You are here

Временное положение об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского: 7.3. Практика



Практическая подготовка лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, осуществляется путем прохождения ими практики на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с заключенным высшими учебными заведениями договорами или в его структурных подразделениях, обеспечивающих практическую подготовку.

Практика является необходимой составляющей подготовки специалистов. Целью практической подготовки является овладение студентами современными методами, формами организации и орудиями труда в области их будущей профессиональной деятельности, формирование на базе полученных знаний профессиональных умений и опыта принятия самостоятельных решений во время конкретной работы в реальных рыночных и производственных условиях, воспитание потребности систематически обновлять свои знания и творчески их применять в практической деятельности.

В зависимости от конкретной специальности и целей применяются следующие виды практик: учебная, производственная (технологическая, эксплуатационная, конструкторская, экономическая), педагогическая, научно-исследовательская, преддипломная и тому подобное.

Перечень всех видов практик и сроки их проведения определяются учебными и рабочими учебными планами.

Учебная практика является следующим после лабораторных и практических занятий этапом, что обеспечивает переход от теоретического обучения к профессиональной деятельности студентов. Целью учебной практики является ознакомление студентов со спецификой будущей профессии, получение ими первичных профессиональных умений с обще профессиональных и специальных учебных дисциплин. Практика является первым шагом психологической и профессиональной адаптации студента к производству. Учебная практика дает возможность студенту решать задачи, которые возложены на производственный персонал, нести ответственность за выполняемую работу, почувствовать себя участником производства.

Основными задачами учебной практики являются:

  • подготовка студентов к прохождению производственной практики;
  • закрепление и углубление знаний и умений, полученных при изучении общих профессиональных учебных дисциплин;
  • получение умений и первичных навыков рабочей профессии соответствующей специальности;
  • ознакомление с организацией работы и структуры предприятий и организаций, а также с характером будущей профессиональной деятельности;
  • развитие интереса к выбранной специальности;
  • воспитание профессиональных качеств молодого специалиста путем привлечения студентов к реальной профессиональной работе.
  • Одной из задач учебной практики может быть получение студентами рабочей квалификации по профессии, соответствующей специальности обучения.

    Учебная практика может проводиться в учебных и учебно-научных лабораториях, учебно-производственных мастерских, а также на предприятиях. Комплексная учебная практика, как правило, проводится на производстве. Она отличается от предметной учебной практики тем, что практические работы, которые выполняют студенты, предусматривают использование знаний из нескольких учебных дисциплин. В процессе выполнения комплексных заданий студенты овладевают первичными профессиональными умениями, развивают способности применять системные знания на практике. Руководство учебной практикой осуществляют преподаватели профессиональных учебных дисциплин и мастера производственного обучения.

    Производственная практика (технологическая, эксплуатационная, конструкторская, экономическая и т.д., в зависимости от профиля подготовки специалиста) проводится, как правило, на третьем курсе. Производственная практика занимает промежуточное место в перечне видов практик. В части приближения к профессиональной деятельности она является шагом вперед относительно учебной, ведь студенты работают непосредственно на реальных рабочих местах в условиях производства. Но с точки зрения содержания выполняемой работы производственная практика является промежуточным этапом, что создает фундамент для проведения преддипломной практики. При прохождении производственной практики студент выполняет функции на уровне руководителя среднего звена.

    Все виды производственных практик должны проводиться на передовых промышленных предприятиях, конструкторских и других организациях, имеющих современное оборудование и использующих новейшие технологии и имеющих передовую организацию производства. Целью производственной практики является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения определенного цикла теоретических учебных дисциплин, ознакомление непосредственно в учреждении, организации, на предприятии с производственным процессом и технологическим циклом производства, разработка конструкторской документации, отработка производственных умений по специальности, приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления, привитие умений организаторской деятельности в условиях трудового коллектива, а также сбор материала для выполнения курсовых проектов, курсовых работ и тому подобное.

