Еще недавно известным и довольно популярным было высказывание выдающегося немецкого философа XVIII века. Иммануила Канта: "В любой естественной науке ровно столько истины, сколько в ней математики". И действительно, она, то есть математика, на протяжении многих веков справедливо занимала трон королевы наук. Однако, нисколько не сомневаюсь, что живи Кант сегодня, среди нас, когда невероятного размаха и огромных возможностей получили вычислительные и вообще информационные технологии, а без компьютеров различной мощности, включая персональные, не обходится ни одна так называемая умственная работа или произвольный прогноз будь-чего, королевой наук была бы названа кибернетика (или одна из ее многочисленных отраслей).

Это очень здорово, что молодежь, а многие из ее представителей еще с дошкольного возраста имеют возможность приобщиться к современным техническим средствам познания мира, которым в моем детстве, как это ни странно, был телефон, и люди среднего или старшего возраста хорошо помнят, что, например, в середине или в конце 50-х годов прошлого века его не было не только в каждой квартире или доме, но и в большинстве сел. О мобильной связи, Интернет, электронной почте, телевидении и т.д. не мечтали даже смелые фантасты. Так, за примерно 50 последних лет наша жизнь коренным образом изменилось именно благодаря появлению персональных приборов, которые мы используем с различными целями, где надо, а временами - где не надо. Именно о последнем, или так сказать, обратной стороне быстрого цивилизационного развития человечества я и приглашаю поразмышлять вместе со мной.

Чем вызвано мое беспокойство? Дело в том, что как преподаватель знаменитого вуза, а КПИ имеет в мире очень высокую репутацию, почти ежедневно общаюсь со студентами и меня стал смущать их поразительно низкий уровень способности к самостоятельному мышлению, которое в своей массе демонстрируют и успешные студенты. Сам я читаю специалистам и магистрам специальные курсы, которые так или иначе опираются на ранее усвоенные знания. Так вот, даже отличники, которым не откажешь в правильных представлениях об изученном, знают предыдущий материал чисто формально, часто мозаично, не умеют связать различные темы или явления, путаются, когда просишь вспомнить о применении последних. Еще больше меня огорчает, что ни ребята, ни девушки не умеют делать оценки, и практически никто не умеет решать в уме простые дифференциальные уравнения или записать табличные интегралы - сразу же хватаются за персоналки. Пожалуй, таким является молодое поколение, но, по-моему, оно заражено болезнью, которую я называю "потерей памяти", причем собственной, а не "оперативной" или "жесткой", о которых они хорошо знают и о которых заботятся. Ежедневно, а вернее - непрерывно, работая с "компами", все время обращаясь к ним, молодые люди теряют привычку к труду с книгой, что только и позволяет понять последовательности различных природных процессов, связи между ними. Постоянное же обращения к компьютеру приводит в результате к лоскутным знаниям, лишает мозг способности самому решить задачу, проанализировать кривую, найти необходимые асимптотики или разобраться в предельных случаях.

Что такое, в конце концов, работа исследователя или настоящего инженера-профессионала? Поставить и найти ответ на вопрос, которого до того не было, или был известен, но по каким-то причинам оставался нерешенным. Или - для инженера - создать конструкцию, которую никто не предполагал либо не проектировал. Такое в компьютере, то есть в Интернете, не найдешь. В подобной ситуации надо быстро хотя бы понять, чего ждать, сделать определенные прикидки, поэкспериментировать или построить модель, которая может дать надежду на успех или, наоборот, показать ошибочность надежд. Параллельно просматриваешь литературу, действительно ты первый, кто догадался идти путем, который собираешься выбрать. Мне кажется, что компьютер просто в принципе не способен дать ответ на так называемые нечеткие вопросы, которые по сути еще не сформулированы, роятся в голове без точного осознания их смысла и последствий - он ими (такими вопросами) будет сбит с толку, зависнет ...

Например, знаю, что относительно недавно, казалось бы, корректно поставленная задача о впрыске капель сжиженного азота, то есть очень холодной жидкости, в воду не смогла быть решена с помощью самых современных численных методов, которые опираются на расчеты с "первых принципов". Только сочетание законов термодинамики со знаниями о поведении криогенных жидкостей позволило понять, как будет протекать процесс и выйти на проблему теплового взрыва, потребовав формулировки и получения неизвестной ранее системы нелинейных уравнений. После этого задача подверглась и аналитическому анализу, а уже отдельные ее аспекты и изучение различных случаев было сделано численно, что позволяет говорить о закрытии одного из "белых пятен" на поле гидродинамики.

Не хочу, чтобы мои слова воспринимались как мое неприятие компьютерных (а также мультимедийных) технологий. Однако необходимо понимать, что в любом прогрессе есть недостатки. А огромные успехи информационных технологий привели к уверенности многих - и тех, кто учится, и тех, кто учит, - что любое знание можно получить путем быстрого нажатия на кнопки ящичка, который всегда в рюкзаке или под мышкой. Может, когда-то так и будет. Повторю, я не консерватор и тоже пользуюсь Интернетом, различными компьютерными сервисами. Но по собственному опыту могу свидетельствовать, что новое знание, а именно о нем идет речь, с компьютера не получишь. И глубину мыслей П.Л.Капицы, Л.Д.Ландау, П.Дирака, Эйнштейна, Р.Фейнмана, А. Пуанкаре и др. из него тоже не вынешь. Механику И. Ньютона мне лично гораздо проще понять из классического учебника, а не с изложения в википедии, куда любят смотреть все, кто приступает к изучению нового вопроса. К сожалению, довольно часто изучение на этом прекращается и носитель подобных знаний считает, что их достаточно, потому что не один раз слышал от студентов и "продвинутых" преподавателей, в Интернете можно найти все.

Категорически с этим не соглашусь - все, что известно! А что делать с неизвестным? И почему все зарубежные, но не наши (!), издательства продолжают большими тиражами издавать и труды классиков, и новые книги, спрос на которые не уменьшается? Растет количество именно печатных научных журналов, а не их электронных копий, хотя последние очень популярны и используемые благодаря своему удобству и скорости получения.

Итак, по моему убеждению, школьников и студентов надо больше учить работать с книгой, а не подчеркивать всемогущество электронной техники, какой бы мощной и интересной она ни была. Настоящие научные знания можно найти только или, скажу мягче, в основном, в книгах и, для кого это необходимо, в профессиональных статьях. Пафос этого моего сообщения, которое можно было обсудить, в том, что при всех достижениях кибернетики, надо все же больше нацеливать молодых людей на работу головой, потому что, боюсь, при таком широком привлечении компьютерных средств в учебно-познавательный процесс, который требуется сегодня, и, надо признать, нравится студентам, поддерживается ими, скоро они будут загнаны в тупик не только вопросами о междисциплинарных связях или решениях линейных уравнений, но и не будут знать таблицы умножения, выполнять в уме простые преобразования или расчеты. Некоторым такое "предсказание" покажется бредом, но когда видишь, как мало знают и могут сегодняшние студенты самостоятельно без помощи информационной техники и как не хотят что-либо делать без нее, так уже не думаешь.

В известной песне А.Пугачевой утверждается: "Все могут короли!", но потом идут слова, не все - как минимум, они не могут жениться на любимых. Вот и я (см. заглавие) хотел бы знать, а все ли способны решить компьютерные средства, что не только стали популярными, но и такими, без которых невозможно представить настоящее обучение, особенно самостоятельную работу любого студента младших курсов, который другим способом учиться уже не только не хочет, но и уже не умеет.

В.М. Локтев, заведующий кафедрой общей и теоретической физики ФМФ НТУУ "КПИ", акад. НАН Украины