You are here

Механико-машиностроительный - вехи славного пути. К 115-летию Киевской политехники


http://mmi.kpi.ua

Механическое отделение (впоследствии - механико-машиностроительный факультет (ММФ), а ныне - Механико-машиностроительный институт НТУУ «КПИ») ведет свою историю с 1898 года и вместе с химико-технологическим факультетом является ровесником Киевской политехники.

В связи с большой нехваткой в то время инженерных кадров для промышленности юга Российской империи на механическое отделение возлагалась задача подготовки инженеров-механиков широкого профиля в области металлообработки, литейного дела, паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, машин по переработке волокон, сельскохозяйственных машин, электрогенераторов и электродвигателей.

Первый директор Киевского политехнического института - выдающийся ученый-механик, почетный профессор Виктор Львович Кирпичев - пригласил для работы в КПИ известных ученых: профессоров С.П.Тимошенка, А.Н. Дынника К.А. Зворыкина, Д.П. Рузского, М.А. Артемьева, А.П. Котельникова, В.П. Ижевского, М.Б. Делоне, Е.О.Патона, А.А. Радциг, О.Я. Ступина, Я.М. Марковича и др., которые заложили фундамент перспективных научных школ на ММФ.

На должность профессора и первого декана механического факультета был приглашен профессор Константин Алексеевич Зворыкин, работавший в Харьковском технологическом институте. До 1901 года ученый занимал должность декана инженерного факультета, а в 1904-1905 годах был директором КПИ. Проф. К.А.Зворыкин сыграл значительную роль в создании и развитии механического факультета, а также и всего института.

Первый набор студентов в КПИ на механическое отделение составил 109 человек.

При создании института для обеспечения учебного процесса было создано 35 кафедр. Из них на механическом отделении были созданы кафедры теоретической механики (заведующий проф. А.П. Котельников), прикладной механики (заведующий проф. Д.П. Рузский), сопротивления материалов (заведующий проф. В.Л. Кирпичев) и механической технологии (заведующий проф. К.А. Зворыкин).

К.А.Зворыкин Академик архитектуры О.В.Кобелев с 1899 г. преподавал на механическом отделении архитектурное черчение и архитектурное проектирование. Известный украинский художник М.К.Пимоненко преподавал студентам-механикам рисование.

Творческое общение в коллективе способствовало развитию науки, становлению научных школ, в том числе школы механиков и математиков на механическом факультете. Здесь формируется научная школа В.Л.Кирпичева с гидростатики и теории прочности; О.П.Котельникова - по теории винтов, С.П.Шенберга и Г.Й.Сухомела - по гидравлике; О.М.Дынника и С.П.Тимошенка - по сопротивлению материалов и теории упругости; М.Б.Делоне - по авиастроению, К.К.Симинского - по теории усталости и прочности материалов, Е.А. Патона - по мостостроению, К.Г.Шиндлера - по сельскохозяйственному машиностроению, М.А.Артемьева - с электрических машин, В.П.Ермакова и М.П.Кравчука - по математике и др. Научные школы КПИ и механического факультета возвысились до уровня мировой науки. При этом многие ученые имели возможность проходить длительную научную стажировку в передовых научных центрах Европы и Америки.

При организации учебного процесса ректорат КПИ большое внимание уделял разработке модели образования инженера. С самого начала подготовки инженерных кадров в Киевской политехнике была заложена образовательная модель европейских технических университетов (в частности, Парижской высшей политехнической школы, Аахенского и Венского технических университетов). Эта модель предполагала органическое сочетание глубокой фундаментальной естественнонаучной подготовки по математике, физике, химии, механике и других дисциплин с общеинженерной и приобретение практических профессиональных навыков по будущей специальности на производстве и в научных учреждениях. Эта модель подготовки инженерных кадров стала определяющей для КПИ, а вековой опыт подготовки специалистов для машиностроительного комплекса полностью подтвердил ее жизнеспособность и перспективность.

Глубокие фундаментальные и общеинженерные знания дают молодому специалисту более широкий научно-технический кругозор и в наименьшей степени «стареют» в нашем быстро меняющемся прогрессирующем технизированном мире. Они предоставляют более широкие возможности в конкурентоспособности на международном рынке инженерного труда по выбранной и смежных специальностях.

