Подготовка магистров в НТУУ "КПИ им. Игоря Сикорского" как и в большинстве ведущих университетов мира является основным видом образовательной деятельности. Привлекательность любого вуза зависит от качества подготовки специалистов. Для подготовки самодостаточных на рынке труда, грамотных специалистов, способных решать насущные научно-технические и инженерные проблемы, в КПИ введено инновационную модель их подготовки, которая сочетает исследовательскую, проектную и предпринимательскую составляющие. Эта модель постоянно развивается и совершенствуется.
Качество подготовки традиционно базируется на треугольнике знаний: образование - наука - инновации. Она зависит от качества контингента студентов, качества учебных программ, научного и методического обеспечения, качества кадрового состава, уровня финансового и материально-технического обеспечения и др. К инновационной составляющей можно отнести разработки, научные проекты, исследования в академических и научных учреждениях, публикации, знание иностранных языков, мобильность, создание стартап-проектов и тому подобное.
Магистр - специалист в сфере инновационной экономики, способный комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность, ориентированную на создание высокоэффективных производственных структур, стимулирующих рост и развитие различных сфер социальной деятельности. Поэтому магистерская подготовка может быть организована на кафедрах, которые имеют высококвалифицированные научно-педагогические кадры, современную лабораторную и научно-исследовательскую материально-техническую базу и осуществляют научно-исследовательскую работу по актуальным научным и прикладным проблемам. Распоряжением по университету от 13.10.16 г., согласно решению Методсовета университета от 15.09.16 г., заведующих выпускающих кафедр по инженерным специальностям обязали обеспечить включение в "Задачу на магистерскую диссертацию" раздела "Разработка стартап-проекта" студентами-соискателями степени магистра, начиная с выпускников 2017 года.
Качество магистерской подготовки зависит от трех основных факторов:
При этом необходимо сформулировать: требования к магистерской диссертации, требования к научным руководителям, требования к учебным планам программы подготовки магистров, требования к магистрантам, требования к темам магистерских диссертаций.
Требования к научным руководителям: научными руководителями магистерской подготовки могут быть преподаватели и научные сотрудники кафедр и НИИ, имеющие ученые степени (звания); научные руководители студентов-магистрантов должны вести фундаментальные и поисковые исследования по тематике магистерских программ, иметь опубликованные научные статьи в ведущих отечественных и зарубежных журналах, трудах национальных и международных конференций и симпозиумов; образовательная деятельность научных руководителей студентов-магистрантов должна подкрепляться изданием учебников (учебных пособий), подготовленных коллективом преподавателей, осуществляющих учебный процесс с соответствующей программы, а также преподаванием основных и специальных курсов по соответствующей магистерской программе.
Учебные планы (программы магистерской подготовки) состоят из двух циклов: общей подготовки (не менее 45%) и профессиональной подготовки (не менее 55%). Общая подготовка включает дисциплины базовой подготовки, дисциплины базовой подготовки (по выбору студентов), исследовательский (научный) компонент (по выбору студентов). Профессиональная подготовка включает учебные дисциплины профессиональной и практической подготовки и цикл профессионально-практической подготовки (по выбору студентов).
Магистерские диссертации делятся на исследовательские (интегрированные программы подготовки PhD) и научно-технического направления (в перспективе с выходом на стартап-проект). Их темы должны иметь связь с реальными разработками и могут быть: комплексными, включать научные работы кафедры, инициативными. К базовым элементам обеспечения инновационной структуры магистерской подготовки следует отнести: научность и реальность (комплексная, хоздоговорная или инициативная научная тематика) самостоятельность (академическая добродетель + оформление авторских прав); инновационность (раздел диссертации, стартап-проект, отбор и участие в Sikorsky Challenge).
Для реализации названных положений предполагается ввести соответствующие изменения в Положение о магистратуре, касающихся особенностей выбора и закрепления темы магистерской диссертации, типа магистерской диссертации и включения в магистерскую диссертацию обязательного раздела "Разработка стартап-проекта".
Также предполагается ввести в рейтинг НПР дополнительные составляющие, которые учитывают повышение квалификации по направлению "Разработка стартап-проекта для руководителей" и представление соответствующих работ на конкурс инновационных проектов Sikorsky Challenge.
Директора / деканы и заведующие выпускающих кафедр должны ввести схему отбора лучших магистерских диссертаций для их представления на конкурс инновационных проектов Sikorsky Challenge.
Институту последипломного образования нужно ввести подготовку по направлению "Разработка стартап-проекта для руководителей" и др.
Инф. учебно-методического управления