Кафедра прикладной гидроаэромеханики и механотроники ММИ уже девять лет подряд проводит Всеукраинскую студенческую олимпиаду "Механотроника в машиностроении". Но последняя имела особую привлекательность - изменения перечня специальностей технического образования 2015 и самостоятельность университетов по формированию специализаций впервые сказались на складе участников.

Всеукраинские соревнования считают вторым этапом олимпиады, но на самом деле этап является третьим - уже два года почти половина участников проходит через обучение Летней школы по механотронике в КПИ им. Игоря Сикорского. Поражает разнообразие и количество кафедр, готовивших олимпийские команды в этом году: теоретической механики и машиноведения, роботомеханических систем, электротехники и мехатроники, лесных машин, автоматизации и компьютерно-интегрированных технологий, машин и аппаратов, электромеханических и энергетических систем, строительных машин и оборудования, автоматики и электропривода, прикладной механики, автоматизации и компьютерно-интегрированных технологий, машиностроения и транспорта, компьютерно-интегрированных технологий и измерительной техники, прикладной механики и машин, механотроники, прикладной механики, интегрированных автоматизированных систем управления, мехатроники и упаковочной техники, машин и оборудования технологических процессов, компьютерно-интегрированных технологий, автоматизации и мехатроники, конструирования машин и оборудования, автоматизации технологических процессов и робототехнических систем, прикладной гидроаэромеханики и механотроники. И все студенты, и все руководители нашли общий язык и в задачах, и в оценках, и в методах решения, и в распределении медалей и грамот, и во взглядах на будущее.

По подсчетам, количество кафедр (25) существенно превышает количество команд (18) - синергетическая механотроника побудила к сотрудничеству механиков, компьютерных специалистов, специалистов по интегрированным системам, биоресурсов и природопользования, строителей, пищевиков, электронщиков, специалистов лесного хозяйства и машиностроения. В первые годы участниками олимпиады были исключительно кафедры машиностроительных факультетов и кафедр. Слово "механотроника" присутствовало в названии только одной кафедры. Сейчас 7 кафедр и 3 факультета имеют четкое механотронно-робототехническое направление. Еще шесть кафедр автоматизации и компьютерно-интегрированных технологий также чувствуют себя на олимпиаде как дома. Большинство руководителей интересовались не только задачами и ходом соревнований, но и учебными планами, методиками преподавания специальных дисциплин, подходами к оценке знаний, новыми методическими разработками, учебниками.

Впервые к соревнованиям присоединились Полтавский технический университет, Днепровский национальный университет и Харьковский национальный университет радиоэлектроники - знаменитый ХНУРЭ. Возможно случайно, а возможно и нет, но на этот раз впервые появился этап с управления мобильной платформой с электроприводами. То есть, в программе олимпиады образовалась уравновешенная фигура-треугольник: пневмопривод-электропривод-гидропривод, которая составила фундамент для дальнейшего освоения студентами механотроники различного назначения.

По правилам олимпиады победу получают команды, которые прошли четыре испытания на каждом этапе - от теоретического решения задачи на бумаге до воплощения и наладки ее на стендах Фесто и мобильных платформах. Для победы важно уметь работать в команде - правильно разделить задачу между членами команды, взаимодействовать при решении отдельных задач, а затем быстро объединить их достижения в решение задачи автоматизации. Большое значение имеет время выполнения задания, следовательно слаженность и ловкость в некоторых случаях могут иметь решающее значение для завоевания победы. Например, команда Хмельницкого национального университета с 102 зачетных баллов получила 21 балл за ловкость и впервые завоевала олимпийскую бронзу.

Первое место в командном зачете получила команда КПИ им. Игоря Сикорского в составе студентов Романа Чехуна, Романа Осипенка и Нгуен Тунг Аня под руководством О.С.Ганпанцуровой. Второе место получила команда НУХТ в составе студентов Владислава Ткачука, Андрея Ткачука и Владимира Десюка под руководством М.В. Якимчука. Впервые призером стала команда Хмельницкого национального университета в составе студентов Александра Литвинова, Андрея Полищука и Николая Барткова под руководством В.И. Онофрийчука.

Уже после подведения итогов, руководители предложили оргкомитету вернуть в программу соревнований "комплексную электропневматику", сохранить "мобильные платформы", добавить сложности к "гидравлическому" этапу и проводить командные соревнования в пять этапов, разделенных на два дня. Итак, для заядлых и любителей мехатроники студентов и преподавателей работы хватит.

Поздравляем победителей! Удачи всем участникам олимпиады в дальнейшем обучении и творческом поиске! Надеемся, что участие в олимпиаде станет для них важным этапом в становлении как профессионалов и вдохновит на создание не только интеллектуальных, но и мудрых механотронных систем!

А.М. Муращенко, ассистент кафедры ПГМ, участница І олимпиады

Дата події