Поиск эффективных методик обучения иностранным языкам беспокоит с давних времен и ученых, и преподавателей, и студентов. Общественный запрос сегодняшнего дня и курс Украины на евро интеграцию добавляют новых аспектов этой проблеме, среди которых выделяются своей важностью такие:
- знание иностранного языка (преимущественно английского) является необходимым условием для вхождения образования Украины в единое европейское и мировое образовательное и научное пространство;
- мобильность граждан (студентов, специалистов и т.п.) на международном интеллектуальном рынке и построение Европейского пространства высшего образования возможны только при условии свободного владения международным языком общения, которым фактически стал английский язык.
Этой проблемой озабочены и мы, преподаватели английского языка, в ведущем вузе Украины - НТУУ "КПИ". Для нас преподавание - это динамический процесс, а лучше сказать - жизнь, состоящая из поисков, творчества и самосовершенствования. Жизнь, полная радости от достижений, совершенствования и конкретных результатов, а иногда и проблем, конфликтов, недоразумений. Несколько лет обучения английскому языку студентов не языковых специальностей осуществляется преподавателями во главе с заведующей кафедрой Т.П.Павловой. В условиях перестройки учебного процесса в свете современных требований на кафедре все время кипит работа: новые идеи, интересные встречи с ведущими лингвистами, методистами и учеными, иностранными специалистами и вообще талантливыми педагогами. Особое внимание уделяется интенсивным методикам обучения, все время ведется разъяснительная работа среди студентов по повышению мотивации изучения английского языка. По предложению Т.П.Павловой на кафедре организована "Ассоциация преподавателей английского языка" - это авангард, который исследует современное состояние, проблемы и перспективы языковой подготовки, разрабатывает и внедряет новейшие методики обучения. Среди задач есть и помощь молодым преподавателям в преодолении трудностей "первого занятия", снятии барьера скованности, что нередко возникает и у молодых преподавателей, и у студентов с низким уровнем подготовки по английскому языку. В планировании и организации семинаров-практикумов помогают опытные преподаватели Н.С.Саенко, О.М.Леонова, Н.И.Карпенко и другие.
Сначала неохотно говорили о своих проблемах, а когда выяснилось, что они у нас общие, - начали искать пути их решения. Со временем пришли и другие преподаватели, которые с удовольствием делились своими методическими "секретами" и достижениями. Проблем у преподавателей английского языка немало. Одна из них - активное присоединение к Болонскому процессу, который отличается высоким динамизмом и масштабом и требует радикальных изменений относительно подходов преподавания английского языка, активизации новейших технологий обучения. То есть, надо успевать за временем. Но существует своя собственная специфика преподавания английского языка в НТУУ "КПИ". Это и обучение профессионального английского, и небольшое количество часов, и разноуровневые студенты в одной группе и прочее. Но, несмотря на все эти проблемы, задачи преподавателей - научить студентов иноязычному профессиональному общению - реализуется достаточно успешно.
На кафедре ведется активная работа по внедрению мультимедийных технологий обучения иностранным языкам. Уверены, что новые информационные технологии станут неотъемлемой, эффективной и результативной частью обучения иностранным языкам. Ежегодно преподавателями кафедры организуются студенческие научно-практические конференции, на которых студенты 3-4 курсов всех факультетов и институтов представляют свои исследования по специальности на английском языке. Это направление работы введено методическим советом кафедры.
На заседаниях Ассоциации созданы экспериментальные группы, проводится испытание различных видов работы, подбираются задачи, строятся модели обучения, проводятся дискуссии. Появляются результаты: внедрение новых приемов и методов обучения. Преподаватели на заседаниях Ассоциации делятся мнениями относительно преимуществ и недостатков нововведений в преподавании английского языка, разрабатывают предложения по совершенствованию методов обучения.
Итак, работа Ассоциации не проходит даром.