Многие вопросы, которые подымали участники встреч представителей студенческого актива с руководителями их факультетов и институтов, касались бюджета и распределения бюджетных средств между университетскими подразделениями. Более того, в последнее время именно вокруг принципов формирования бюджета и использования бюджетных средств идет много разговоров и, к сожалению, выстраивается ряд спекуляций. Что же происходит с университетским бюджетом, как он формируется, которую имеет структуру, объем, откуда поступают в него средства и как они распределяются - на эти и другие вопросы пресс-служба попросила ответить людей, которые знают об этом все, - главу бюджетной комиссии университета, первого проректора Юрия Якименка и начальника департамента экономики и финансов, главного бухгалтера университета Людмилу Субботину.

Пресс-служба: Давайте начнем с общих характеристик бюджета КПИ. Многих интересует его объем. Называют даже какие-то фантастические цифры. Каким же он есть в действительности, и какую структуру имеет?

Юрий Якименко: Когда мы обсуждаем бюджет нашего университета, прежде всего, должны понимать, что КПИ им. Игоря Сикорского - это государственное бюджетное учреждение. Поэтому бюджет его имеет две составляющие: общий фонд государственного бюджета, который составляет основную часть бюджета университета, а именно 78,1% от него, и специальный фонд - 21,9%.

То есть, общий фонд - это средства, которые университет получает от государства, специальный - это средства, которые университет зарабатывает самостоятельно и получает от собственной деятельности. Но, учитывая то, что университет является учреждением государственным, то и спецфонд все равно является частью нашего государственного бюджета.

Исходя из масштабов КПИ, наш бюджет является, действительно, достаточно солидным. Скажем, на 2018 год его общий объем составляет 1 млрд. 147 млн. гривен. Впрочем, следует иметь в виду, что из этих средств 1 млрд. 117 млн. гривен должны быть потрачены на подготовку кадров и стипендии, а 30 млн. - на выполнение научно-исследовательских бюджетных работ.

Таким образом, из общего фонда бюджета финансируются только оплата труда (750 млн.), начисления на заработную плату (165 млн.), оплата коммунальных услуг - всего 45 млн. (чего, замечу, очень мало для нашего университета с его огромной инфраструктурой), питание студентов-сирот - 3 миллиона 840 тыс. гривен, закупка вещей, материалов, инвентаря, выплаты студентам-сиротам - 58 тыс. гривен. При этом, подчеркну, в общий фонд средств на развитие университета нам государство не выделяет.

Поэтому львиную долю общего фонда составляют средства на зарплату и стипендии. Это так называемые защищенные статьи бюджета. Хорошо, что они защищены, ведь благодаря этой защите мы имеем определенную гарантию государства, что эти деньги наши студенты и сотрудники получают. Но этим и ограничивается общий фонд.

Что касается спецфонда, то на 2018 год он в абсолютных цифрах составляет 322 миллиона гривен. Это поступления от контрактных студентов и от выполнения научно-исследовательских работ: подготовка кадров - 282 миллиона, выполнение НИР - 40 млн гривен. То есть это те деньги, которые мы можем использовать на нужды, связанные с поддержкой материально-технической базы университета, его развитием и решением наших собственных задач и тому подобное.

Пресс-служба: Но использование бюджетных средств также должно быть спланированным, ведь на различные нужды нужны разные деньги. Поэтому как формируется бюджетная роспись?

Юрий Якименко: Каждый год, в июле или августе, университет подает бюджетный запрос, то есть свои предложения по общему фонду бюджета, в Министерство образования и науки Украины, которое является главным распорядителем средств Государственного бюджета в сфере образования. К этим предложениям мы обязательно вносим средства на ремонты, приобретение оборудования и материалов и т.д. Но, кроме средств на финансирование защищенных статей, мы в течение нескольких последних лет ничего не получали.