Первый выпуск инженеров на факультете состоялся в 1903 г. Из 109 человек, поступивших на первый курс в 1898 г., дипломы получили только 10 студентов.

Выпускники механического отделения имели хорошие знания и необходимую практику. Поэтому с первых лет работы за ними утверждалась солидная репутация и они беспрепятственно после выпуска занимали высокие должности, им сразу давали выполнять серьезные технические задачи. Эти качества, по размышлениям Д.И. Менделеева, первого председателя Комиссии по приему госэкзаменов в КПИ, были результатом «... прекрасно поставленного учебного дела в учреждении». Согласно с существующим на то время Положением, после успешной инженерной деятельности в течении 10 лет тот, кто не имел дворянского титула, мог его получить.

Со временем на ММФ открывались все новые специальности.

В 1928 году здесь были отлично оборудованные лаборатории паровозов, паровых двигателей, гидравлики, смазочных материалов, двигателей внутреннего сгорания, литейного дела, тепловых измерений, сельскохозяйственных машин и тракторов, обработки металлов и авиации. К тому времени механический факультет КПИ дал счастливую путевку в самостоятельную жизнь электротехническому факультету КПИ (1918), выделив из своего состава кафедру электротехники. Первым деканом ЭТФ был выпускник механического отделения 1903 г. по профилю электромеханика А.В.Краковский (возглавлял кафедру электротехники).

В подготовке высококвалифицированных инженеров, улучшении качества их образования, развития технических навыков и инициативы большую роль сыграли студенческие научно-технические кружки. В этих кружках студенты пополняли и углубляли знания, полученные на лекциях, знакомились с современным уровнем промышленности. Здесь у них формировалось техническое мышление, просыпался интерес к науке, приобретались организаторские навыки. Инициаторами создания таких кружков стали студенты старших курсов механического и инженерного факультетов. Первый кружок был создан на механическом факультете 4 декабря 1902 г., на пятом году существования факультета. Сначала он состоял из восьми студентов во главе с проф. О.О.Радцигом, которого позже заменил проф. В.Ф.Бобров, а последнего - проф. М.О.Воропаев. В работе кружка активное участие принимали профессора Г.Д.Дубелир, Е.А.Патон и др. Кружок имел свой устав, согласно которому организовывалась вся его работа. Было избрано руководство кружка. В ноябре 1906 г. при активном содействии профессоров М.Б.Делоне и М.А.Артемьева был основан кружок воздухоплавания. После Петербургского аэроклуба он стал второй в стране авиалабораторией. Председателем этого кружка по уставу был директор КПИ, а вице-председателем - студент механического отделения В.Ф.Бобров. Уже через год в работе кружка принимали участие около 200 студентов и преподавателей. Кружок выписывал почти все книги и журналы по воздухоплаванию, выдававшиеся тогда. Конструкторская работа началась уже со следующего года. Целая группа кружковцев во главе с проф. М.Б.Делоне строила планеры. Однако активной и результативной оказалась секция самолетостроения. Уже в 1910 г. проф. О.С.Кудашов первым поднялся в воздух на самолете собственной конструкции.

В 1909 г. на базе этого кружка было создано Киевское общество воздухоплавания, которым активно занимался профессор кафедры теоретической механики механического отделения М.Б. Делоне - ученик Жуковского. Так Киев стал одним из самых крупных центров развития отечественной авиации. Только за 1909-1912 годы киевские энтузиасты создали около 40 различных типов самолетов. Этот творческий путь, от первых полетов в 1910 году, через три года привел киевских конструкторов под руководством студента механического отделения КПИ И.И.Сикорского к созданию первых в мире самолетов-гигантов «Русский витязь» и «Илья Муромец». Из этих полулюбительских мастерских и берет свое начало с сентября 1920 г. история Киевского авиационного завода (ныне - Серийный завод ГП «Антонов»). Первым директором этого завода был выпускник механического отделения (1907) В.Ф. Бобров, большой патриот отечественной авиации.

Кружок воздухоплавания КПИ в дальнейшем стал базой для создания на механическом факультете новой кафедры авиаспециальности. Впоследствии, в 1931 г., по ходатайству руководства Киевского авиационного завода в рамках самостоятельного Киевского машиностроительного института (создан на базе машиностроительного факультета КПИ и существовал с 1930 по 1934 год) был открыт авиафакультет. В 1933 г. на базе этого факультета создан самостоятельный вуз - Киевский авиационный институт. Сейчас это Национальный авиационный университет.

