Второй семестр пересек свой экватор, и скоро студенты нашего и других факультетов и институтов будут заканчивать очередной учебный год. Среди них есть такие, которые независимо от специальности соответствуют одной общей характеристике, которая их объединяет, - они выпускники. В первую очередь перед ними возникает вопрос выбора или будущего направления работы, которым хотелось бы и следовало бы заниматься всю жизнь, или ее профиля в уже ранее - например, перед вступлением в вуз - избранной специальности, чтобы она также оставалась интересной и актуальной на многие годы.

Мои сегодняшние мысли, которые я выношу на суд молодого читателя, пожалуй, больше касаются именно студентов-выпускников, которые в принципе уже знают, какой профессией будут заниматься в дальнейшей жизни, но еще не очень представляют себе, на чем в ней остановиться, или, лучше сказать, каким именно ее направлением заняться. Если же быть более точным и пунктуальным, то лично мне легче общаться с теми, кто выбрал для себя путь научной деятельности, в которой невозможно уже что-то изучив, успешно работать долгие годы, а надо все время доучиваться или даже переучиваться, чтобы оставаться не только на уровне своих коллег, но и на уровне переднего края науки, который, как показывает опыт, постоянно продвигается вперед.

Должен признаться, что еще одно обстоятельство побуждает меня обратиться с короткими заметками к студентам-физикам, химикам, биологам, кибернетикам, математикам, которые начинают свой - фактически самостоятельный - творческий путь в той или иной когнитивной науке, прежде всего, естественного направления. Дело в том, что на протяжении уже почти тридцати лет, читая лекции по различным разделам физики студентам Национального университета имени Тараса Шевченка, а также Национального технического университета Украины "КПИ", я уже привык слышать от тех выпускников, кто еще перед завершением обучения заботится о своей успешной карьере, вопросы типа: посоветуйте, пожалуйста, чем конкретно лучше заняться, или какая отрасль физики - а иногда и науки вообще - обещает самые неожиданные, интересные и важные для общества результаты.

Надо четко понимать, что на подобные вопросы однозначный ответ дать практически невозможно - многое зависит от различных факторов. Прежде всего имею в виду экспериментальные исследования, которые определяют, скажем так, недостатки существующих теорий или пробелы в наших знаниях об окружающем живом и неживом мире, включая Вселенную. Могут играть роль и случайные факторы развития того или иного направления, в конце концов финансовые возможности, а они неравномерные по разным наукам и направлениях в них. Кроме того, любой, даже гениальная личность, имеет свои взгляды, предпочтения, опыт и интуицию, а последняя, как известно, время от времени подводит, если иметь в виду прогнозы. Поэтому проще опираться на собственную жизнь и видение проблемы, но только как на один из примеров возможных ситуаций и связанных с ними соображений, не больше.

* * *

Когда я, будучи студентом-физиком, завершал свою курсовую работу, а это было - страшно представить - уже почти 40 лет назад, физика (вне учебы) для меня сводилась к весьма ограниченному кругу вопросов, которые мне формулировал мой научный руководитель. Но в те далекие времена было довольно много научно-популярных журналов, которые, безусловно, играли свою роль в формировании мировоззрения молодежи и повышали ее общую осведомленность, ярко демонстрируя ей необъятность науки вообще и физики, химии, биологии, математики в частности (кибернетика и генетика тогда по известным причинам не поощрялись). У них (журналах) освещалось много заманчивых для изучения проблем, но, думал я, как можно ими заниматься, не зная всего того, что было сделано ранее предыдущими поколениями ученых.

К счастью, для выполнения дипломного проекта я попал к выдающему советскому физику Александру Сергеевичу Давыдову, который узнав, что я посещаю все семинары, что тогда проходили в Институте теоретической физики АН УССР, где, собственно, я и был дипломником, посоветовал мне немедленно прекратить это делать, а больше сосредоточиться и посвятить время своим конкретным расчетам. Несмотря на мои опасения, что я еще ничего или очень мало знаю, он высказал мнение, что надо как можно быстрее решать "свою" задачу, а необходимые для этого знания подхватывать на ходу. К моему большому удивлению, довольно скоро я убедился, что такой подход действительно работает. Мне действительно без труда удалось продвинуться в поставленной передо мной дипломной проблеме, хотя, надо откровенно признать (а теперь я это понимаю особенно хорошо), и после успешной защиты дипломной работы я мало что знал о настоящей физике по существу. Но, тем не менее, я усвоил одну очень важную для будущей самостоятельной работы вещь: никто не знает всего и не должен к этому стремиться.

Сформулировав этот тезис, я менее всего хочу, чтобы меня поняли, вроде ратую за узкую специализацию. Нет, и еще раз нет. И действительно, чем больше вы знаете или умеете, тем, как правило, легче войти в неизвестную вам задачу или проблему, найти и изучить адекватные методы ее решения и добиться успеха. Выделенными выше словами мне хотелось лишь призвать вас не бояться никакой проблемы, пробовать их, как говорится, "на зуб", получая новые, необходимые для вас знания, по мере понимания того, в чем ваше собственное образование неполное или несовершенное. Тогда - а я лично в этом убеждался не раз - "ликбез" происходит гораздо эффективнее и идет быстрее, а ваш научный кругозор необходимым образом расширяется.

* * *

Еще одно правило, которое надо, по-моему, усвоить всем, кто начинает свою собственную творческую карьеру, я бы сформулировал так: если беретесь за какую-либо из возможных проблем, попробуйте выбрать самую сложную из них. Что имеется в виду, объясню также на собственном примере.

После защиты диплома в июне, я получил 2-3 месяца на подготовку к вступительным октябрьским экзаменом в аспирантуру, где моим руководителем должен быть А.С.Давидов. Казалось бы, и он, как оказалось позже, думал именно так, я должен продолжать тематику дипломной задачи, в которой был найден ответ на некоторые в то время актуальные вопросы поглощения света молекулярными кристаллами в условиях сильного взаимодействия электронных элементарных возбуждений с колебаниями кристаллической решетки . Здесь, как обычно, оставалось еще ряд вопросов, но было совершенно ясно, по каким направлениям должна идти будущая работа, чтобы быстрее достичь желаемой цели любой аспирантуры - подготовка кандидатской диссертации.

Скорее всего, так и происходили бы мои аспирантские поиски, если б не произошло такое, что я случайно познакомился с годовым отчетом АН УССР, где в разделе о достижении физиков прочитал, что в киевском Институте физики обнаружено поглощение света в кристаллическом кислороде, которое по своей природе остается загадочным. Меня это заинтересовало и уже скоро я познакомился с экспериментаторами, которым принадлежали соответствующие измерения, изучил всю (правда, в то время немногочисленную) литературу по этому вопросу и, в отличие от других абитуриентов, что для аспирантских экзаменов готовили реферат по своим дипломным работам, подал реферат по неразгаданному поглощению. Более того, будучи зачисленным в аспирантуру, я попросил моего руководителя позволить мне заниматься именно кислородной проблемой (она, между прочим, оказалась А.С.Давидову хорошо знакомой), а не продолжать дипломную. Последняя ему казалась абсолютно прозрачной, тогда как кислородная - неразберихой, и он не согласился менять объект исследования, утверждая, что это не задача для кандидатской работы, на которую выделяется ограниченное и фиксированное время.

Не знаю почему, но теперь не согласился я. Мне казалось (точнее - так и было), что в обоих случаях речь идет о поглощении света молекулярными системами и когда принципы, по которым оно должно происходить в одной из них, более или менее понятны, то почему бы, зная их, не разобраться во второй. В конце концов, физика двух близких по своему содержанию задач не может быть принципиально разной и необходимо лишь разобраться, что их отличает. Я много обсуждал эти вопросы с другими аспирантами А.С.Давидова, и после где-то за полтора года интенсивных усилий сумел найти некоторые причины различий поглощения в кислороде от остальных молекулярных кристаллов. Не могу не подчеркнуть, что А.С.Давидов, приняв во внимание мое упрямство и серьезное отношение к работе, а также, наверное, понятное желание изобрести что-то свое, обнаружил черты настоящего Учителя и не только не тормозил эти исследования, но и начал их поддерживать. Подытоживая, отмечу, что в конце 60-х - начале 70-х годов прошлого века поглощение света в кислороде действительно выглядело как путаница, но с тех пор работы экспериментаторов и теоретиков смогли распутать ее и соединить все (ну, почти все) непонятные факты в единую картину. Без ложной скромности, могу утверждать, что в этом есть и мой определенный вклад, а в 1977 г. я стал самым молодым лауреатом Государственной премии Украины в области науки и техники. Итак, еще один мой совет: заниматься тем, в чем есть путаница, - именно там должны происходить события.

* * *

Следующий совет, боюсь, принять сложно. Он выражен не мной, а Нобелевским лауреатом (1979 г.) в физике элементарных частиц американским теоретиком Стивеном Вайнбергом, однако я его полностью разделяю и считаю справедливым. Он заключается в следующем утверждении: позвольте себе тратить время зря.

Возникает вопрос: почему? Попробую объяснить.

Как правило, преподаватели просят студентов решать только те задачи, о которых сами преподаватели знают, что это обязательно надо сделать, чтобы пройти и усвоить курс. При этом не важно - и об этом никто (за исключением отдельных профессоров) не думает, имеют ли эти задачи научное или прикладное значение. Любой, кто был или является студентом, с таким положением вещей вынужден соглашаться, поскольку речь идет лишь об обучении. Однако в реальной жизни никто заранее не знает, какие задачи важны. Более того, иногда вообще трудно утверждать, является ли задача таковой, что имеет решение в данный момент. Напомню как пример, что 100 лет назад, в начале ХХ века, некоторые известные физики (среди них был, например, голландец Хендрик Лоренц) пытались построить теорию электрона, что было вызвано желанием понять, почему все усилия засечь движение Земли сквозь эфир оказались тщетными . Теперь мы знаем, что используя представления классической физики, исследователи решали неправильную задачу, поскольку квантовая механика еще не была разработана. Только Альберт Эйнштейн понял, что в пределах классического подхода правильной есть другая задача - о влиянии движения на пространство и время. Это привело к открытию специальной теории относительности. И учитывая то, что предварительно вы никогда не можете быть уверенными, какая задача является правильной, а какая нет, подавляющее большинство времени в лаборатории, если вы экспериментатор, или за столом, если вы теоретик, будет фактически тратиться впустую. С этим надо смириться и, как утверждает тот же профессор С.Вайнберг, если вы хотите быть творческим, вы должны позволить себе большую часть вашего рабочего времени проводить не творчески, находясь в штиле океана научных знаний.

* * *

Наконец, еще одно: обязательно изучайте что-нибудь из истории науки, прежде всего, по истории вашей собственной области науки. Наименее важная причина для этого - то, что история может вас действительно чему-то научить или быть полезной в вашей личной работе. Во-первых, знание исторических научных фактов является лучшим противодействием против философии, которая, как показывает та же история науки, формулируя некоторые так называемые общие принципы, иногда мешает ученым углублять свои представления о том или ином конкретном предмете, если для этого надо предложить что-то действительно нетривиальное.

Во-вторых, и что более важно, история науки может вас самого заставить считать вашу работу заслуживающей внимания и уважения. Собираясь быть научным работником, вы, видимо, не мечтаете о богатстве, а ваши близкие родственники и друзья не понимают не только этого, но и того, чем и ради чего вы конкретно хотите заниматься, на что тратить ваши годы, жизнь и силы. И если вы будете работать в таких участках науки, как абстрактные вопросы математической или теоретической физики, как: теория симметрий, квантовая теория поля, физика высоких энергий, структура Вселенной и т.д., вы даже не будете иметь возможности получить удовольствие хотя бы от выполнения чего-то непосредственно полезного для рядового гражданина. Однако вы можете быть очень счастливы, глубоко осознав, что ваша будущая деятельность в науке станет частью истории человечества.

Предлагаю еще раз взглянуть назад на те же 100 лет. Вспомните и назовите, кто были министрами в правительстве Российской империи, президентом США или канцлером Германии в 1910 году., и оказалось что-нибудь из того, чем занимались эти, казалось бы, огромные исторические фигуры, ключевым фактором для жизни и дальнейшей цивилизации. А вот то, что Эрнест Резерфорд в те годы открыл ядро атома и начинал исследование природы радиоактивности, имело и научное, и, как оказалось позже, прикладное, а следовательно, историческое значение для всех людей на нашей планете, и, без всякого преувеличения, изменило следующую историю. Но не менее или даже более важно, что изменение представлений, обусловленное упомянутыми научными открытиями, имело революционизирующее культурное значение. Понимание радиоактивности позволило объяснить, почему ядра как Земли, так и Солнца могут быть горячими до нашего времени после миллионов лет существования и выгорания. Это понимание устранило научное оспаривания того, что многие геологи считали возраст Солнечной системы очень большим. После этого христиане и иудеи были, в свою очередь, вынуждены или отступить от веры в буквальную истину Библии, или отказаться от интеллектуальной неточности. Это был лишь один шаг в последовательности развития от Галилео Галилея, через Исаака Ньютона и Чарльза Дарвина к современному, которому время от времени удается ослаблять все еще недоступные основы религиозного догматизма. И это очень существенно для научного мировоззрения, без которого трудно, а может и невозможно, представить будущее. Однако довольно заглянуть в любую газету или посмотреть ТВ, как начинаешь понимать, что необходимая просветительская работа далека от своего завершения.

Поэтому последний и главный совет: занимайтесь наукой!

Это работа, которая украшает мир и от которой ученые могут испытывать настоящую гордость и удовольствие, осознавая себя субъектами непрерывного цивилизационно-исторического процесса.

От редакции: В. М. Локтев является нашим постоянным автором. Его материалы отличаются научной глубиной и разнообразием тем. Недавно Вадим Михайлович отпраздновал свой день рождения. Поздравляем и желаем творческого долголетия!