Два года назад в нашем университете по инициативе заведующего кафедрой интегрированных технологий машиностроения д.т.н., проф. В.А.Пасичника был создан студенческий команду, которая под его руководством спроектировала и изготовила гоночный автомобиль серии "Формула Студент" (Formula SAE). С этим автомобилем команда принимала участие в международных соревнованиях, проходивших в чешском городе Мост. В этом году команда в частично обновленном составе спроектировала и изготовила новый гоночный автомобиль, который представила на международном конкурсе в венгерском городе Дьер. Рассказывает капитан команды Кирилл Тепляков.
При проектировании нового болида главными задачами стало уменьшение его массы, увеличение мощности двигателя и эффективное применение новых технологий. С целью уменьшения массы болида мы разработали новые рулевую систему и систему привода, а также новое шасси.
Новая рулевая система была спроектирована с меньшего количества деталей при сохранении характеристик. Благодаря этому удалось не только уменьшить ее массу, но и облегчить монтаж. Уменьшение массы дифференциала до 1,2 кг добились благодаря использованию меньших по размеру сателлитов и технологической обработки на современных станках компании Haas. Автомобиль стал мощнее за счет использования нового двигателя от мотоцикла Honda CBR 600 RR, мощностью 144 л.с. и создание собственного электронного блока управления на основе системы Megasquirt ECU.
В новом шасси использовали трубы со стенками различной толщины, что позволило уменьшить массу рамы на 15%. Трубы резали лазером на предприятии Laser CWM; там же было создано стапель для новой рамы. Рама сварена по технологии TIG силами самих студентов; оборудование для сварки представила команде компания Binzel Abicor. Модернизировали подвеску типа push-rod: была изменена компоновка амортизаторов на раме для повышения эргономических характеристик. Ступицы колес изготовили на Новокраматорском машиностроительном заводе, часть механообработки выполнили на предприятии Diacom.
При создании рычагов были использованы новейшие клеевые технологии от компании Henkel, которые прошли испытания на оборудовании кафедры динамики и прочности машин и сопротивления материалов механико-машиностроительного института и показали значительно лучшие результаты от сварных соединений.
Изготовление болида заняло всего 20 дней, бюджет проекта составил 4500 $. Его масса - 240 кг, мощность 144 л.с.
С новым болидом команда отправилась на соревнования Formula Student East, проходивших в г.. Дьор (Венгрия) с 28 по 31 июля. На соревнованиях были представлены 30 команд из 10 стран Европы, наибольшее количество команд была из России - 8 По результатам соревнований наша команда заняла 28-е место в общем зачете. При поддержке компании "Прогрестех-Украина" команда приобрела прицеп-лафет для транспортировки болида, благодаря чему решила проблему транспортировки болида как по территории Украины, так и за рубежом.
Состав команды за год частично изменился. Некоторые покинул команду, закончив обучение в университете, но пришли молодые таланты из разных факультетов КПИ. Полный состав команды: Кирилл Тепляков (капитан), Станислав Петин, Алексей Скакун, Валентин Пидпалый, Андрей Варцаба, Артем Ющук, Василий Кутуза, Роман Русаков, Сергей Пелихов, Виктория Романенко, Владислав Сергиенко, Владимир Багинский, Денис Ивченко, Алексей Шимко.
Одной из главных проблем команды в течение двух лет было отсутствие полноценной лаборатории инженерного творчества, где студенты могли бы создавать не только болиды, но и другие изделия. Летом Формула Студент КПИ получила помещение площадью 310 м2, которое будет оборудовано всем необходимым - от слесарного инструмента к токарно-фрезерного и сварочного оборудования. На базе лаборатории планируется создание образовательной платформы инженерного творчества, которая будет открыта для всех студентов и аспирантов КПИ.