Совершенствование управления

Департамент международного сотрудничества по результатам международных переговоров адаптировал мировой опыт и международные предложения и принимал к реализации наиболее перспективные из них. Эта работа осуществлялась через целевые рабочие группы (по углублению интернационализации, по усилению позиций КПИ в мировых рейтингах университетов), через практическое сотрудничество с зарубежными партнерами по критериям его целесообразности для развития университета, через взаимодействие с недавно организованными комиссиями Ученого совета КПИ (по международному сотрудничеству, по экономике и финансам, по аттестации научных кадров, по развитию нормативной базы). Кроме того, мы старались учитывать общественное мнение, осовременить средства коммуникации с сотрудниками университета, опираться на молодых - креативных и энергичных.

С целью повышения активности кафедр в международной проектно-грантовой деятельности в 3-5 раз руководящий состав ДМС было закреплено за факультетами для совместного поиска ответов на вопрос: что мешает развитию международной деятельности, что надо сделать? На основе анализа результатов международной деятельности кафедр было определено около 30 таких, которые требуют скорейших изменений. И ДМС начал работать с этими кафедрами, чтобы достичь заметных сдвигов.

Кроме того, определили, так сказать, "точки опоры", или "центры кристаллизации" - молодых ученых, которые хорошо проявили себя в международной проектно-грантовой деятельности и имеют склонность к такой работе. Среди них: профессора Ю.С.Ямненко (ФЭЛ), П.О.Касьянов (ИПСА), О.Ю.Горобец (ФМФ), С.В. Войтко (ФММ), С.Г.Стиренко (ФИВТ), М.А.Скулиш (ИТС), Ю.В. Киричук (ПСФ) доценты Ю.В. Чернецкая (ИЭЭ), О.В.Сангинова (ХТФ), А.П.Мариношенко (ИАТ), О.П.Демиденко (ФЛ), Е.Г.Биба (ИФФ), Е.П.Чвертко (СФ), И.А.Владимирский (ИФФ), И.И.Гусева (ТЭФ), Т.А.Донцова (ХТФ), Т.С.Тодосийчук (ФБТ), В.С.Цапар (ИХФ), К.С.Клен (ФЭЛ), И.А.Сушко (РТФ), А.А.Пикенин (ИАТ), Е.С.Сулема (ФПМ) и другие.

Мы уделяем этой категории особое внимание, проводим тренинги повышенной сложности, в первую очередь предоставляем практическую помощь. Например, провели два семинара именно для молодого ядра научных школ по методике подготовки проектных заявок в Программу ЕС "Horizon 2020".

Еще одна новая составляющая в организаторской работе - технологии прямого обращения ДМС к научным школам, в частности к 220 ведущим ученым и их молодым воспитанникам, чтобы повысить их интерес к грантовым программам Европейского Союза.

Усилено взаимодействие с Медиалабораторией КПИ. Заработал Телеграмм-канал ДМС.

Все это позволило приблизить организационную работу международного направления к "глубинным подразделениям" и усилить интерес к международной сфере.

Основные результаты

Общая активность в международном пространстве в 2019 году была высокой. Проведено 218 международных мероприятий, 47 конференций. Состоялись переговоры с послами девяти стран (Японии, Турецкой Республики, Франции, Республики Корея, ЮАР, Аргентинской Республики, Словацкой Республики, Канады и Израиля) и 180 делегациями стран четырех континентов.

Достигнуты важные договоренности:

– о стратегическом сотрудничестве с аэрокосмической компанией Firefly aerospace (США)

–с Национальной китайской космической администрацией - о включении КПИ в Программу украинско-китайского сотрудничества в космической сфере;

– с Национальным институтом здоровья США - о привлечении КПИ к исследованиям туберкулеза;

– о новых шагах - с межправительственными комитетами по научно-техническому сотрудничеству Израиля, Словакии и Литвы.

Третий Форум ректоров технических университетов Украины и Польши в г. Бельско-Бяла определил перспективу реформирования системы высшего технического образования наших стран на концептуальных принципах "университета будущего".

На китайском направлении принятие "Комплексной программы сотрудничества с партнерами в КНР на новом этапе" стало символом перезагрузки во всех сферах. Посольством Китая в Украине официально заявлено, что оно и в дальнейшем будет расширять пространство для сотрудничества в сфере авиационных и космических технологий, материаловедения, систем связи, кибербезопасности и искусственного интеллекта.

Реализуя принцип: "Сотрудничество должно быть взаимовыгодным!", мы переходим от выполнения текущих мелких заказов к более весомым проектам с Китаем, благодаря которым будет развиваться учебная база и проявляться потенциал наших ученых. В качестве примеров можно назвать создание по принципу "распределенных лабораторий", или "лабораторий-двойников" (одна часть - у нас, вторая - в Китае) Украинско-Китайской совместной лаборатории космических исследований с Северо-Западным политехническим университетом Китая и лаборатории материаловедения с Пекинским университетом науки и технологий. В их финансирование китайская сторона будет закладывать средства на приобретение оборудования для КПИ.

Совместная деятельность с профильными департаментами и подразделениями

В образовательной сфере по механизмам программ Erasmus +, EURASIA, Жан Моне с развития потенциала высшей школы КПИ интегрирует лучший опыт организации учебного процесса.

Получили дипломы КПИ им. Игоря Сикорского и Познанской политехники первые пять магистров ММИ, которые учились по программе двойного диплома. С Советом высшего образования Турции согласовано и с Анкарская университетом подписано совместную магистерскую образовательную программу обучения турецких граждан в КПИ в сфере атомной энергетики (ТЭФ). Магистерская программа "Динамика и прочность машин" первой в Украине получила европейскую аккредитацию.

Благодаря нашей совместной работе с ДНВР и ДНР становится все больше программ двойных дипломов. Сегодня их уже 41 с университетами 11 стран Европы. Кроме того, есть 18 программ двойного руководства аспирантами с университетами пяти стран.

Развивается международная студенческая мобильность. Действует 58 проектов программы Erasmus +, уровня КА1. На включенное обучение выезжали 180 наших студентов и аспирантов. Положительный импульс участия в программе кредитной студенческой мобильности Erasmus +, уровня КА1, дал первый в КПИ Международный тренинг для университетов-партнеров КПИ из 10 стран Европы (Норвегии, Италии, Люксембурга, Германии, Великобритании, Франции, Польши, Чехии, Турции, Украины) .

Итак, по направлениям учебной работы процессы интернационализации усугубляются.

В международном научно-техническом сотрудничестве выполнялись 63 научных проекта, а всего - 212 проектов. Среди научных - три по программе "Horizon 2020" (ФПМ, ФБТ, ФМФ, ИФФ), шесть проектов программы НАТО «Наука ради мира и безопасности" (ПСФ, РТФ, ИФФ, ИТС, ФПМ) и пять билатеральных (ХТФ, ИФФ, ФЭА). Продолжено проведение уже традиционных научных конференций с представительством Польской академии наук в Киеве.

Кількість наукових та освітніх проєктів

Некоторые итоги международной деятельности

Факультеты, которые достигли лучших показателей:

– по количеству международных образовательных и научно-технических проектов - ХТФ, ТЭФ, ИФФ, СФ, ФЭЛ;

– по объемам финансирования проектов - ИПСА, ТЭФ, ФБТ, ХТФ, ФММ;

– по стоимости оборудования из-за рубежа и объемами благотворительной помощи - ТЭФ, ФЭЛ, ММИ, ИПСА, СФ;

– по количеству индивидуальных грантов - ФММ, ФЭЛ, ИФФ, ФИВТ, ФТИ.

Вот некоторые прмеры.

Компанией EPAM обустроен (на 230 тыс. грн) учебно-практический центр на ФИВТ. Около 200 тыс. долларов США вложили Министерство энергетики США, Бюро международной безопасности Глобальных вопросов Канады и Шведское агентство по радиационной безопасности в запуск первой в мире магистерской программы "Физическая защита и учет и контроль ядерных материалов" и учебно-научной лаборатории "Физическая ядерная безопасность" на ТЭФ.

Фирмы Израиля Tower Jazz и Cadence выделили ФЕЛу 600 тыс. грн на создание учебной лаборатории мирового уровня с проектирования аналоговых схем.

Для подготовки студентов по специальности "Атомная энергетика" Министерство энергетики США передает аналитический тренажер атомного реактора стоимостью полмиллиона долларов.

Теперь некоторые обобщающие показатели.

Международная проектно-грантовая деятельность в 2019 году дала университету более двух миллионов долларов.

424 индивидуальных гранта в рамках международного сотрудничества (стипендии на включенное обучение и/или научную стажировку, на поездки на международные конференции, на зарубежные командировки, по индивидуальным трудовым соглашениям) принесли ученым и студентам университета 30,48 млн грн. Среди них - 100 индивидуальных грантов студенток, аспиранток и молодых ученых-женщин КПИ на участие в конференции Евросоюза в Варшаве "Perspektywy Women in Tech Summit", которая имела гендерную направленность и приблизила к европейским ценностям.

До 663 человек увеличился контингент иностранных граждан, четверть которого уже учится на английском.

Вклад Центра международного образования в бюджет университета - 0,52 млн долларов.

А в целом в 2019 году объем средств от всех форм международной активности составил около 3,5 млн долларов.

Еще одна составляющая международной деятельности университета - разнообразные конкурсы.

Во Всемирном конкурсе HackIstanbul CTF 2019 (Capture the Flag) научных школ по кибербезопасности в Турции команда КПИ dcua признана лучшей среди команд "белых" хакеров из 132 стран мира. Команда Института спецсвязи и защиты информации стала призером соревнований ИТ-специалистов "TIDE Hackathon 2019" НАТО. Команда Института аэрокосмических технологий - среди победителей локального этапа хакатонов NASA Space Apps Challenge - 2019.

Магистранта ММИ Виталия Бойко признано лучшим иностранным студентом года Познанской политехники. Стартап студентов ИФФ Романа Легезы и Игоря Беседина победил в Национальных соревнованиях агропромышленного комплекса и представлял Украину на Всемирных соревнованиях стартапов во Франкфурте (Германия).