    Основные задачи, решаемые при прохождении производственной практики:

    • ознакомление с организацией производства и производственными процессами;
    • изучение прав и обязанностей специалистов и выполнение (дублирование) функций специалиста;
    • изучение системы обеспечения качества на предприятии, вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на предприятии;
    • ознакомление с вопросами организации и планирования производства: бизнес-план, финансовый план, формы и методы сбыта продукции, ее конкурентоспособность;
    • ознакомление с методами обеспечения экологической безопасности.
    • /ul>

      Основные задачи технологической практики:

      • ознакомление с организацией и управлением деятельностью подразделения;
      • ознакомление с действующими стандартами, техническими условиями, положениями и инструкциями по организации производства;
      • ознакомление с базовыми технологическими процессами в производстве;
      • ознакомление с правилами эксплуатации и обслуживания измерительных приборов, другого оборудования;
      • знакомство с методиками применения измерительной аппаратуры для контроля и определения характеристик технологических процессов;
      • ознакомление с вопросами обеспечения экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности.

      Основной целью эксплуатационной практики является получение студентами опыта инженерной деятельности в организации эксплуатации оборудования, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных ими по специальным учебным дисциплинам, ознакомление с практическими условиями эксплуатации техники и оборудования, изучение положений по технике безопасности и охране труда при эксплуатации этих устройств, изучение основных ремонтных, ревизионных, наладочных и оперативных работ в условиях эксплуатации, изучения технико-экономических показателей устройств, ознакомление с организацией производственных процессов, изучение действующих нормативных документов, инструкций, указаний и распоряжений.

      Во время прохождения практики студенты должны ознакомиться с содержанием практической деятельности специалистов, занимающих инженерные должности по обслуживанию техники; приобрести практический опыт работы на наиболее важных участках объекта практики и получить целостное представление об эксплуатационном процессе, о методах наладки и проверки оборудования, правилах разработки графиков технического обслуживания и ремонтов, оформлении и сдачи оборудования в ремонт, а также приеме после ремонта; о методах поиска неисправностей, методах организации и сбора статистической информации, режимах работы технических устройств и показателях надежности и тому подобное.

      Во время эксплуатационной практики студент должен изучить:

      • организацию и управление деятельностью подразделения;
      • действующие стандарты, технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программы испытаний, оформление технической документации;
      • правила эксплуатации и обслуживания технических систем, измерительных приборов, иного оборудования;
      • вопросы обеспечения экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности.

      Основная цель конструкторской практики заключается в приобретении студентами опыта конструкторской деятельности на инженерно-технических должностях конструкторских отделов на предприятиях.

      Задачами конструкторской практики являются:

      • закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами в университете из изученных профессиональных учебных дисциплин;
      • ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации прохождения практики;
      • приобретение опыта самостоятельной работы на рабочих местах;
      • усвоения в производственных условиях передовых процессов проектирования технических систем и устройств;
      • подготовка студента к самостоятельному решению конструкторских задач на производстве;
      • сбор необходимых материалов для выполнения курсовых проектов;
      • формирование профессиональных компетенций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

      В результате прохождения конструкторской практики студент должен знать:

      • основные стадии проектирования и производства;
      • основные методы проектирования технических систем и их элементов; содержание типовых проектных процедур;
      • организацию процессов проектирования технических систем;
      • структуру взаимодействия отделов и служб при проектировании и производстве;
      • методы анализа и решения инженерных задач конструкторского характера.

      Научно-исследовательская практика является одним из элементов образовательно-научных программ подготовки магистров и докторов философии. Целью научно-исследовательской практики является систематизация, расширение и закрепление профессиональных знаний, формирование умений ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, приобретение и развитие опыта самостоятельной научно-исследовательской работы.

      Основной задачей практики является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, а также подбор необходимых материалов для выполнения диссертации.

