Внедрение положений нового Закона Украины "О высшем образовании" вызывает много вопросов у студентов и преподавателей. Редакция «КП» обратилась к первому проректору НТУУ "КПИ" академику Ю. И. Якименко с просьбой разъяснить, как происходит внедрение положений закона в нашем университете.

- Юрий Иванович, пожалуйста, несколько слов об особенностях нового закона и новациях в подготовке специалистов в КПИ.

- Актуальная задача любого высшего учебного заведения, и КПИ в частности, - подготовка специалистов, которые успешно интегрировались бы в современный отечественный и европейский рынок труда с использованием опыта европейской системы подготовки. Еще несколько лет назад учебные заведения были ограничены регламентированной системой наполнения учебных программ. Новый закон о высшем образовании, в создании которого активное участие приняли и представители КПИ, в частности М.Згуровский был руководителем рабочей группы, открыл новые возможности, прежде всего предоставил большую автономию высшим учебным заведениям. Теперь мы хотим максимально воспользоваться этой автономностью, чтобы с нового учебного года в полной мере внедрить возможности, предоставляемые законом.

Внедряя сквозную подготовку специалистов по трем циклам: бакалавр - магистр - PhD, университет самостоятельно определил перечень специализаций, которые обусловлены двумя главными факторами - потребностями рынка и признанными научными школами кафедр. Следующий шаг - формирование принципиально новых учебных планов: уменьшение и оптимизация количества учебных дисциплин, исходя из их необходимости и без потери при этом фундаментальности подготовки, широкое внедрение информационных технологий в учебный процесс. Вся текущая информация по внедрению положений нового закона в образовательный процесс выкладывается на сайте департамента учебной работы osvita.kpi.ua.

- Иногда в сетях или на форумах появляются комментарии, что "читают" вроде бы лишнее, потому что достаточно специализированных курсов, чтобы выйти на рынок труда.

- Не будем забывать, что НТУУ "КПИ" - это университет, академическое учреждение, и мы не ставим целью научить программиста, который только будет способен несколько лет проработать на рынке - это более задача ПТУ. Современный специалист должен быть вооружен не столько конкретным набором знаний, сколько умением учиться самостоятельно в течении жизни и умением решать комплексные проблемы. А это предполагает мощную фундаментальную подготовку, которой всегда отличался КПИ и которая дает возможность творческого развития и совершенствования. Кстати, относительно спроса именно на фундаментальную подготовку: в нашем университете корпорация Боинг открыла учебный центр и приглашает для последующей работы в компании в первую очередь специалистов, владеющих фундаментальными знаниями, в том числе с классической механики, сопротивления материалов и т.д. На лекции, с которой на днях выступил в КПИ Нобелевский лауреат Дан Шехтман, он заметил: "Путь стать настоящим профессионалом - это обязательно широкая базовая подготовка с последующим погружением в соответствующую профессиональную отрасль".

- В КПИ всегда ответственно относились к качеству обучения.

- Да, приоритетной задачей для нас - ведущего технического университета страны - было и остается качество подготовки специалистов. Оно состоит из качества преподавания и качества обучения, то есть уровня квалификации преподавателей и способности студентов воспринимать обучение. Что касается преподавателей, то требования к ним в КПИ постоянно повышаются. Прежде всего это исключительно конкурсное избрание с заключением контракта на 1-2 года, после чего только в случае положительного отчета может быть продолжена их работа в университете. При этом кафедра обязана постоянно контролировать профессиональный уровень своих преподавателей, в том числе путем открытых лекций. Несколько медленно происходит смена поколений преподавателей - ежегодно до 100 молодых выпускников аспирантуры заменяют наших ветеранов. Но наряду с профессиональной оценкой коллег для нас очень важна объективная оценка со стороны студентов. В университетском электронном кампусе внедрено опцию "Преподаватель глазами студентов". За декабрь прошлого года 2231 студент (около 10% от всех студентов) оценил работу 1109 преподавателей (35% от всех преподавателей). Сейчас мы пытаемся усовершенствовать эту систему с целью привлечения к ней абсолютного большинства студентов.

