«Болонский процесс: состояние и перспективы развития высшего образования в Украине» - так называлась IХ Всеукраинская научно-методическая конференция, которая 18-19 ноября прошла в НТУУ «КПИ». