На выставке «Таланты КПИ» акварели на тему «Архитектура Киева, исчезает» привлекли всеобщее внимание. Их автор - аспирантка ФМФ Ира Блажиевская. Мы попросили автора рассказать о себе и о своем творчестве. Приводим рассказ Ирины.

Как появилось желание выразить себя с помощью рисунка? Для этого нужно вернуться в прошлое ... В детском саду есть нелюбимый многими малышами тихий час. Сон, конечно, - польза здоровью и залог девичьей красоты, но в то время его был много и поэтому ценности не представлял ... Моя кровать стояла под окном, а там столько интересного, ну как же не поделиться увиденным. Одним словом, я мешала и на меня нашли управу ... Опытный воспитатель сажал за стол, давал лист бумаги, краски и - о чудо! - Два-три часа от меня не было и звука! .. Стоит ли говорить, что рисование заменило любознательному ребенку потребность выговориться.

Я не согласна с общепринятым утверждением, что творчество - средство самовыражения. Скорее, это потребность передать определенные чувства, эмоции, желания акцентировать какие-то действия, идеи, где отпечаток самого человека остается непроизвольно. То есть человек не может пройти мимо чего-то, но, остановившись, становится неотъемлемой частью картинки.

Родители мои - тоже люди творческие. В семье царит правило: «Хочешь чего-то, но не можешь приобрести, - доложи рук и сделай сам». Отец - прилагает руку к кирпичам и создает дома (строитель), мама и сестра - к бумаге-компьютеру и создают эскизы соответствующих сооружений (архитекторы), на мне цепочка обрывается (магистр математики).

Прежде чем начать себя хвалить - вот как много умею! - объясню, почему так произошло. Родители у меня из двух миров - городской интеллигенции и сельской цепкости - воспитывали по принципу: «Больше умеешь - легче проживешь» ... И, получая оценки: «Папина дочка» и «Мамина дочка!», «Это в мою маму!» и «Это, конечно, наследственность!», - я постепенно училась вязать, шить мягкие игрушки, вышивать, занималась фриволите и флористикой, конструированием и моделированием одежды, фотографией, а также рыбалкой, стрельбой и верховой ездой ... И дело не в том, что мне не хотелось разочаровывать родителей, каждый из которых пытался показать широту своего мира, просто «все, что родственно, то естественно» ... «Знание за плечами не носить», - улыбаясь, говорят мудрые. На что я, краснея, привычно отвечаю: «Они там и не поместятся - там уселся большой рюкзак, набитый увлечениями ...»

Пишу ли стихи? То есть картины, которые говорят? Так, изредка грешу и этим. От двухрядка, вроде:
***

«Ех, Колобок... – горько Амур страждал, –

Я в серце метил – в голову попал...»

***

«Геть! Геть іди! Такого не прощаю!» –

Повторює, та повідець не відпускає...

***

«Для Себе квітну Я!» – якось сказала.

.…Тож, певно, що від Себе і зав'яла.. к рифмованным сказкам-феериям. Даже рецензия Ивана Донича, что все плохо, но «что-то» же есть и нужно больше читать классическую литературу. Посещала литературную студию при Союзе писателей, но не сложилось. Но несколько лет с удовольствием ходила в художественную студию КПИ «Гармония», теперь обучение поглотило все свободное время. Но за мной сохранилось право на чашку горячего чая с пряником в приятной дружеской компании и возможность на консультацию или критику рисунков со стороны руководителя Владимира Владимировича Радуги.

Этим летом я рисовала архитектуру Киева - его душу, - которая вскоре исчезнет (дворики, закоулки, подворотни) ... Хотелось сохранить и оставить хоть какую-то память о неповторимом образе города. На рисунках нет лишнего, но есть главное - фрагмент архитектуры прошлого-позапрошлого века и точный адрес. В старых двориках, где жизнь течет неспешно и архаично, я познакомилась со многими людьми, которые живут там, и услышала множество историй. Гуляя по улочкам города и вспоминая те знакомства, я таинственно улыбаюсь. Улыбка Чеширского кота недавно мне стала понятна - ее можно описать словами моего научного руководителя Валерия Владимировича Булдыгина: «Не имеет значения, как быстро ты преодолеешь путь, главное - что ты заметишь по дороге ... и люди, с которыми встретишься ...»

Кстати, о науке. С 15 ноября меня зачислено на дневную форму обучения в аспирантуру на кафедре математического анализа и теории вероятностей, где под руководством заведующего кафедрой проф. В.В.Булдыгина данные дипломного проекта о кумулянтах и их интегральных изображениях буду применять для статистического оценивания импульсных переходных функций. На все про все - три года.

Что бы хотела добавить? Учимся видеть ценности, а не цену -себестоимость. В грязной луже, в которую заглядывает небо, - поэзию, а не поэлементный состав. В доме - не количество кирпича и цемента, выгодность территориального расположения, а творческий гений и идею, воплощенную архитектором. В людях - не внешний эффект и пафос, а то, что они создают своими руками. Чем смотреть? Каким органом наблюдать? - Сердцем ... «Чувствительное только сердце. Главного глазами не увидишь ... »- говорили мудрые.

Ирина Блажиевская, аспирантка ФМФ