов в определенной предметной области, способных комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность с целью содействия развитию инновационной экономики и создания высокоэффективных производственных структур.

В среднем по стране прием в магистратуру (бюджет) составил примерно 50% от выпуска бакалавров, в нашем университете этот показатель достиг почти 75%.

Приоритетной задачей при подготовке магистров является обеспечение качественного образования с сочетанием фундаментального образования и практической подготовки на базе инновационной составляющей и современных форм и технологий обучения.

Принципами организации образования на втором (магистерском) уровне являются:

  • усиление фундаментальной составляющей в содержании обучения;
  • обеспечение подготовки на основе научных исследований по актуальной тематике, которые проводят соответствующие выпускающие кафедры и научные руководители магистров;
  • создание конкурентной среды для студентов, выпускающих кафедр и научных руководителей магистерской подготовки;
  • жесткий последовательный конкурсный отбор талантливых студентов.

В университете уже десять лет подряд прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний и с учетом академического рейтинга (сумма академической и творческой составляющих). Начиная с 2016 г. прием в магистратуру осуществлялся по образовательно-профессиональным и образовательно-научным программам подготовки.

Особенностями организации подготовки магистров являются:

  • обучение по индивидуальным учебным планом (ИНП)
  • привлечения новейших технологий обучения;
  • выполнение выпускной квалификационной работы в виде магистерской диссертации. Причем, магистерская диссертация практического профиля - результат самостоятельного инновационного решения поставленной прикладной задачи на основании известных теорий и методов, а магистерская диссертация академического профиля - результат самостоятельно выполненного исследования определенного объекта, его характеристик, свойств, то есть исследования (творческие разработки) по проблемам соответствующей отрасли.

Обучение по магистерской программе проводится под руководством научного руководителя в соответствии с индивидуальным планом студента и опирается на активную самостоятельную работу студента. Научный руководитель один раз в семестр отчитывается на заседании кафедры о выполнении ИНП каждым магистрантом.

Что касается качественного состава научных руководителей магистров (особенно руководителей магистров научного профиля), то они должны иметь уровень научной и профессиональной активности, который удостоверяется выполнением не менее 7 видов и результатов профессиональной деятельности, определенных Лицензионными условиями.

Магистратура предусматривает подготовку выпускников к будущей самостоятельной профессиональной или научной деятельности, поэтому переход на целевую подготовку с последующим трудоустройством является приоритетным. Одним из условий деятельности кафедр в этом направлении является налаживание сотрудничества с предприятиями и учреждениями, которые привлекаются как к практической подготовке в виде баз практик и развития материально-технического оснащения кафедры, так и являются потенциальными работодателями. Выпускающие кафедры университета работают по такой схеме, а 77% из них имеют налаженные связи с 169 мощными в производственном и научном смысле предприятиями-партнерами. Наиболее эффективным развитием такого сотрудничества является переход к дуальной форме организации образовательного процесса, когда предприятия-партнеры сами берут на себя практическую подготовку. В университете есть положительные примеры реализации такой работы с компаниями "Прогрестех-Украина", "Samsung Electronics" и госконцерном "Укроборонпром".

При внедрении новой модели подготовки (по модели дуального образования) возникает, в частности, необходимость распространения образовательной технологии смешанного обучения, сочетающую аудиторную и дистанционную формы и базирующуюся на новых дидактических возможностях. Технологии смешанного обучения дают возможность организовать образовательный процесс в малочисленных группах, каковымы являются магистерские. Так, например, кафедра информационной безопасности (ФТИ) в рамках магистерской подготовки в 24 учебных дисциплинах применяет технологии смешанного обучения.

По результатам рассмотрения вопроса состояния подготовки магистров в университете Методический совет принял решение, которое направлено на улучшение качества подготовки магистров.

Обязательными элементами подготовки магистров считать:

  • популяризацию кафедрами научных школ и достижений университета с целью более широкого привлечения абитуриентов из других высших учебных заведений для осуществления реального конкурсного отбора и качественного набора в магистратуру;
  • совершенствование содержания образовательных программ, основанных на системообразующих и специализированных курсах, что соответствуют второму уровню высшего образования и формируют способность к самостоятельной творческой работе;
  • внедрение современных форм и составляющих образовательного процесса, опирающихся на налаживание партнерских отношений между преподавателем и студентом и применение и повышение роли студента в образовательном процессе, включая смешанное обучение, научные семинары, практические тренинги, инновационные фестивали, проекты, стартапы;
  • усиление требовательности на всех этапах подготовки магистров с приоритетным формированием способности к самостоятельному решению научных и творческих задач, в том числе развития индивидуальной и самостоятельной работы по изучению как разделов, так и целостных курсов дисциплин по технологиям смешанного обучения;
  • переход к целевой подготовке магистров в непосредственном взаимодействии с работодателями, в частности путем дуальной формы организации образовательного процесса с целью эффективного трудоустройства;
  • развитие англоязычного обучения и использование иностранного языка во всех составляющих образовательного процесса с целью формирования не только владения профессиональной терминологией, но и способности доносить результаты своих исследований к научному сообществу, участия в программах двойных дипломов и академической мобильности;
  • соблюдение формальных требований на всех стадиях образовательного процесса и подготовки диссертации, в том числе соблюдение требований академической добропорядочности и усиление ответственности руководителей с одновременным совершенствованием прозрачной системы контроля и обратной связи по подготовке в магистратуре;
  • соблюдение требований, предъявляемых нормативными документами, к качественному составу НПП, в частности при аккредитации образовательных программ.

Инф. учебно-методического отдела

ла

Дата події