В 2006 году исполнилось 150 лет со дня рождения одного из выдающихся зачинателей и пламенного пропагандиста идей воздухоплавания и авиации в Украине, профессора КПИ Николая Борисовича Делоне (1856 - 1931).

Род Делоне имеет интересную историю. По преданию, дед Николая Борисовича, Пьер Шарль Делянау, был племянником последнего коменданта Бастилии. Когда восставшие парижане в 1789 г. штурмом захватили тюрьму, коменданта вытащили на улицу и казнили. Так он стал первой жертвой Великой французской революции. Сам Пьер Шарль был врачом в армии Наполеона, с которой в 1812 г. пришел в Россию, где попал в плен. В Москве он женился на смоленской помещице Тухачевской (из этой же семьи вышел известный советский маршал М.Н. Тухачевский), принял российское подданство и стал популярным в Москве врачом.

Его сын, Борис Петрович, также был врачом. Он влюбился в графиню Дмитриеву-Мамонову, с которой Лев Толстой писал свою Элен Безухову в "Войне и мире". Любовь была настолько сильной, что он похитил свою невесту. Борис Петрович участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., был ранен под Плевной и вскоре умер, оставив свою семью без средств к существованию.

Поэтому будущий профессор-механик Николай Борисович Делоне, после окончания в 1878 г. Московского университета, переехал в Петербург, где занимал различные должности, преподавал в гимназии.

В 1892 году в Новороссийском (ныне - Одесском) университете Николай Борисович защитил магистерскую диссертацию "Алгебраические интегралы движения твердого тела вокруг неподвижной точки". Оппонентом на защите был М.Е. Жуковский. А в мае 1894 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Передача оборота и механическое черчение кривых шарнирно-рычаговыми механизмами".

С 1895 по 1900 гг. Н.Б. Делоне был профессором сельскохозяйственных машин и орудий в Ново-Александровском институте сельского хозяйства и лесничества в Пулавах, недалеко от Варшавы. Здесь он также преподавал французский язык.

В 1900 г. было открыто Варшавский политехнический институт, и Н.Б. Делоне перешел туда ординарным профессором (заведующим кафедрой) практической механики. В Польше он познакомился с Ю.В.Ломоносовым - известным специалистом по паровозах. Ломоносов убедил Николая Борисовича переехать в Киев.

В КПИ Делоне работал с перерывами до 1928 г.. Кроме Политехнического института, он был профессором физики и заведующим физическим кабинетом Киевского коммерческого института, а с января 1908 г. по ноябрь 1909 г. как приват-доцент читал лекции по прикладной математике в Киевском университете.

Еще в 1896 г. Н.Б. Делоне узнал от М.Е. Жуковского о полетах Отто Лилиенталя на планерах и занялся систематическими исследованиями моделей планеров. А в КПИ Делоне становится неизменным руководителем студенческого воздухоплавательного кружка, созданного в 1909 г., а вскоре Николай Борисович выступает одним из основателей Киевского общества воздухоплавания.

В 1909/1910 учебном году Н.Б. Делоне в КПИ начинает читать для студентов курс лекций по основам воздухоплавания, не получая за это ни копейки.

Успех этих лекций был настолько огромным, что Николая Борисовича приглашают выступить с ними в другие вузы и города. И он никогда не отказывал. География его путешествий впечатляет: Харьков, Полтава, Екатеринослав, Бердичев, Умань, Елисаветград, Проскуров, Вильно, Орел. В самом КПИ началось движение за создание воздухоплавательного отделения. Но дальше разговоров дело не пошло, поскольку правительство не выделило на это деньги.

Активным последователем и помощником Н.Б. Делоне в 1908 - 1910 гг. был сын Борис (1890 - 1980), который на деньги, полученные от отца, построил три планера, испытав их в парке КПИ и на даче в с. Звонковом у Мотовиловки.