      Во время научно-исследовательской практики студент/аспирант должен:

      • выучить:
      • патентные и литературные источники по разрабатываемой теме с целью их использования при выполнении аттестационной работы;
      • методы исследования и проведения экспериментальных работ;
      • правила эксплуатации исследовательского оборудования;
      • методы анализа и обработки экспериментальных данных;
      • информационные технологии в научных исследованиях, программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;
      • требования к оформлению научной документации;
      • выполнить:
      • анализ, систематизацию и обобщение научно-технической информации по теме исследований;
      • теоретическое или экспериментальное исследование в рамках поставленных задач;
      • анализ достоверности полученных результатов;
      • сравнение результатов исследования объекта разработки с отечественными и зарубежными аналогами;
      • анализ научной и практической значимости полученных результатов исследований.

      Выбор места научно-исследовательской практики и содержания работ определяется необходимостью ознакомления студента/аспиранта с деятельностью предприятий, организаций, научных учреждений, которые осуществляют работы и проводят исследования по направлению выбранной темы.

      Научно-исследовательская практика осуществляется в форме проведения реального исследовательского проекта, выполняемого студентом/аспирантом в рамках утвержденной темы научного исследования и темы диссертации с учетом интересов и возможностей подразделений, в которых она проводится. Практика проводится в соответствии с программой научно-исследовательской практики и индивидуальной программы практики, составленной студентом/аспирантом совместно с научным руководителем. Руководство научно-исследовательской практикой осуществляет научный руководитель.

      Работа студентов/аспирантов в период практики организуется в соответствии с логической последовательностью работы над диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулировка цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме (патентные материалы, научные отчеты, техническая документация и т.д.); составление библиографии; формулировка рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов исследования.

      Ожидаемые результаты от научно-исследовательской практики следующие:

      • знание основных положений методологии научного исследования и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской диссертации;
      • умение использовать современные методы сбора, анализа и обработки научной информации;
      • умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов.

      Педагогическая практика является составной образовательно-научных программ подготовки магистров и докторов философии. Она проводится в учебном семестре после усвоения студентами/аспирантами определенной педагогической учебной дисциплины.

      В процессе педагогической практики углубляются знания магистров и аспирантов по вопросам педагогики высшей школы, развиваются и закрепляются умения осуществлять научно-методический анализ учебных программ отдельных учебных дисциплин, составлять планы-конспекты занятий, проводить различные виды аудиторных занятий, оценивать результаты собственной деятельности, совершенствовать коммуникативные составляющие преподавательской деятельности.

      Педагогическая практика позволяет, используя приобретенный теоретический фундамент, развивать у студентов и аспирантов творчество, инициативу, активность, самостоятельность, стремление к постоянному самосовершенствованию, разрабатывать и внедрять в учебный процесс собственные методики обучения, использовать инновационные педагогические технологии и тому подобное.

      Целью педагогической практики является привлечение студентов и аспирантов к самостоятельной творческой педагогической деятельности, формированию системы педагогических умений в условиях, оптимально приближенных к реальной работе в вузе; овладению знаниями и умениями, необходимыми для организации процесса изучения учебных дисциплин студентами, обучающихся по соответствующей специальности.

      Основными задачами педагогической практики являются:

      • содействие формированию профессионально значимых качеств преподавателя высшей школы;
      • закрепление, расширение и углубление теоретических педагогических знаний студентов и аспирантов на основе их использования в реальном педагогическом процессе;
      • реализация на практике знаний о современных методах и формах преподавательской деятельности путем проведения аудиторных занятий;
      • овладение методами проведения анализа собственной преподавательской деятельности, профессиональной компетентности и работы коллег;
      • овладение опытом самостоятельной организации учебно-воспитательного процесса в учебной группе;
      • ознакомление с инновационными технологиями, формами и методами работы в вузе;
      • развитие и самореализация творческих способностей;
      • овладение умениями самоанализа и самосовершенствования;
      • формирование морально-этических качеств, культуры общения и потребности в самосовершенствовании.