В отношении студентов. КПИ никогда не снижал планку требовательности к своим питомцам. Но проблема сегодня является сложной и комплексной. И начинается она с абитуриентов. Система отбора у нас довольно строгая. Не секрет, что к нам идут лучшие выпускники школ. Но даже при наших высоких требованиях к поступающим - минимум 140 баллов ВНО и обязательный экзамен по физике - на первом-втором курсах мы вынуждены "подтягивать" их знания по математике и физике и другим дисциплинам. При этом мы стараемся помогать всем, кто хочет и может учиться, но все же вынуждены отчислять за неуспеваемость значительное количество студентов (около 30% за 4 года).

- Во всем мире получает распространение он-лайн общения преподавателей и студентов.

- Современная система обучения невозможна без электронного сопровождения учебного процесса. Поскольку из-за высокой стоимости КПИ не может приобрести профессиональную университетскую систему типа Blaсk Board, ректором была поставлена задача создать собственную систему "Электронный кампус». Она была разработана и запущена силами энтузиастов - преподавателей и студентов университета. Начало работы выявило определенные проблемы и недостатки в работе системы. Поэтому сейчас создана рабочая группа, которая в течении весеннего семестра должна ее усовершенствовать и сделать удобной и эффективной для общения преподавателей и студентов. Нашей целью является полный переход на электронное сопровождение всех составляющих образовательного процесса.

- Студенты много дискутируют о дисциплинах, которые можно будет самостоятельно выбрать для изучения. Что вы думаете по этому поводу?

- Новые учебные планы предусматривают, что студенты могут самостоятельно выбирать для изучения не менее 25% объемов учебных дисциплин. На сегодня запланированы две категории, которые выбирают студенты-бакалавры: дисциплины экономико-гуманитарного цикла, который имеет 10% общего объема подготовки, и специальные, которые формируют траекторию их профессиональной подготовки по соответствующей специализации и которые наполняются соответствующей выпускающей кафедрой. Студент также сможет выбрать траекторию специальных дисциплин, которые будут входить в план подготовки магистров, а затем и PhD.

- Еще один вопрос - выбор индивидуальной подготовки, особенно в магистратуре, и требования к иностранному языку.

- При обсуждении иногда звучит мнение, чтобы КПИ предоставлял только элитное образование, то есть учил ограниченное количество студентов, которые самостоятельно могли изучать блоки дисциплин, а в университете проходили только консультации и научные дискуссии. На уровне бакалавриата элитное образование нам сегодня трудно ввести, поскольку вынуждены ориентироваться, все же, на средний уровень поступающих, одновременно никак не ограничивая, а способствуя лучшим овладеть более высоким уровнем. С вниманием и пониманием, учитывая индивидуальные особенности, относимся ко всем без исключения первокурсникам, чтобы заинтересовать их дальнейшим обучением и стимулировать к эффективной творческой работе, помочь каждому реализовать себя. Наличие творческих успехов вместе с профессиональной оценкой и оценкой по иностранному языку составляют интегральный рейтинг выпускника-бакалавра и учитываются при конкурсном отборе в магистратуру.

А вот в магистратуре мы абсолютно четко начали такое элитное образование уже с нового учебного года для всех студентов. Они прошли конкурсный отбор и должны доказать, что соответствуют образовательно-научному уровню магистра. Для них максимально будет внедряться индивидуализированное обучение. Это могут быть курсы и тренинги, в том числе в электронном виде, онлайновые курсы ведущих западных профессоров, что будут обучать комплексному решению задач, принятию решений в сложных условиях и тому подобное. И руководители магистерской подготовки будут не формально читать курсы лекций, а осуществлять согласованную и персонализированную программу, по которой студент будет учиться в магистратуре и дальше выходить на PhD. Обязательным для магистров является научная работа, решение практических комплексных задач. Широкие возможности для этого открывает участие в стартап проектах Научного парка КПИ.

Относительно языковой подготовки. Мы единственный технический ВУЗ, где иностранный изучают в течении четырех лет бакалавриата (стандартная программа - два курса). Также предъявляем высокие требования к поступающим в магистратуру и аспирантуру, определяемых уровнем В2.

- Возвращаясь к началу нашего разговора, следовательно, по новому закону большей самостоятельности и автономии наши университеты достигли.

- Да, этап разработки закона закончился, и теперь мы несем ответственность за его реализацию. Достичь изменений в университете можем только усилиями обеих сторон: преподавателей и студентов. Поэтому приглашаем к сотрудничеству всех неравнодушных. Студенческие инициативы всегда находят в КПИ понимание и поддержку.