Наиболее удачным оказался планер-биплан № 2, который отличался малым весом (около 20 кг) при площади крыла 15 кв. м и стоил всего лишь 20 рублей. На нем приходилось делать спуск на ноги. Он легко разбирался на три части, что было удобным при транспортировке и хранения. Об этом планере Борис Делоне написал брошюру "Устройство дешевого и легкого планера и способы летания на нем" (Киев, 1910 г.). Эта брошюра по цене 30 коп. разошлась по всей Российской империи и стала популярным пособием для планеристов-любителей. Выдана она была за подписью отца, который ее просматривал и редактировал, поскольку Борис Делоне тогда был студентом и считал неудобным ставить свое имя.

Главным достоинством полета, по мнению автора, была его дальность, а не высота. Для планеристов, которые начинали самостоятельные полеты, Борис Делоне, помня опыт самостоятельных полетов и неизбежные при этом удары и синяки, сформулировал ряд правил: 1) Никогда не прыгать в овраг; 2) Не прыгать с отвесной крыши или обрыва; 3) Слетать всегда против ветра; 4) Не летать при ветре скоростью более 6 м / сек; 5) Перед каждым полетом всегда исследовать с помощью пыли "качество ветра" и скорость воздуха и не начинать полет, если скорость ветра в разных местах неодинакова.

Борис Делоне описывает то чувство, которое охватывает человека во время полета, когда он "видит землю, что выходит из-под ног, и ты удивляешься той неведомой силе, которая медленно поднимает и раскачивает планер в воздухе; авиатор на планере - как моряк на корабле; авиатор связан со своим планером, который дает ему опору высоко над землей в воздухе ".

Критики обратили внимание на содержательность брошюры, в частности, на одно из преимуществ конструкции - возможность ее разборки. Также отмечалось, что автор едва ли не первым сформулировал ряд правил для пользования аппаратом для безопасного полета. Особенно интересным выглядел последний абзац "разбора полетов": "Несколько лет назад подобный планер размахом в 10 кв. метров можно было купить во Франции за 1000 франков (375 рублей). В наше время (10-е гг. ХХ в. - В.Т.), имея возможность получить металлические части с завода и изготавливая аппарат по имеющимся чертежам, можно иметь аппарат наполовину и даже более дешевле, поскольку у нас труд столяра оплачивается гораздо дешевле, чем на Западе ".

Годы гражданской войны (1917 - 1921) затронули и семью Делоне. Когда в Киеве были красные, Николай Борисович читал лекции перед красноармейцами; когда пришли деникинцы, его забрали в контрразведку, и его жене Надежде Александровне, которая была по убеждениям монархисткой, пришлось через своих знакомых освобождать своего мужа.

Уже после установления Советской власти в Украине Николай Борисович с жаром возвращается к своему делу. Он является постоянным консультантом для студентов-энтузиастов авиации, которые создали в КПИ Авиационное научно-техническое общество (АНТО). В 1928 г. он переехал в Ленинград, где и умер в 1931 г.

Несколько слов о потомках Н.Б. Делоне. Его младший сын Александр погиб во время гражданской войны, воюя на стороне белых. Дочь Наталья некоторое время училась в КПИ, а впоследствии стала биологом. Средний сын Николая Борисовича - Лев Николаевич, тоже биолог, попал в водоворот "борьбы с морганизмом", но ему удалось выжить. Старший сын - Борис Николаевич, прекратив занятия авиацией, стал в 1929 г. член-корреспондентом АН СССР, преподавал в Московском университете им. М.В. Ломоносова. Правнук Николая Борисовича - Вадим Борисович - был известным деятелем правозащитного движения (в 1968 г. на Красной площади в Москве вместе со своими единомышленниками организовал акцию протеста против ввода советских войск в Чехословакию), а впоследствии эмигрировал во Францию, вернувшись, таким образом, к своим предкам. Умер в 1983 г. Круг, таким образом, замкнулся. Потомок коменданта тюрьмы стал защитником людей.

Автор: В.В. Татарчук, научный сотрудник Государственного политехнического музея НТУУ "КПИ"