Сто лет назад, 22 апреля 1908 г. родился выдающийся ученый-палеонтолог и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов. Некоторые, правда, отметили это событие еще год назад, поскольку в юности писатель, чтобы устроиться на работу, добавил себе лет. И что значит какой-то год для человека, который в своей научной деятельности и литературных произведениях непринужденно оперировал целыми геологическими и социальными эпохами.

Сама жизнь Ефремова напоминает роман. Родившись в купеческой семье, он успел побыть бездомным, воспитанником автороты, грузчиком, шофером, моряком, геологом, палеонтологом, основателем новой отрасли палеонтологии «тафономии», начинающим писателем, которого заметил и пригласил для разговора умирающий Алексей Толстой и, наконец, родоначальником советской научно-социальной фантастики. Не был разве что студентом: Ленинградский горный институт Ефремов закончил в 1935 году экстерном. Зато, едва получив диплом, стал кандидатом наук, а через пять лет - доктором.

Ефремов начал свою литературную деятельность в начале 1940-х годов, движимый, главным образом, беспокойством по поводу сильного перекоса общественного мнения в сторону науки и техники в ущерб душе и чувствам человека. Он был убежден, что наука ведет в пустоту, если за ней не стоит философия, показывал, что научно-технический прогресс должен сопровождаться прогрессом нравственным, иначе будущего у человечества не будет, «а будет песок и пыль на мертвой планете». По мнению писателя, главным двигателем прогресса является не совершенство техники, а эволюция человека (причем это закон общий для всего космоса). Именно человек оказывается в будущем мерой всех вещей, а наука и ее открытия подчинены потребностям его развития.

Кроме рассказов и повестей, в которых, кстати, предусмотрено открытие алмазов в Якутии и появление голографии, Иван Ефремов написал всего четыре больших романы («Туманность Андромеды» (1957), «Лезвие бритвы» (1963), «Час Быка» (1968 ) и «Таис Афинская» (1972)), но каждый из них стал событием. Стал, как теперь говорят, «культовым» для нескольких поколений читателей.

Первым и, пожалуй, самым известным был роман-утопия «Туманность Андромеды». В нем рассказывается о Великом Кольце цивилизаций Вселенной и о красивых, «ненасытных в подвиге» людей (кстати, сам автор - высокий красавец, силач, владелец густого баса и абсолютного слуха, энциклопедист, выдающийся ученый и талантливый писатель - во многом напоминал своих героев), об истинных человеческих отношениях и о планете, преобразованной ее жителями в цветущий сад, о мире, где у людей есть дела более достойны внимания, чем «делать деньги» или «выполнять высокие указания». Роман сделал автора известным во всем мире, определив выбор жизненного пути многих выдающихся людей, от космонавтов до педагогов-новаторов. Даже автор «Звездных войн» Джордж Лукас был так поражен романом Ефремова, что назвал своего Дарта Вейдера в честь героя «Туманности ...» Дара Ветра.

Продолжил линию «Туманности Андромеды» роман-предупреждение «Час Быка», где светлому будущему Земли противопоставлено мрачную антиутопию планеты Торманс, управляемую олигархией мира, что зашла в тупик эволюции. Нарушение основного закона эволюции - параллельности и взаимозависимости научно-технического и морального прогресса - приводит к инферно: непрерывного, бесконечного и безысходного страдания. Некоторые мысли романа показались настолько крамольными, что его на 18 лет было изъято из библиотек и запрещено переиздавать.

Новым временам Ефремов тоже не очень пришелся по душе. Навязанное обществу убеждение, что современный капитализм является самой и последней стадией развития человечества, а сам человек - алчное, ленивое животное, что не поддается перевоспитанию и требует постоянного контроля, плохо сочетается с идеями писателя. Ведь Ефремов призывает к большему, говорит: не думай, что ты высшая ступень эволюции, что ты только высокоорганизованное животное, обреченное вечно терзать себе подобных и подчиняться им! Он призывает человека вспомнить о своем высшем предназначении. Отказ от мечты, от утопии, от будущего - страшная ошибка современного общества, но, может, читая Ефремова, оно найдет в себе силы ее исправить?

Автор: С.В.Пальцун, ст. преподаватель ФМФ