Людмила Субботина: Специальный фонд бюджета мы, начиная с ноября, формируем по подразделениям. Процедура здесь такова. Каждый факультет, институт и другое подразделение рассчитывает свой баланс и собственную смету, планирует их использование в соответствии со своими потребностями и разрабатывает проект собственного бюджета. Расчеты делаются, исходя из контингента контрактных студентов и других услуг, которые предоставляет соответствующий факультет или институт. Под эти поступления каждое подразделение в соответствии с утвержденной структурой планирует и их использование. Этот проект бюджета декан факультета или директор института защищает на заседании ученого совета своего подразделения. В то же время он отчитывается и об исполнении бюджета текущего года. А под проект бюджета на следующий год формируется и план закупок.

После этого проекты бюджетов подаются в департамент экономики и финансов. Департамент проверяет соответствие всех цифр и предложений, заложенных в бюджеты, поступлениям, после чего происходит защита этих бюджетов.

Юрий Якименко: Здесь есть очень важный момент. После защиты бюджетов, уже в ноябре, факультеты точно знают, какие именно расходы они могут планировать на следующий год и, с учетом своих насущных проблем, определять приоритетность закупок и работ. Поэтому при возведении этого баланса следует быть очень внимательным, потому что после утверждения бюджета изменять их чрезвычайно сложно.

Бюджетная комиссия университета рассматривает соответствующие предложения подразделений и принимает решение о концентрации общеуниверситетских средств на решение первоочередных проблем тех или других факультетов и институтов. Благодаря такой концентрации в течение последних четырех лет проведены ремонтные работы и реконструкции в корпусах №4 (на это ушло 4 млн 822 тыс. грн), №5 (1 млн 386 тыс. грн), №17 (1 млн 754 тыс. грн), №19 (1 млн 390 тыс. грн) и др. Сегодня семь корпусов оборудуются автоматизированными теплопунктами.

На основе бюджетов подразделений формируется сводный бюджет университета. Его проект рассматривается на заседании Административного совета, а затем утверждается Ученым советом КПИ.

Отчеты об исполнении бюджетов университета по годам и новый бюджет размещаются на сайте http://def.kpi.ua/

Пресс-служба: То есть, все средства на развитие как университета, так и его подразделений закладываются именно в специальный фонд бюджета. Какова же структура распределения его поступлений?

Людмила Субботина: Приведу точные цифры:

Первая часть идет на нужды подразделения - 38,8%,

в том числе:

  • заработная плата - 18,3%;
  • начисления на заработную плату - 4,0%;
  • содержание и развитие материально-технической базы -16,5%.

Вторая часть - на общеуниверситетские необходимости - 61,2%, в том числе:

  • содержание и развитие материально-технической базы университета - 15,0%;
  • коммунальные услуги - 10,0%;
  • фонд для внедрения мероприятий энергосбережения - 12,4%;
  • поощрительный фонд (мониторинг) - 1,0%;
  • содержание Научно-технической библиотеки - 3,0%;
  • повышение квалификации - 1,0%;
  • централизованные необходимости - 18,8%.

При этом 72,5% из тех средств, которые направляются на общеуниверситетские необходимости, используются опять-таки на содержание подразделений университета.

Пресс-служба: Отсюда не может не следовать и один раздражающий вопрос. Дело о сумме в 42 миллиона гривен, которая, согласно информации, обнародованной в некоторых СМИ, в течение последних трех лет была будто бы потрачена на оплату работ компаний, связанных с проректором университета по административно-хозяйственной работе Петром Ковалевым. Это правда?

Людмила Субботина: Нет, неправда. Сейчас мы внимательно изучаем этот вопрос. Более того, анализирует сделки и Национальная полиция, куда университет обратился за соответствующей оценкой. Могу констатировать, что на самом деле, с проректором Ковалевым определенным образом связано не пять или шесть, как кто-то говорил, а две компании - "Новострой-3" и ООО "Спецстроймонтаж-3". И за три года им было перечислено не 42, а 4,6 миллиона гривен (если быть совсем точными, то 4 миллиона 613 тысяч гривен). Комиссия университета, возглавляемая уполномоченным лицом по вопросам аудита, проверила все объекты, на которых эти фирмы работали, и выяснила, что заказанные работы были выполнены в полном объеме.

Что касается незаконного обогащения Петра Ковалева, то таких фактов комиссия не обнаружила. Сейчас этим вопросом, повторюсь, занимается Национальная полиция, и пока ее работа не завершится, любые выводы по этому вопросу являются преждевременными.