В отечественном рейтинге "Топ-200" по международной составляющей КПИ устойчиво занимает первые места в течение 13 лет. В глобальном рейтинге QS КПИ - среди первых 700 университетов из 20 000, действующих в мире. В рейтинге QS в предметных областях КПИ вошел в Топ-500 университетов мира и при этом занял первое место среди университетов Украины в двух предметных инженерных отраслях: "Engineering - Mechanical, Aeronautical & Manufacturing" и "Engineering - Electrical & Electronics".

Это - лучшее достижение среди украинских вузов.

По решению Национального Erasmus + офиса Украина КПИ вошел в первую тройку заведений Украины в двух номинациях: КА 107 - международная академическая активность и КА 211 - развитие потенциала высшего образования.

Работа первого проректора Юрия Ивановича Якименка по развитию франко-украинского сотрудничества отмечена орденом Академических Пальм Франции. Почетное звание "Посол Дружбы" присвоено в Китае профессору Геннадию Борисовичу Варламову.

Задание на будущее

Необходима активизация всех составляющих международной деятельности, рост количества иностранных студентов и визит-профессоров, англо языковых образовательных программ, образовательных программ с международной аккредитацией, грантов кредитной и ступенчатой международной мобильности, программ двойных дипломов с зарубежными партнерами, международных научных и образовательных проектов, совместных публикаций, международных патентов, проданных лицензий, действующих совместных международных структур, индексов цитирования, стартапов, выводимых на международные рынки.

Програма подвійний диплом

Задания по углублению интернационализации конкретизируются в определенных параметрах, которые нужно гармонизировать с параметрами мировых рейтингов университетов. Тем более, что теперь распределение средств университетам зависит от таких показателей качества, как объем средств на исследования из внебюджетных источников, в т. ч. международных, и позиции в мировых рейтингах.

На сегодня КПИ приглашается к семи мировых рейтингов университетов. Но позиции КПИ в них невысокие, и их надо усиливать.

По рейтингу QS у нас: иностранных студентов 1,8% от общего контингента, иностранных преподавателей 1,2%, количество цитирований на одного преподавателя - 1,5%. Лучшие позиции: соотношение количества профессорско-преподавательского состава к количеству студентов (46,7%), оценка работодателей (21,6%), оценка академических экспертов (11,6%).

Красноречивой является интегрированная оценка: общий уровень в 16,6% от лидера - Массачусетского технологического института (МИТ).

Главная причина такого положения в том, что в оценке нашей деятельности мы ориентируемся на внутренние системы координат. Наши внутриуниверситетские рейтинги должны быть построены на параметрах мировых рейтингов.

Мощным импульсом подразделениям "заниматься параметрами мировых рейтингов" стало бы решение финансировать подразделения с учетом их положения в внутриуниверситетских рейтингах.

Дальше. Европейские университеты имеют почти в 10-100 раз больше поступлений от научных грантов, чем КПИ. Чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужно преодолевать еще существующий разрыв с Европой - включать научный потенциал университета в ERA (European Research Area - Европейского научного пространства) через усиление в 3-5 раз активности кафедр в международной проектно-грантовой деятельности.

Должно стать правилом участие каждой кафедры в международных грантовых программах, в т.ч. в программах Европейского Союза: "Горизонт 2020", "Erasmus +", "EURASIA", программе НАТО «Наука ради мира и безопасности", билатерально сотрудничества и других. Для этого надо усилить международную научную мобильность, прежде всего - мобильность молодых ученых. Потому что это путь к расширению участия КПИ в международных консорциумах, которые подают проектные предложения в международные грантовые программы, и в результате - к увеличению выигранных международных грантов по науке.

Чтобы решать задачи "Стратегии развития КПИ", необходимо включить новые механизмы активизации работы первичных подразделений в международной сфере. Следует опираться на молодых преподавателей и ученых, снимать психологические барьеры, опасения международной сферы, вводить новые элементы мотивации и отчетности преподавателей, в индивидуальных планах преподавателей ввести раздел "Международная деятельность", начать рейтингование подразделений (кафедр, факультетов, институтов) по направлению международной деятельности, рассмотреть возможность введения - как требования при конкурсном избрании преподавателей - преподавание некоторое время в зарубежном университете.

Нормативная база международной деятельности (как она состояла с 1996 года, когда был принят Закон Украины "Об образовании") является несовершенной и имеет пробелы. Она требует осовременивание, упрощение и отработку регламентных деталей.

Необходимо продолжить введение моральных и экономических мотиваторов для поддержки тех, кто организует и развивает международную сферу и уже достиг результатов.

Есть много и других проблем и задач. Они нашли отражение в проектах "Стратегии развития КПИ до 2025 года", о них сказано в проекте решения Ученого совета КПИ им. Игоря Сикорского.

В завершение позвольте выразить благодарность всем, кто активно работал для развития международного сотрудничества и закладывал основы для дальнейшего утверждения в мире КПИ и нашего государства!

У повному обсязі звіт ДМС представлено на сайті ДМС