Научно-исследовательская и конструкторско-технологическая работа в факультетских кружках была многогранной и плодотворной. Неслучайно из числа кружковцев вышла большая плеяда выдающихся инженеров и ученых, которые прославили отечественную науку. Если взять только авиакосмическое направление деятельности кружковцев механического факультета, то здесь следует отметить научную и конструкторскую деятельность будущих генеральных конструкторов ракетной техники академиков СССР, дважды Героев Социалистического Труда, лауреатов Ленинской и Государственных премий С.П.Королева и Л.В. Люльева, В.М.Челомея; лауреатов Ленинской и Государственных премий, генеральных конструкторов авиационных двигателей академиков СССР, Героев Социалистического Труда А.М.Трубку и О.О.Микулина; авиаконструкторов И.И.Сикорского, К.О.Калинина, Д.П.Григоровича, братьев Александра, Ивана и Евгения Касьяненко и др. К талантливым выпускникам мехмаша КПИ, которые всю свою дальнейшую жизнь посвятили авиакосмической отрасли, следует отнести также и известного летчика-полярника, Героя Советского Союза А.Н.Грацианского, заместителя генерального конструктора О.К. Антонова.

В начале 30-х годов КПИ был реорганизован в восемь самостоятельных институтов, и это разделение в наибольшей степени повлияло на судьбу механико-машиностроительного факультета. Образовались отдельные высшие учебные заведения: машиностроительный, энергетический, авиационный, инженерно-строительный, инженеров железнодорожного и водного транспорта, легкой промышленности, пищевой промышленности, химико-технологический. На базе механического факультета был создан Киевский машиностроительный институт. В его составе остались факультет сельскохозяйственного машиностроения и специальность «Авиастроение», которая затем стала основой (как сказано выше) для создания НАУ. При этом на базе механического факультета, кроме машиностроительного института, были созданы: мукомольная специальность в пищевом институте (ныне - Национальный университет пищевых технологий), основные специальности текстильного института (ныне - Киевский национальный университет технологий и дизайна). Специальность «Тепловые установки» переросла в теплоэнергетический факультет КПИ.

В июне 1934 г. постановлением правительства машиностроительный, энергетический и химико-технологический институты были вновь объединены в составе Киевского индустриального института им. П.П.Постышева. Машиностроительный факультет приобрел технологический уклон в металлообработке, и будущие инженеры получали фундаментальную физико-математическую и общеинженерную подготовку.

В 1935 г. на механическом факультете КПИ по инициативе выдающегося ученого-механика и инженера-мостостроителя академика АН УССР, Героя Социалистического Труда Е.А.Патона была создана кафедра сварочного производства и начата подготовка инженеров-механиков по специальности «Оборудование и технология сварочного производства». Путем перевода студентов из других специальностей сформировали академические группы по сварке на 2 и 3-м курсах, и уже в 1938 г. состоялся первый выпуск инженеров-механиков по этой специальности.

Е.А. Патон среди студентов механического и инженерного отделений КПИ

За период существования в составе механического и механико-машиностроительного факультета вышеназванная кафедра подготовила более 2 тыс. специалистов по сварке, многие ее выпускники стали известными деятелями науки и сварочного производства. Среди выпускников кафедры более 220 кандидатов и 36 докторов технических наук, известные академики НАН Украины Б.И.Медовар, И.К.Походня, С.И.Кучук-Яценко, К.А. Ющенко, Г.М. Григоренко и многие известные руководители предприятий и организаций, главные специалисты.

В 1938 г. с целью сокращения факультета и упрощения руководства из состава механико-машиностроительного факультета были изъяты кафедры гидравлики, паровых котлов, химического машиностроения и литейного производства. Впоследствии кафедру литейного производства вернули на механический факультет. В 1940/1941 учебном году была открыта специальность «Автомобили и автомобильный транспорт» (подготовка специалистов по этой специальности была приостановлена в КПИ в 1955 г.). Лекции по математике на ММФ читали всемирно известные ученые академик М.П. Кравчук и проф. О.С.Смогоржевский, по химии - проф. В.О.Избеков, по теоретической механике - проф. И.Я.Штаерман, по гидравлике - профессора С.П.Шенберг и Г.Й.Сухомел, по сопротивлению материалов - профессора Ф.П. Белянкин и П.В.Рабцевич, по теории машин и механизмов - проф. О.О. Псковський, с деталей машин - проф. В.Ф.Шульц.

