You are here

Временное положение об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского 7.1. Учебные занятия



Основными видами учебных занятий являются: лекция, практическое, семинарское занятие, лабораторное занятие и компьютерный практикум, индивидуальное учебное занятие и консультация.

Лекция - вид учебного занятия, предназначенного для изложения теоретического материала.

Как правило, отдельная лекция является элементом курса лекций, охватывающего основной теоретический материал одной или нескольких тем кредитного модуля. Тематика и содержание лекций определяется рабочей программой КМ.

Лекции проводятся лекторами - профессорами и доцентами, а также ведущими научными работниками и специалистами, приглашенными для чтения лекций. Как исключение (на один учебный год), с разрешения директора института/декана факультета, на котором учатся студенты, чтение лекций может быть поручено старшему преподавателю. Кандидатуры лекторов, которые не входят в штатное расписание научно-педагогических работников, должны быть утверждены директором института/деканом факультета по представлению заведующих соответствующих кафедр.

Лектор, которому поручено чтение лекций, обязан не позднее чем за 3 месяца до начала учебного года подать заведующему кафедрой составленную им рабочую программу КМ, комплект индивидуальных заданий (если они запланированы) и средства диагностики для проведения семестрового контроля.

Лектор, который будет читать лекции по определенной учебной дисциплине впервые, должен подготовить учебный контент (конспект или расширенный план лекций) и провести пробные лекции перед научно-педагогическими работниками и научными работниками кафедры.

Лектор обязан придерживаться рабочей программы КМ по тематике и содержанию лекционных занятий, но не ограничиваться в вопросах интерпретации учебного материала, формах и методах его изложения.

Лекция проводится в соответственно оборудованных помещениях - аудиториях. Лекция может проводиться с использованием средств мультимедиа визуализации и оборудования интерактивного доступа.

Существуют такие виды лекций:

  • вводная - лектор знакомит студентов с целью и задачами учебной дисциплины, ее местом в системе подготовки специалиста и взаимосвязью с другими учебными дисциплинами учебного плана, а также с распределением учебного времени по видам занятий, методическими особенностями изучения учебной дисциплины и индивидуальными семестровым задачами, формами отчетности студентов и запланированными результатами обучения и критериями их оценки, с принципом рейтинговой системы оценивания (РСО). Знакомит студентов с основными учебниками и учебными пособиями;
  • информационная - лектор последовательно излагает содержание учебного материала в соответствии с требованиями рабочей программы КМ;
  • проблемная - посредством использования элементов проблемности (проблемные вопросы, проблемные задачи и ситуации и т.д.) процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. За счет проблемности в преподавании учебного материала обеспечивается достижение трех основных целей: эффективное усвоение студентами теоретических знаний, развитие теоретического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию учебной дисциплины и профессиональной мотивации будущего специалиста;
  • обзорная - читается в конце определенного раздела учебной дисциплины. Такая лекция должна отражать обобщенный смысл основных теоретических положений, составляющих научно-понятийную основу этого раздела. Обзорная лекция имеет целью систематизацию знаний на более высоком уровне, обострение внимания студентов на определенных нерешенных и спорных проблемах;
  • итоговая - последняя лекция, на которой лектор подводит итоги совместной работы, степени достижения целей обучения, нацеливает студентов на подготовку к семестровому контролю, конкретизирует аттестационные требования к знаниям и умениям, напоминает критерии оценки уровня усвоения материала КМ;
  • установочная - содержание такой лекции предполагает в сжатые сроки установочных сборов студентов-заочников предоставить общую структуру содержания КМ, определить его задачи для самостоятельного изучения, рассмотреть наиболее сложные вопросы, дать рекомендации по использованию учебной и методической литературы и выполнению индивидуальных семестровых заданий.

Установочные и обзорные лекции применяются также в смешанной технологии обучения.

Лекция состоит из следующих структурных элементов:

  • вступительная часть: формулирование целей и задач лекции, актуализация проблем, профессиональная ориентация, установление связи с предыдущими и последующими лекциями, овладение вниманием слушателей;
  • основная часть: изложение учебного материала, доказательства, анализ, освещение событий, разбор фактов, демонстрация опыта, характеристика различных взглядов на проблему, определение своей позиции, формулировка собственных выводов, демонстрация связей с практикой;
  • заключительная - формулирование выводов, задачи и методические советы по организации самостоятельной работы студентов, ответы на вопросы.

Главными дидактическими требованиями к лекции являются:

  • высокий научно-теоретический уровень;
  • обеспечение эффективного восприятия студентами учебного материала на основе учета психолого-дидактических закономерностей познавательной деятельности студентов;
  • формирование высокого уровня самостоятельности и инициативности студентов путем организации их активной умственной деятельности в процессе обучения;
  • высокое воспитательное воздействие на студентов.

При проведении лекции в лектора должны быть:

  • рабочая программа КМ;
  • учебный контент (конспект или расширенный план лекций);
  • средства обеспечения наглядности (мультимедийные презентации, плакаты, макеты и т.д.);
  • журнал учета учебной работы учебных групп, в которых научно-педагогический работник должен сделать записи о присутствии студентов и проведении лекции.

Лабораторное занятие - вид учебного занятия, на котором студент под руководством научно-педагогического работника проводит натурные или имитационные эксперименты или исследования с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений, приобретает практический опыт работы с лабораторным оборудованием, оснащением, вычислительной техникой, измерительной аппаратурой, овладевает методикой экспериментальных исследований в конкретной предметной области и обработки полученных результатов.

Перечень тем лабораторных работ определяется рабочей программой КМ. Замена лабораторных занятий другими видами учебных занятий не допускается.

Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях с использованием оборудования, приспособленного к условиям образовательного процесса (лабораторных макетов, установок и др.). Лабораторные занятия могут проводиться также в условиях реальной профессиональной среды (на предприятии, в научных лабораториях и т.п.) или в компьютерных классах при выполнении виртуальных работ. Каждая лабораторная работа должна иметь соответствующее учебно-методическое обеспечение. К началу лабораторных занятий преподаватель должен провести инструктаж по технике безопасности и получить подписи студентов в журнале об ознакомлении с правилами техники безопасности при проведении лабораторных занятий.

Для проведения лабораторных занятий учебная группа делится на две подгруппы. Разделение возможно при численности подгруппы не менее 12 студентов. По отдельным учебным дисциплинам, с учетом особенностей изучения этих дисциплин и безопасности жизнедеятельности студентов, допускается разделение учебной группы на подгруппы с меньшей численностью. Перечень этих учебных дисциплин по рекомендации Методического совета университета утверждается приказом ректора. Такое деление учебных групп должно быть указано в рабочих учебных планах.

Структура лабораторной работы::

  • вступительная часть - тема работы, ее цель, задачи, мотивация выполнения; проведение контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной лабораторной работы (коллоквиум) инструктаж о выполнении задач и предотвращения возможных типичных ошибок; инструктаж на рабочем месте каждого студента; проверка соблюдения студентами требований к последовательности и качеству выполнения заданий, санитарных, организационных норм и техники безопасности;
  • основная часть - выполнение студентами лабораторных исследований; проведение промежуточного контроля с целью корректировки результатов работы и своевременного выявления ошибок; демонстрация преподавателем оптимальных, рациональных отдельных методов и приемов выполнения задания;
  • заключительная часть - проведение контроля качества выполнения задач; определение типичных ошибок в процессе проведения лабораторного задания и средств их предупреждения; оценка результатов деятельности каждого студента на основе установленных критериев; выдача домашнего задания для самостоятельной подготовки к следующему лабораторному занятию.

Итоговая оценка, согласно критериям РСО, вносится в рейтинг-лист и журнал учета выполнения лабораторных работ и учитывается в рейтинге результатов обучения студента с КМ. Наличие положительных оценок, полученных студентом за все лабораторные работы, предусмотренные рабочей программой, является необходимым условием допуска студента к семестровому контролю по данному КМ.

При проведении лабораторного занятия у преподавателя должны быть:

  • рабочая программа КМ;
  • учебное пособие к лабораторным работам по КМ;
  • контрольные задания (тесты) для проведения контроля подготовленности студентов к выполнению лабораторной работы и критерии оценки;
  • журнал учета инструктажа по технике безопасности при проведении лабораторных работ;
  • инструкции по технике безопасности в месте, доступном широкому обозрению;
  • журнал учета учебной работы учебной группы, в котором преподаватель должен сделать записи о присутствии студентов и проведении занятия.

Компьютерный практикум - вид практического занятия, на котором преподаватель организует индивидуальную работу студентов на ПЭВМ с целью формирования умений практического использования определенных оболочек, программ, языков программирования и тому подобное.

Компьютерный практикум проводится в специально оснащенных компьютерных классах (учебных лабораториях). Компьютерный практикум должен иметь соответствующее учебно-методическое обеспечение, которое обеспечивает выполнение студентами запланированных индивидуальных заданий.

Перечень тем компьютерных практикумов определяется рабочей программой КМ. Замена компьютерного практикума другими видами учебных занятий не допустима.

Содержание компьютерного практикума::

  • вступительная часть - тема занятия, его цель, задачи, мотивация выполнения; проведение контроля подготовленности студентов к выполнению конкретной работы; инструктаж о выполнении задач и предотвращения возможных типичных ошибок;
  • основная часть - выполнение студентами заданий практикума; проведение промежуточного контроля с целью корректировки результатов самостоятельной работы и своевременного выявления ошибок; демонстрация преподавателем оптимальных, рациональных отдельных методов и приемов выполнения задания;
  • заключительная часть - проведение контроля качества выполнения задач; определение типичных ошибок в процессе проведения практикума и средств их предупреждения; оценка результатов деятельности каждого студента на основе установленных критериев; выдача домашнего задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

Итоговая оценка, согласно критериям РСО, вносится в рейтинг-лист и журнал выполнения компьютерных практикумов и учитывается в рейтинге результатов обучения студента с КМ. Наличие положительных оценок, полученных студентом за все компьютерные практикумы, предусмотренных рабочей программой, является необходимым условием допуска студента к семестровому контролю по данному КМ.


При проведении компьютерного практикума
у преподавателя должны быть:

  • рабочая программа КМ;
  • планы проведения (задания и технология выполнения) компьютерным практикумов по КМ;
  • контрольные задания (тесты) для проведения контроля подготовленности студентов к выполнению компьютерного практикума и критерии их оценивания;
  • инструкции по технике безопасности в месте, доступном широкому обозрению;
  • журнал учета инструктажа по технике безопасности при проведении компьютерного практикума;
  • журнал учета учебной работы учебной группы, в котором преподаватель должен сделать записи о присутствии студентов и проведении занятия.

Практическое занятие - вид учебного занятия, на котором студенты под руководством научно-педагогического работника, путем выполнения определенных соответствено сформулированных заданий, закрепляют теоретические положения учебной дисциплины и приобретают умения их практического применения.

Основными дидактическими требованиями к практическим занятиям являются:

  • обеспечение профессиональной направленности;
  • использование научных методов познания и соответствующего понятийного аппарата;
  • раскрытие на конкретных примерах органического единства теории и практики;
  • обеспечение логической последовательности построения занятия;
  • рациональное использование дидактически целесообразных методов обучения, что формируют у студентов самостоятельный творческий подход.

Практические занятия проводятся в аудиториях или в учебных лабораториях, оборудованных необходимыми техническими средствами обучения, вычислительной техникой и тому подобное. Из отдельных учебных дисциплин, с учетом особенностей изучения этих дисциплин и безопасности жизнедеятельности студентов, допускается разделение учебной группы на несколько подгрупп. Разделение возможно при численности подгруппы не менее 12 студентов. Перечень практических занятий этих учебных дисциплин по рекомендации Методического совета университета утверждается приказом ректора. Разделение учебных групп на подгруппы должно быть указано в рабочих учебных планах.

Перечень тем и содержание практических занятий определяется рабочей программой КМ. Преподаватель, которому поручено проведение практических занятий, по согласованию с лектором данной учебной дисциплины разрабатывает дидактическое обеспечение: индивидуальные задания различной сложности для решения их студентами на занятии, методические приемы рассмотрения отдельных теоретических положений или решение практических задач, контрольные задания (тесты) для выявления степени сформирования необходимых умений и тому подобное.

Практическое занятие включает проведение контроля знаний и умений, постановку общей проблемы (задачи) преподавателем и ее обсуждение с участием студентов, решение задач с их обсуждением, решение контрольных заданий, их проверка и оценка согласно критериям РСО.

Оценки, полученные студентом на отдельных практических занятиях, вносятся в рейтинг-лист и учитываются в рейтинге результатов обучения студента с КМ.

При проведении практических занятий у преподавателя должны быть:

  • рабочая программа КМ;
  • план проведения практического занятия;
  • индивидуальные задания различной сложности;
  • необходимое оборудование (макеты, приборы и т.п.);
  • средства обеспечения наглядности (мультимедийные презентации, плакаты и т.д.);
  • контрольные задания (тесты) и критерии их оценки;
  • журнал учета учебной работы учебной группы, в котором преподаватель должен сделать запись о проведении занятия.

Семинарское занятие - вид учебного занятия, на котором преподаватель организует дискуссию по предварительно определенным проблемам. На основании плана семинарского занятия студенты готовят тезисы выступлений с этих проблем.

Главная цель семинарского занятия - обеспечение практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих формы деятельности ученых, предметный и социальный контекст этой деятельности. Преподаватель должен организовать научную дискуссию и обеспечить: расширение знаний, связанных с определенными проблемами, поиск нового в уже известном, перенос знаний в новые ситуации и условия и тому подобное.

Перечень тем семинарских занятий определяется рабочей программой КМ. Семинарские занятия проводятся в аудиториях или учебных кабинетах с одной учебной группой.

Современная педагогика предлагает целый ряд типов семинарских занятий. Из большинства учебных дисциплин семинарские занятия целесообразно проводить в форме дискуссий, что организуются и руководствуются преподавателем.

Семинар-дискуссия организуется как процесс диалогового общения студентов, в ходе которого происходит формирование опыта совместного участия в обсуждении и решении теоретических проблем и теоретико-практического мышления будущего специалиста.

Семинар-исследование. Участии в нем предшествует большая индивидуальная работа студента под руководством преподавателя. При подготовке к семинару-исследованию студент составляет библиографию по теме, изучает результаты теоретических исследований и готовит доклад. Результаты обсуждаются на семинаре или конференции с наглядным показом полученного материала (схемы, таблицы, графики и т.п.). Частично полученный материал может быть включен в дипломную работу.

Проблемный семинар требует от преподавателя достаточно основательной подготовки, подбора актуальных проблемных вопросов по соответствующей теме и вопросов, которые обеспечат активизацию работы студентов. Такой семинар возможен только при условии тщательной и глубокой подготовки студентов к рассмотрению запланированных проблем соответствующей темы.

Научный семинар, как правило, проводится с магистрантами и аспирантами по тематике их научных исследований. К участию в таких семинарах, кроме магистрантов и аспирантов и научных руководителей, приглашают и других преподавателей кафедры и студентов старших курсов. Научные семинары являются хорошей школой публичных выступлений студентов и аспирантов, учат умению четко и кратко излагать результаты своих исследований, обоснованно отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Научные семинары также способствуют расширению научного кругозора магистрантов и аспирантов, что является залогом успешной защиты диссертаций.

На каждом семинарском занятии научно-педагогический работник, согласно критериям РСО, оценивает выступления студентов, их активность в дискуссии, умение формулировать и отстаивать свою позицию и др. Полученные студентом оценки на отдельных семинарских занятиях вносятся в рейтинг-лист и учитываются в рейтинге результатов обучения студента с КМ.

При организации и проведении семинарских занятий у преподавателя должны быть:

  • рабочая программа КМ;
  • план проведения семинарского занятия;
  • средства обеспечения наглядности (мультимедийные презентации, плакаты и т.д.);
  • критерии оценки выступлений студентов;
  • журнал учета учебной работы учебной группы, в котором научно-педагогический работник должен сделать запись о проведении занятия.

Индивидуальное учебное занятие - проводится с магистрантами по темам научных исследований. Индивидуальные учебные занятия организуются по отдельному графику, составленному кафедрой с учетом индивидуальных учебных планов.

Индивидуальные занятия могут быть составной смешанной технологии обучения.

Консультация - вид учебного занятия, на котором студент получает от научно-педагогического работника (непосредственно или через веб-ресурсы кафедры, электронный кампус, электронную почту) ответы на конкретные вопросы или объяснение отдельных теоретических положений или их практического использования.

В течение семестра консультации проводятся по установленному кафедрой расписанию из расчета соответствующего времени, что планируется на консультации с определенного КМ.

Во время подготовки к экзаменам (семестровых, выпускных) проводятся групповые консультации.

Скачать оригиналы документовSize
PDF icon Навчальні заняття [text, uk, .pdf]488.66 KB
x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій