Среди главных задач программы повышения качества образования в НТУУ "КПИ", провозглашенной 29 августа этого года на общем собрании преподавателей ректором университета проф. М.З.Згуровским, есть задача перехода от "репродуктивного" обучение к "креативному", то есть творческому.

А.І.ПетренкоПрестиж инженера на конкретном предприятии и в обществе определяется, прежде всего, результатами его технического творчества. Согласно документам ЮНЕСКО "в общем случае инженером называется работник, который умеет творчески использовать научные знания, проектировать и строить промышленные предприятия, машины, оборудование, разрабатывать или применять производственные методы, используя различные инструменты по отдельности или в различных комплексах, или конструировать эти инструменты, пользоваться ними, хорошо зная принцип их действия и предвидя их поведение в определенных условиях ".

Способствовать творческой деятельности будущих специалистов можно, развивая такие качества:
- любознательность, то есть умение наблюдать за окружающим миром, смотреть на вещи внимательно присматриваться к тому, как они действуют, отыскивать скрытые элементы и функции;
- умение проводить инженерный анализ, то есть способность применять научные знания для всестороннего изучения явления и объекта; глубокое освоение конкретной инженерной специальности;
- широкую специализацию, то есть способность компетентно и уверенно разбираться в основных проблемах смежных дисциплин;
- математическое мастерство, то есть умение в случае необходимости применять мощный математический аппарат и вычислительные методы;
- умение принимать решения, часто в случаях неопределенности, но при всестороннем учете всех существующих факторов;
- знание технологии производства, то есть понимание возможностей и ограничений как бывших, так и новых технологических процессов;
- умение четко и убедительно выражать свои мысли устно, письменно и графически;
- правильное восприятие критики;
- развитие способности к "сворачиванию" и "сцеплению" информации, к ее "переносу" на другой объект.

При организации учебного процесса следует учитывать факторы, влияющие на производительность работы творческого работника:
- самостоятельность в выборе тематики (рекомендуется формировать список тем проектов, предоставлять студентам право выбора темы и научного руководителя);
- мотивацию и увлечение работой (скажем, учитывать рейтинг студента при различных поощрениях, увеличивать роль самообучения за счет сокращения аудиторных занятий);
- микроклимат в организации (группе) и тип научного руководителя;
- влияние коллег (рекомендуется организация постоянно действующих семинаров с выступлениями студентов по выбранным темам)
- владение системными методами поиска новых решений.

Необходимо ознакомить студентов с методами стимулирования творческой деятельности, наиболее известными из которых является метод мозгового штурма, метод контрольных перечней, метод ликвидации тупиковых ситуаций, метод морфологических таблиц, алгоритм решения изобретательских задач.

Важнейшую роль в подготовке творческих личностей играют преподаватели, от которых требуется, прежде всего, личный пример инженерного творчества; знакомство с зарубежным опытом, наличие иностранных партнеров с дисциплин; построение эффективной формы организации взаимодействия в системе "учитель-ученик". При этом следует учитывать, что преподаватели, как и студенты, тоже весьма различны.

Деятельность научного руководителя, что требует смекалки, мгновенного охвата многих данных, инженерного анализа и, главное, принятия ответственных решений и действий, часто скрытая от внешнего глаза и составляет внутренний мир преподавателя. Зато внешнюю деятельность видно каждому: здесь и масса потраченного времени на формальные заботы, всевозможные согласования, увязки, совещания. Кроме того, молодежь часто недооценивает роль руководителя в формировании темы или вопроса, не понимая пока, что гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее реализацию. Для первого требуется воображение, а для второго - только умение.

Надо хорошо понимать, что человек никогда не становится творческой личностью только в результате внимательного прослушивания лекций и выполнения лабораторных работ, решающую роль играет работа человека над собой, то есть самообучение и самовоспитание на основе собственных размышлений и личного опыта. Обучение в вузе должно побудить его к этому и создать для этого предпосылки. Такие условия для самообучения могут, например, обеспечиваться широким внедрением информационных технологий в учебный процесс:
- созданием локальной кафедральной компьютерной сети и кафедрального веб-сервера с информацией о кафедре, студенчество, научные достижения;
- обеспечением доступа к Интернету каждого студента специальности для обязательного информационного поиска в сети Интернет при выполнении курсовых и дипломных проектов;
- размещением на учебном сервере библиотеки, что содержит методические материалы по лабораторным и курсовым работам, электронные конспекты лекций, справочную информацию, которые необходимы для работы студентов и преподавателей кафедры (например, на кафедре САПР такая библиотека содержит около 25 Гб информации, что эквивалентно наличию 1000 книг объемом 250-300 листов);
- предоставлением студентам возможности для размещения собственных веб-страниц, использование электронной почты для получения консультаций, возможности анонимного тестирования на коэффициент интеллектуальности и прочее.

Творческая инженерная работа многогранна, и в ней могут найти себя люди, разные по характеру и склонностям. Важно для каждого найти ту грань будущего дела, которая соответствует его индивидуальности. Процесс становления личности, сочетание ее с выбранной профессией временами происходит путем длительных проб и ошибок. Говоря о развитии личности будущего специалиста, следует иметь в виду и профессиональный, и общественный и культурный аспекты. Знание превращаются в мировоззренческую позицию человека, в ее действия. Активное участие студентов в научной работе кафедр является необходимым условием качественного формирования их творческих личностей.

Естественное желание кафедр университета, исходя из общественной потребности, способствовать развитию в стране высоких технологий, увеличивать процент талантливых воспитанников. Но, к сожалению, не существует сегодня и, вероятно, никогда не будет существовать конвейерная технология массовой подготовки творческих специалистов для инженерных инноваций. Это существенно "искусственная" технология и можно благодаря значительным усилиям только повысить процент ее выхода. Поэтому очень необходима совместная слаженная продолжительная работа кафедр университета для воплощения в жизнь задачи ректората по переходу к креативным методам обучения.

А.И.Петренко, проф., д.т.н., заведующий кафедрой САПР