Чествование. Университет «КПИ» с благодарностью и уважением помнит о своем знаменитом питомце - И.И. Сикорском: в его честь открыта мемориальная доска на территории КПИ, к 115-й годовщине со дня его рождения и 90-летию первого в мире перелета 4-моторного самолета Сикорского «Илья Муромец» по маршруту С.-Петербург - Киев - С.-Петербург было проведено круглый стол с участием ученых Украины и России.
Год назад на Музейной площади КПИ открыт первый в мире памятник И.Сикорскому, средствами преподавателей и студентов КПИ реставрировано историческое здание авиагаража, в котором разместился Отдел истории авиации и космонавтики им. И.И.Сикорского Государственного политехнического музея. За год работы этого отдела с ним ознакомилось около 4 тысяч посетителей. С удовольствием посещают музей многочисленные делегации, приезжающие в университет, со времени открытия Отдела истории и космонавтики в нем побывали представители 30 стран мира.
Создатель вертолетов. Родился И. И. Сикорский 25 мая 1889 г. в Киеве в семье профессора-медика Киевского университета.
С 1903 по 1906 годы он учился в Петербургском морском училище, в 1906 году - в Парижской технической школе, а в 1907 году поступил на механическое отделение Киевского политехнического института.
Учась в Киевском политехническом институте (1907-1911), Сикорский спроектировал и построил два вертолета и несколько самолетов-бипланов.
Летом 1909 г. во дворе родительского дома в Киеве по ул. Ярославов Вал (бывшая ул. Большая Подвальная) Сикорский сконструировал и построил свой первый вертолет, а потом увлекся конструированием самолетов. Совместно с Федором Былинкиным, тоже студентом КПИ, в 1910 году строит самолет БИС-2, который в то время был третьим отечественным самолетом оригинальной конструкции (после А.С. Кудашева и Я.М.Гаккеля). Именно на этом самолете Сикорский впервые поднялся в воздух 3 июня 1910 года.
За 1910-1911 годы в Киеве Игорь Сикорский строит целый ряд самолетов марки С. На самолете С-2 он установил первый мировой рекорд скорости - 111 км / ч., а на биплане С-5 - четыре рекорда: скорости, высоты полета, длины маршрута и продолжительности полета. Под Фастовом (недалеко от Киева) он продемонстрировал технические возможности своего самолета, что принесло уже тогда официальное признание его приоритета в авиастроительной деле. «За полезные достижения в отрасли воздухоплавания» Сикорский был отмечен Императорским Русским техническим обществом, а впоследствии получил Большую золотую медаль на воздухоплавательной выставке в Москве. В 1911 году Сикорский получает диплом пилота за № 64 от Императорского Всероссийского аэроклуба.
В 1912-1917 годах Игорь Сикорский - уже главный конструктор авиационного отдела Русско-Балтийского завода в Санкт-Петербурге, где конструирует целую серию новых типов самолетов, среди которых самолеты-гиганты «Русский витязь» и «Илья Муромец», под его руководством построен один из первых в мире многомоторных самолетов - «Гранд».
В 1918 г. И.Сикорский выезжает во Францию, а оттуда в США, где продолжает свою конструкторскую деятельность. В 1923 году он основал авиационную фирму, которая впоследствии переросла в корпорацию «Сикорски Эйркрафт» («Sikorsky Aircraft Corporation»). Он первым начал строить турбинные вертолеты, вертолеты-амфибии; на вертолетах Сикорского впервые осуществлен перелет через Атлантику. Вертолеты Сикорского марки «S» приняты на вооружение армии США в основном для грузовых, спасательных, санитарных и транспортных работ. О высокой гарантии полетов на вертолетах Сикорского свидетельствуют факты постоянного использования президентами США как VIP-транспортных средств.
В целом фирма «Сикорски Эйркрафт» создала 17 базовых самолетов и 18 вертолетов. С приобретением лицензий на производство машин этой марки началось развитие вертолетостроения в Великобритании и Франции. На сегодняшний день летающие машины марки «Сикорски Эйркрафт» используются в 26 странах мира.
Обновленная экспозиция. Год назад средствами преподавателей и студентов КПИ реставрировано историческое здание авиагаража, в котором разместился Отдел истории авиации и космонавтики им. И.И. Сикорского Государственного политехнического музея.
Недавно экспозиция отдела пополнилась материалами, предоставленными сыном выдающегося авиаконструктора - Сергеем Ивановичем Сикорским и авиастроительной компанией «Sikorsky Aircraft Corporation», основанной его отцом. В музей передано около 230 экспонатов, это модели вертолетов, сконструированных Игорем Сикорским, их чертежи, фотографии, книги, копии наград его достижений, в том числе от правительства США. (При жизни И.Сикорский был удостоен более чем 80-ти наград Правительства США, различных фондов поддержки развития авиации Америки.) Среди 16 моделей, присланных в музей, известные на весь мир самолеты «летающие лодки» S-38, S-40, S-42, S-44; вертолеты - «летающие краны» S-60, S-64, S-65; транспортные - «Си Кинг», вертолеты обслуживания S-55, десантные и санитарные вертолеты.
Кроме того, в экспозиции представлены модели самолетов, которые были на вооружении противоборствующих стран в Первой мировой войне: типы «Фоккер», «Альбатрос» со стороны Германии; «Ньюпор», «Фарман», «Сопвич» - со стороны стран Антанты; русская армия использовала «Фарман», «Блерио», бомбардировщик «Илья Муромец», сконструированный Игорем Сикорским. Модели предоставлены для экспонирования головой Галицкого авиационного историко-технического общества Я.Я.Янчаком.
Н.В.Писаревская, директор ДПМ