      Педагогическая практика проводится индивидуально под непосредственным руководством научного руководителя.

      В течение педагогической практики студент/аспирант должен:

      • ознакомиться с учебно-организационным и учебно-методическим обеспечением учебного процесса на выпускающей кафедре;
      • посетить несколько лекций, практических занятий своего научного руководителя и ведущих преподавателей кафедры;
      • подготовить и провести одно лекционное и два практических занятия, одну лабораторную работу (компьютерный практикум) и одно воспитательное мероприятие со студентами, на которых показать умение пользоваться инновационными методами и формами учебно-воспитательной работы, реализовать личностно-ориентированный подход.
      • Содержание педагогической практики магистранта/аспиранта должно быть отражено в его индивидуальном плане работы.

        Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки студентов, обучающихся по образовательно-профессиональным программам подготовки бакалавров и магистров. Перед прохождением преддипломной практики студент должен получить тему аттестационной работы для того, чтобы во время практики закрепить и углубить знания по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, собрать фактический материал и выполнить необходимые исследования по теме аттестационной работы.

        Основными задачами преддипломной практики являются:

        • непосредственная практическая подготовка студентов к самостоятельной работе на соответствующих должностях специалистов, углубление и закрепление теоретических знаний и умений по профессиональным учебным дисциплинам, получение опыта работы с фактическим материалом по направлению производственной деятельности предприятия и использовать его для выполнения аттестационной работы;
        • формирование умений работы по специальности, приобретение опыта организационной работы в коллективе;
        • ознакомление непосредственно на предприятии с передовой техникой, технологией, организацией труда и экономикой производства;

        • сбор и подготовка материалов для аттестационной работы.

        Ответственность за организацию, проведение и контроль практик возлагается на заведующего соответствующей кафедры.

        Практика студентов проводится на современных предприятиях и в организациях (как исключение - на кафедрах университета) под организационно-методическим руководством научно-педагогического работника соответствующей кафедры и специалиста предприятия (организации).

        Содержание и технология прохождения практики определяется программой практики, что разрабатывается соответствующей кафедрой (кафедрами) и утверждается директором института / деканом факультета. Программа определяет виды и формы проверки уровня сформированности необходимых умений, требования к отчету студента о выполнении программы практики и индивидуального задания. Отчет по практике защищается студентом в комиссии, назначаемой заведующим соответствующей кафедры. Студенту, который не выполнил программу практики по уважительной причине, может быть предоставлено право прохождения практики повторно при выполнении условий, определенных институтом / факультетом. Студент, который в последний раз получил негативную оценку по практике, исчисляется из университета.

        Итоги каждой практики обсуждаются на заседаниях кафедр, а общие итоги практики подводятся на ученых советах институтов / факультетов не менее одного раза в течение учебного года.

        При организации и проведении практики ведется следующая документация:

        • договоры с предприятиями о прохождении практики студентами;
        • приказ университета о направлении студентов на практику и назначении руководителей;
        • программа и рабочая программа практики;
        • дневники и индивидуальные задания студентам для прохождения практики;
        • журнал посещения студентами практики;
        • графики посещения баз практики ее руководителями с целью осуществления контроля;
        • отчеты студентов о выполнении программы практики;
        • сведения о зачете на практике.

        Отчеты студентов хранятся на кафедре в течение одного года, затем списываются и утилизируются в установленном порядке. Аннотации отчетов студентов о прохождении практики (кроме закрытой тематики) объемом не менее 650 знаков размещаются на сайтах кафедр в открытом доступе и хранятся не менее одного года.

        Организация проведения и подведения итогов практики студентов регламентируются Методическими рекомендациями к проведению практик (принятые Методическим советом университета 24.05.2018 г., Протокол № 8).

Скачать оригиналы документовSize
PDF icon Практика [text, uk, .pdf]382.46 KB
x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій