Сто лет назад, 8 сентября 1914 г., при осуществлении первого в мире воздушного тарана погиб Петр Нестеров - летчик, чо первым в мире выполнил фигуру высшего пилотажа "мертвая петля" (петля Нестерова).

Путь в авиацию Петра Николаевича Нестерова (1887-1914) был стремительным. В 1910 г. он - офицер-артиллерист - увлекся авиацией, летом 1911 г. построил планер, на котором совершал полеты, а в октябре 1911 г. был зачислен в Офицерскую воздухоплавательную школу в Санкт-Петербурге. 29 августа 1912 г. П.Н.Нестеров перевелся в Гатчинскую авиационную школу, 12 сентября 1912 г. совершил свой первый самостоятельный полет на самолете, 28 сентября сдал экзамен на звание пилота-авиатора, а 5 октября 1912 г. - экзамен на звание военного летчика.

26 апреля 1913 г. поручик Нестеров начал исполнять обязанности начальника 11-го корпусного отряда 3-й авиационной роты в Киеве, которая базировалась на Сырецком военном аэродроме (недалеко от сегодняшнего завода "Большевик").

Тогдашний Киев был одним из центров мировой авиации. Киевское общество воздухоплавания возглавлял его основатель, ученик Жуковского, профессор Киевского политехнического института М.Б. Делоне; членами общества были А.С. Кудашев, Д.П. Григорович, братья Андрей, Евгений и Иван Касьяненки, И. И. Сикорский и другие пионеры авиации. Членом Киевского общества воздухоплавания стал и П.Н.Нестеров. Он постоянно совершенствовался в пилотировании. 10-11 августа 1913 г. Петр без предварительной подготовки совершил перелет по маршруту Киев-Остер-Нежин-Киев. Через несколько дней он повторил этот перелет, но уже во главе группы из трех самолетов. Это был первый в мире групповой перелет строем, с четырьмя посадками на выбранных с воздуха площадках. На самолете Нестерова был также кинооператор Владимир Добржанский, который снял с борта самолета первый в истории авиации получасовой документальный фильм.

Еще будучи курсантом Гатчинской авиационной школы, Нестеров обсуждал с сослуживцами возможность осуществить вертикальный полет по замкнутому кругу - так называемую "мертвую петлю". Никто из авиаторов на это еще не решался. Только француз Адольф Пегу, летчик-испытатель фирмы "Блерио", выполнил в воздухе фигуру, похожую на букву "S".

После тренировок, расчетов, размышлений Нестеров осознал, что сможет осуществить задуманное. 27 августа (9 сентября по новому стилю) 1913 г. он на самолете "Ньюпор IV" с двигателем "Гном" мощностью 70 лошадиных сил поднялся над Сырецким военным аэродромом и на высоте 600 метров на глазах многочисленных зрителей впервые в мире выполнил "мертвую петлю" , которая впоследствии стала называться "петлей Нестерова".

В тот же вечер в Санкт-Петербург отправили официальную телеграмму за подписью десяти свидетелей - военных летчиков, врача и комиссара Всероссийского аэроклуба в Киеве. Из Санкт-Петербурга корреспондент парижской газеты "Матин" сразу телеграфировал о событии во Францию. На следующий день одновременно с российскими газетами "Матин" подала первое сообщение о "мертвой петле".

В статье "Как я выполнил мертвую петлю", опубликованной в "С.-Петербургской газете" от 4 и 5 сентября 1913 года, Нестеров писал: "... Я сидел несколько мгновений вниз головой и прилива крови к голове не испытывал, от сидения не отделился, и ноги давили на педали ... Инструменты в открытых ящиках остались на своих местах. Бензин и масло также удерживались центробежной силой на дне бака, то есть вверху, и нормально подавались в мотор, который прекрасно работал всю верхнюю половину петли. В общем, все это доказывает, что самолет сделал обычный поворот, только в вертикальной плоскости, так как все время существовало динамическое равновесие. С этим только поворотом воздуха является побежденным человеком. ... Человек ошибочно забыл, что в воздухе везде есть опора, и ей следует перестать определять направление по отношению к земле ".

Сообщения о "петле Нестерова" стали мировой сенсацией. Он продолжил рекордные полеты. В частности, 1 марта 1914 г. Нестеров с механиком Руденко за 3 часа 9 минут на самолете "Ньюпор IV" совершил перелет из Киева в Одессу, а через несколько дней - в Севастополь. 11 мая 1914 г. на том же самолете с механиком унтер-офицером Нелидовым он выполнил однодневный перелет с тремя посадками для заправки горючим из Киева в Санкт-Петербург за 18 часов (из них в воздухе 8 часов).

... 28 июля 1914 г. началась Первая мировая война. 11-й авиаотряд, которым командовал Нестеров, прибыл в Радзивилов, а вскоре - в город Жовква, расположенный на тридцать километров севернее Львова. Нестеров осуществлял воздушную разведку и выполнил одну из первых бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами.

Вскоре российским войскам стал досаждать австрийский летчик барон Фридрих фон Розенталь, который ежедневно совершал воздушную разведку на своем биплане "Альбатрос". Вечером 25 августа 1914 г. генерал-квартирмейстер М.Д. Бонч-Бруевич во время штабного совещания стал упрекать летчиков за безнаказанные полеты вражеского разведчика и, наконец, обвинил их в трусости. Тогда Нестеров дал слово, что прекратит полеты австрийца.

На следующее утро вражеский "Альбатрос" вновь появился в небе. Нестеров и поручик Александр Кованько поднялись в воздух, но при взлете оборвался трос с гирей, которой Петр надеялся повредить винт "Альбатроса" и заставить его сесть (это средство борьбы с самолетами придумал он сам). Нестеров с Кованько вернулись на землю. Петр приказал механику подготовить самолет к новому полету, а сам сел в автомобиль и поехал в армейскую казну получить деньги для 11-го отряда. Когда возвращался назад, в воздухе снова появился самолет барона. Нестеров подъехал прямо к своему самолету, быстро взлетел и стал преследовать врага. Тот, заметив приближение "Морана" Нестерова, попытался от него оторваться. Но российский летчик догнал врага, зашел сзади и сверху ударил австрийский самолет, после чего оба самолета упали и разбились.

... Тело Петра Нестерова перевезли в Киев и похоронили на кладбище возле Аскольдовой могилы. Проститься с героем пришли десятки тысяч киевлян. Посмертно Нестеров был награжден орденом Святого Георгия IV степени и произведен в капитаны. После того как в 1930-е годы было принято решение о создании на месте кладбища на Аскольдовой могиле парка, прах Петра Нестерова перезахоронили на Лукьяновском кладбище.

Со временем "петля Нестерова" стала для авиации обычной фигурой высшего пилотажа, а воздушный таран советские летчики в годы Великой Отечественной войны применили более шестисот раз.

В Киеве берегут память о выдающемся летчике. На фасаде дома № 5 по улице Московской, где в 1914 г. жил Нестеров, установлена мемориальная доска. Его именем названа улица в районе завода "Большевик". Памятник П.Н.Нестерову установлено перед административным зданием Серийного завода "Антонов".

Реконструкція виконаної самим П. Нестеровим схеми історичного польотуЛітак - Ньюпор IVПам'ятник П.М. Нестерову в Києві