В экспозиции Государственного политехнического музея при НТУУ "КПИ" открылась выставка "История железнодорожного транспорта - Как это было ... События - личности - модели - фотографии".
Выставка организована Ассоциацией сохранения истории железных дорог Украины, общественной организацией, целью которой является создание Государственного музея железнодорожного транспорта Украины в городе Киеве с натурными образцами железнодорожной техники, ведения базы данных единиц подвижного состава, утраченных объектов железных дорог Украины или таких, которые могут быть потеряны.
Уместно отметить, что подобные музеи в мире очень популярны и сделали туристической Меккой чисто индустриальный город Великобритании - Манчестер.
Коллекционеры Украины представили историю технической эволюции локомотивов и подвижного состава Юго-Западной железной дороги в фотографиях, эскизах, чертежах и личностях, внесших весомый вклад в ее развитие и деятельность которых связана непосредственно с Киевом. Среди них А.П. Бородин, который заложил основы локомотивной науки в царской России и организовал первую в мире лабораторию для испытаний паровозов в стационарных условиях; Ю.В. Ломоносов - выдающийся конструктор локомотивов, общественный деятель и самый молодой преподаватель-профессор КПИ; В.И. Лопушинский - инженер путей сообщения, конструктор нескольких типов товарных и пассажирских паровозов, которые широко использовались в железных дорогах России.
На выставке представлена уникальная коллекция проездных билетов на поезда дальнего следования и пригородные поезда, акций, облигаций, удостоверений (коллекционер - О.М. Бойко), всего около 200 экземпляров. Древнейший из них - документ, датированный 1871 годом, а самый большой по размерам - единый билет на военный эшелон 1917 года.
Очень интересная коллекция фирменных знаков производителей локомотивов и вагонов, некоторые из них даже можно назвать произведениями искусства (коллекционеры - С.Д. Палиенко, А.Н. Гопкало). Древнейший экземпляр с пассажирского вагона, изготовленного в 1889 году Московскими железнодорожными мастерскими.
Рядом довольно интересная коллекция фонарей различных конструкций и инструментов периода активной эксплуатации паровозов из коллекции Ассоциации сохранения истории железных дорог Украины и Государственного политехнического музея при НТУУ "КПИ".
"Изюминкой" выставки являются стендовые и ходовые модели локомотивов и подвижного состава железных дорог - копии тех, что эксплуатировались на магистралях Российской империи, Австро-Венгрии и СССР (коллекционеры Ю.Д. Гончаренко, Иржи Индра; Д.М. Семирог-Орлик, Ю .В. Дембовский и А.Н. Пархоменко). Около 250 моделей изготовлено собственноручно энтузиастами, патриотами железной дороги, людьми, неравнодушными к технике, которая сегодня уничтожается безвозвратно. Жизнь этих железных великанов продолжается в маленьких моделях, изготовленных в масштабе 1:87; 1: 100 и 1: 120 с воспроизведением всех деталей оригинала. Модели коллекционера И.А. Клочка, представляющие продукцию Луганского тепловозостроительного завода, являются ходовыми - любую из них можно поставить на рельсы действующего макета участка Юго-Западной железной дороги, который постоянно работает на выставке.
Стендовые модели из картона представили любители А.А. Орехов и Ю.А. Ковальчук. Такой способ изготовления моделей является достаточно редким явлением.
Экспозицию выставки сопровождают рисунки-проекции поездов и локомотивов периода Австро-Венгрии, Польши, Советской Украины, изготовленные дизайнером, архитектором А.А.Ореховим, влюбленным, как и другие участники, в железную дорогу.
Неожиданный экспонат на выставке - детская игрушка "Электрическая железная дорога", изготовленная заводом "Москабель" в 1953 году. Эту популярную игрушку, которой играли дети 1950-60 годов, предоставил для экспонирования Государственный музей игрушки. Эта маленькая железная дорога, которая управлялась электрическим регулятором скорости, оснащена железнодорожной станцией с перроном, переездом, мостом, светофорами, локомотивом и вагонами. Ребенок, играя, мог приобрести навыки будущей профессии.
Л.С.Ильясова, главный хранитель фондов ДПМ