Но летом 1941г. учебу и работу прервала война.

После реэвакуации из Ташкента в Киев занятия в КПИ начались зимой 1944 года. В этом же году институту было возвращено историческое название "Киевский политехнический институт", и механический факультет, возглавляемый деканом В.Л.Сахненком, затем - И.П.Трочуном, начал работать.

В послевоенные годы механический факультет открывал все новые специальности, давал путевку в жизнь новым факультетам. Так, еще осенью 1944 г. на базе кафедры литейного производства (зав. кафедрой проф. К.И. Ващенко) создается металлургический факультет с рядом новых для КПИ специальностей (доменное, сталеплавильное производство и др.). В 1948 -1955 гг. в отдельный факультет выделили сварочную специальность, на механическом факультете ввели подготовку инженеров-механиков по специальности "инженер-педагог" - будущих преподавателей институтов, техникумов и профессионально-технических училищ.

В 1954 г. академические группы химического машиностроения вместе с профилирующей кафедрой с механического факультета были переведены на отдельный факультет химического машиностроения, который был восстановлен в связи с присоединением к КПИ Киевского технологического института силикатов, где были родственные специальности.

В 1959 г. на факультете была начата подготовка инженеров по приборостроению. Профилирующие кафедры будущего факультета создавались на базе кафедр механического факультета, которому было возвращено его прежнее название "механико-машиностроительный". Между тем происходило укрепление традиционных специальностей. Так, в 1950 г. со специальности "Технология машиностроения" выделили специализацию "Режущие инструменты", хотя отдельную кафедру открыли только в 1969 г. В 1950 г. был вдвое увеличен прием на специальность "Машины и технология обработки металлов давлением".

Бурное развитие приборостроительных заводов в г. Киеве требовало резкого увеличения соответствующих инженерных кадров для этой отрасли машиностроительного комплекса Украины. Откликнувшись на эту потребность, ММФ дал счастливую путевку в самостоятельную жизнь еще одному очередному подразделению КПИ. В 1962 г. был создан приборостроительный факультет, первым деканом которого стал выпускник механического факультета 1949 года профессор О.Д.Трубенок. Одновременно он заведовал кафедрой приборов точной механики.

В 1964 г. развитие промышленного производства обусловило начало выпуска на ММФ инженеров-механиков по специальности "Гидропневмоавтоматика и гидропривод".
По инициативе академика Г.С.Писаренка с 1970 г. на ММФ для нужд, в первую очередь, академических институтов АН УССР (проблем прочности; сверхтвердых материалов им. М.В.Бакуля; электросварки им. Е.А.Патона и др. ) началась подготовка инженеров-механиков-исследователей по специальности "Динамика и прочность машин". Специалисты этой специальности имеют углубленную физико-математическую подготовку на уровне механико-математических факультетов классических университетов, обладающих современными методами анализа, расчета напряженно-деформированного состояния и несущей способности ответственных элементов конструкций различного назначения при сложных термосиловых нагрузках. На сегодня из названной специальности подготовлено около 1200 специалистов, из них 21 выпускник защитил докторскую диссертацию, а более 130 - кандидатские. Здесь следует сказать, что киевская школа прочности получила всемирное признание. Низкий поклон основателям этой школы В.Л.Кирпичеву и С.П.Тимошенку, которого в США называют великим механиком ХХ века. Степан Прокопьевич был одним из основателей в 1918 г. НАН Украины, организатором и первым директором Института механики НАН Украины, который сегодня носит его имя. По его более чем 90 учебниках по сопротивлению материалов, теории упругости и теории устойчивости учатся сегодня студенты-механики практически во всех технических университетах мира. В США С.П.Тимошенко стал центральной фигурой в деле подготовки ученых-механиков. Созданная им на американском континенте научная школа подняла это направление знаний на небывалую до сих пор высоту. Научная школа В.Л.Кирпичева и С.П.Тимошенка в дальнейшем на ММФ приобрела свой расцвет в научных достижениях его выпускников разных лет, академиков УССР К.К.Симинского, М.М.Давиденкова, Ф.П.Белянкина, С. В.Серенсена, А.Д.Коваленка, Н.В.Новикова, В.Т.Трощенка, А.О.Лебедева, членов-корреспондентов НАН Украины В.О.Стрижала и В.В.Харченка.

В 1977 г. кафедру теоретической механики ММФ возглавил профессор М.А.Павловский. С его приходом в работе коллектива кафедры появилось новое научное направление - прикладная теория гироскопов и нелинейных колебаний. Развитие этого направления привело к созданию в 1989 г. Научно-исследовательского института проблем механики "Ритм". И, как стало уже традиционным для механико-машиностроительного, он снова дал путевку в самостоятельную жизнь новому структурному подразделению НТУУ "КПИ". В 1993 г. был создан новый факультет авиакосмических систем, базой для которого стали кафедра теоретической механики и НИИ "Ритм". Первым деканом ФАКСа стал воспитанник ММФ и приборостроительного - д.т.н., проф. М.А.Павловский.

2002.05.27 Подписание соглашения о создании совместного факультета ректорами университетов - партнеров

Традиция создания новых научных и образовательных школ, возникшая при создании и становлении механико-машиностроительного, поддерживалась и будет поддерживаться в дальнейшем. ММФ гордится научными школами академика УССР Г.С. Писаренка, члена-корреспондента АН УССР П.Р. Родина, профессора М.С.Можаровского и достижениями ведущих ученых и выдающихся педагогов. История мехмаша насчитывает 20 деканов. Если о каждом из них рассказывать, то получилась бы отдельная книга о ММФ. Но здесь необходимо вспомнить, например, профессора М.С.Можаровского, руководившего факультетом полтора десятка лет. Главным достижением за этот период стало радикальное увеличение научного потенциала кафедр ММФ. Всем известно его крылатое выражение: "Если на факультете нет науки, меняй название на ПТУ". И сегодня практически все наши доктора наук, профессора (а их на ММФ 40) искренне благодарны Николаю Станиславович за поддержку и профессиональные советы в период подготовки диссертационных работ.

Готовя квалифицированные инженерные кадры практически для всех отраслей машиностроительного комплекса, факультет только после Великой Отечественной войны выпустил более 12 тысяч специалистов.

Воспитанники ММФ занимали и занимают высокие государственные должности (В.А.Масол, С.И.Гуренко, Ю.Н.Ельченко, И.П.Корницкий, Е.Г.Сажин и др.). Академик АН УССР И.Т.Швец был ректором КПИ и много лет возглавлял Киевский государственный университет им. Т. Шевченка. Выпускник механического отделения КПИ профессор В.Ф.Бобров был первым директором Киевского авиационного завода, ректором Киевского политехнического и Московского авиационного институтов. Целая плеяда талантливых инженеров-выпускников ММФ руководила и руководит крупными промышленными предприятиями и организациями г.. Киева, Украины и стран бывшего СССР. Среди них, например, можно назвать С.В.Гусовского, И.Й.Дронга, Ю.И.Загоровского, В.П.Злобина, В.О.Извекова, П.Я.Костину, Н.П.Лернера, В.А.Масола, И.В. Масола, Ю.М.Надемского, А.Ф.Надточенка, Е.Г.Сажина, М.П.Стародуба, В.И.Толубинского, В.И.Чиргикала и многих др.

2003 М.Бобир и М.З. Згуровский с выпускниками ММФ В.А.Масолом и Ю.Н. Ильченко

Сейчас руководят академическими институтами НАН Украины и отраслевыми научно-производственными организациями, их структурными подразделениями наши выпускники-академики М.В.Новиков, И.К.Походня, Г.М.Григоренко, В.Т.Трощено, К.А.Ющенко, член-корр. НАН Украины В.О.Стрижало, В.В.Харченко, доктора наук, профессора Г.О.Кривов, Г.Г.Грабовский и многие др.

С целью обеспечения более эффективной координации усилий родственных структурных подразделений в методическом и научном направлениях, направленных на обеспечение высокого качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для машиностроительного комплекса Украины, в соответствии с решением Ученого совета НТУУ "КПИ" от 4 октября 1999 г. на базе механико-машиностроительного факультета был создан учебно-научный институт "механико-машиностроительный институт" (MMИ).

Современный ММИ - это 2300 студентов, 8 выпускающих кафедр и 4 научно-исследовательских подразделения.

Высококачественная подготовка специалистов обеспечивается современной материально-технической базой кафедр, использованием компьютерных систем автоматизированного проектирования. ММИ оказывает практическую помощь промышленным предприятиям, внедряет собственные научно-технические разработки в производство.

На базе ММИ уже много лет успешно действуют 3 специализированные совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. Ежегодно в течении последних 14 лет мехмаш проводит по 3 международные научно-практические конференции: "Прогрессивная техника, технология и инженерное образование", "Гидромеханика в инженерной практике" и "Лазерные технологии в сварке и обработке материалов". С 1963 г. издает периодическое научно-техническое профессиональное издание "Вестник НТУУ" КПИ ", серия" Машиностроение ".

Механико-машиностроительный с 1997 г. является базовым для научно-методической комиссии Министерства образования и науки Украины в области знаний "Машиностроение и материалообработка". Кафедры ММИ уделяют большое внимание своевременному открытию современных специальностей и специализаций с тем, чтобы более гибко реагировать на перспективные изменения на рынке инженерного труда.

В 1999 г. Госстандартом Украины на базе Механико-машиностроительного института НТУУ "КПИ" создан Орган по сертификации металло- и деревообрабатывающего оборудования и продукции машиностроения. Орган обладает полномочиями по сертификации более 400 наименований продукции отечественных производителей и импортеров. Одновременно для проведения комплекса испытаний продукции машиностроения на соответствие требованиям государственных стандартов Украины был создан и аккредитован на базе основных кафедр ММИ сеть испытательных лабораторий, объединенных в научно-исследовательское подразделение ММИ - НПЦ "Надежность".

2001 Открытие учебного центра КПИ-ФЕСТО

Уже 11 лет в рамках ММИ успешно действует Совместный украинский-немецкий факультет машиностроения НТУУ "КПИ" и Университета им. Отто фон Герике г. Магдебурга. От нашего университета в нем задействованы три структурных подразделения: ММИ, ЗФ и ИФФ. Выпускники общего факультета получают дипломы магистров двух университетов и имеют широкие возможности для трудоустройства на международном уровне. На совершенствование учебно-методического обеспечения подготовки студентов-механиков направлено также создание кафедрой прикладной гидроаэромеханики и механотроники ММИ совместно с австро-германской фирмой "FESTO" центра "КПИ-ФЕСТО", который оборудован современной техникой и учебным оборудованием по гидропневмоавтоматици машиностроительного производства. Аналогичный учебно-научный центр (Учебно-тренинговый центр НТУУ "КПИ" - НААS) создан на кафедре технологии машиностроения ММИ совместно с известной американской фирмой НААS, которая производит современные металлообрабатывающие комплексы с числовым программным управлением.

На сегодня ММИ и его структурные подразделения имеют действующие соглашения о совместной научно-учебно-методической деятельности с 23 ведущими зарубежными высшими учебными заведениями Польши, Германии, Франции, Болгарии, Турции, Ирана, Японии и др. Поддерживаются постоянные связи с высшими техническими учебными заведениями стран СНГ (России, Беларуси, Узбекистана и др.) в рамках обмена научно-технической, учебно-методической информацией, совместного участия в международных научных конференциях и семинарах.

Сегодня дружный коллектив ММИ НТУУ "КПИ" (это 40 докторов и 83 кандидата наук) реализует концепцию дальнейшего развития и адаптации политехнического образования, ее основной составляющей для нужд машиностроительного комплекса Украины, успешно воплощает в жизнь стратегический курс ректората нашего университета во главе с ректором академиком НАН Украины М.З.Згуровским, направленный на интеграцию в мировое научное и образовательное сообщество. Посеянное 115 лет назад "разумное, доброе, вечное" щедрыми руками основателей механического отделения КПИ дало и будет давать и в XXI веке прекрасные урожаи на ниве Киевской политехники.

М.И. Бобырь, директор ММИ, д.т.н., профессор
Статья публиковалась в 27 и 28 номерах 2013

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій