Гендерный аудит нашего опыта. Внедрение гендерного равенства во все сферы жизни является признаком современности. В Украине принято и ратифицировано ряд международных документов, направленных на обеспечение равных прав женщин и мужчин, в частности равного доступа к высшему образованию. Одним из механизмов и этапов внедрения политики равных возможностей является гендерный аудит, который позволяет оценить состояние имплементации положений гендерной политики. На сегодня гендерный аудит рассматривается исследовательскими и экспертными кругами как эффективное средство совершенствования социально ориентированной политики как на уровне государства, так и на уровне отдельного учреждения или организации.

В Украине известна методология Международной организации труда, характеризующая гендерный аудит как новый способ, мониторинговое орудие в сфере продвижения политики гендерного равенства. С помощью гендерного аудита анализируют, в какой мере принципы гендерного равенства реализованы в деятельности организации (компании, университета), каким образом гендерный компонент интегрирован в стратегические, программные документы, отчеты о деятельности и в функционирование организации.

В 2015 году по инициативе Всеукраинской сети центров гендерного образования ЗВО (членом которой является наш центр гендерного образования) было проведено в рамках проекта "Гендерный мейнстриминг в высших учебных заведениях Украины" гендерный аудит 15 украинских университетов. В результате этого аудита 4 технические вуза Украины получили гендерный паспорт.

Наш университет является одним из первых в разработке гендерной составляющей высшего технического образования. И хотя по ряду причин гендерный аудит у нас не проводился, мы имеем определенные достижения имплементации гендерной тематики в своей деятельности (см. «КП» №26 за 2018). Ведь право на высшее образование гарантируется независимо от возраста, гражданства, места жительства, пола, цвета кожи, социального и имущественного положения, национальности, языка, происхождения, состояния здоровья, отношения к религии, наличия судимости, а также от других обстоятельств. Никто не может быть ограничен в праве на получение высшего образования, кроме случаев, установленных Конституцией и законами Украины.

Наш опыт. Украинский центр гендерного образования был создан в 2001 году в соответствии с Меморандумом Программы Развития ООН в Украине и НТУУ "КПИ". Меморандум предусматривает совместную работу по имплементации гендерного компонента в образовательные программы и систему высшего технического образования.

В нашем университете с 2001 года реализуются гендерные проекты. Первым был наш проект по информационной поддержке внедрения гендерного образования в Украине от Канадского агентства международного развития, Посольства Канады в Украине и Канадско-украинского гендерного фонда. В сотрудничестве с UNDP мы участвовали в программе «Гендер в развитии". Созданы и распространены на электронных носителях материалы научно-практических семинаров, проходивших по всем регионам Украины, и выпуски годовых дайджестов "Информационная поддержка внедрения гендерного образования в Украине" получили высокую оценку специалистов по гендерной проблематике и пользовались постоянным спросом. Интересно, что первые материалы проекта выходили еще на дискетах.

В 2011 году Программа равных возможностей и прав женщин в Украине объявила конкурс "Поддержка гендерных исследований и гендерного образования в украинских университетах, исследовательских и научных центрах". Наш проект "Программное обеспечение для оценки знаний по гендерным модулям в соответствии с системой ECTS" выиграл конкурс, а разработанную в рамках этого проекта программу мы назвали BERIT - в честь шведской ученой Берит Ларсон. Ключевой идеей этого проекта была не только поддержка перехода в Украине гендерных исследований в профессиональное русло и демонстрация важности применения информационных технологий для институциализации гендерных исследований в Украине, но и привлечение представительниц академической и научной общественности к информационным технологиям для преодоления "цифровой пропасти".

"Наиболее свежий" наш гендерный проект связан с подготовкой специалистов в сфере геоматики. Совместный проект Vancouver Island University (Канада), КПИ им. Игоря Сикорского и КНУ им. Тараса Шевченка "Закладка основы инфраструктуры пространственных данных: обеспечение базы в украинском правительстве для поддержания стабильного экономического роста" реализовался в 2012-2018 годах. Поскольку гендерные компетентности входят в рекомендованных как в Канаде, так и в Украине, нами был разработано гендерную составляющую программы подготовки специалистов-геоматиков.

Также наш университет богат на различные мероприятия для женщин-ученых. Здесь проходят международные научно-практические конференции "Женщина в науке и образовании: прошлое, современность, будущее" и "Гендерный компонент в структуре высшего технического образования и естественных науках". Конференции имеют целью проанализировать состояние и направить усилия преподавателей и ученых на осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований гендерного направления, участие женщин в естественных науках, а также проанализировать состояние внедрения в Украине гендерного компонента в систему высшего образования, в частности к высшего технического образования, способствовать обмену опытом между украинскими и иностранными специалистами по гендерной проблематике, в том числе гендерного образования, представить наиболее важные украинские и международные гендерные проекты и программы.

Гендерное законодательство в Украине находится в состоянии постоянного совершенствования, а его имплементация в высшее образование имеет целью предоставление научно-практической помощи преподавателям, студенткам, сотрудникам и сотрудницам во внедрении принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин, поэтому для КПИ им. Игоря Сикорского важно держать руку на пульсе гендерного законодательства и привлечения для этого новых технологий.

Инф. Украинского центра гендерного образования
На фото: Участницы конференции Женщина в науке и образовании прошлое, современность, будущее