You are here

Инновационный датчик задымленности для системы пожарной безопасности (проект, победивший на Фестивале инновационных проектов "Sikorsky Challenge 2016")


Переговори з інвестором

Известно, что система пожарной сигнализации (СПС) принадлежит к числу систем высшей категории по критерию ответственности за безопасность как объекта, на котором она установлена, так и людей, находящихся в нем. Особую актуальность качества СПС имеет в авиации, в которой принято не совершать полет, если СПС неисправна, и завершать его в случае получения сигнала с СПС (настоящего или ложного) о пожаре, то есть прервать плановый полет. Мировая статистика показывает, что почти 60% сигналов «пожар», которые формируются СПС в полете, являются ошибочными, при том, что надежность соответствует требованиям и нормам. В результате анализа таких ложных срабатываний СПС систем определено, что их причиной является одинаковое влияние на оптические сенсоры этих систем от пыли и дыма, то есть рассеивание света одинаково происходит как на частицах пыли, так и на частицах дыма.

Специалисты НТУУ "КПИ им. Игоря Сикорского" и Института физики полупроводников им. В.Е. Лашкарева НАН Украины подошли к этому вопросу с принципиально нового физического явления - нарушенного полного отражения лазерного излучения от специальных наноструктур.

Команда проекта (руководитель проекта д.т.н. Владимир Петрович Маслов, д.т.н. Виталий Иосифович Котовский, д.т.н. Владимир Андреевич Порев, главный конструктор проекта Юрий Валентинович Ушенин, к.ф.-м.н . Василий Александрович Мороженко и молодые ученые Глеб Вячеславович Дорожинский, Наталья Владимировна Качур и аспирантка Анна Васильевна Кушнир) исследовала возможность использования этого явления и обнаружила, что пыль и дым могут детектироваться раздельно. На это научно-техническое решение команда имеет патент Украины на полезную модель, в котором одновременно регистрируется сигнал оптического канала рассеяния, канала на явлении нарушенного полного внутреннего отражения от специальных поверхностных наносистем и температурного сенсора. Сигналы от этих каналов могут программно анализироваться и предоставлять пилоту информацию без ложных срабатываний.

Проектом предусмотрено и необходимо:

  • завершить исследования по оптимизации конструкции;
  • разработать документацию на опытный образец;
  • изготовить и протестировать опытные образцы.
  • При полном завершении работ по проекту будет разработана линейка сенсоров как для авиации, так и для других важных с точки зрения пожарной безопасности объектов (атомные электростанции, военные склады боеприпасов, производство пороха, крупные логистические центры и др.) и налажено их серийное производство .

    Результаты проекта актуальны как для Украины, так и для иностранных фирм.

    Команда проекта искренне благодарна директору бизнес-инкубатора "Sikorsky Challenge" Валерию Николаевичу Корчевскому и его коллегам за помощь в подготовке презентации для участия в финале конкурса.

    В.П.Маслов, д.т.н., руководитель проекта

    x

    Електронний кампус

    Інформаційні ресурси

    Викладачі КПІ

    GitHub репозиторій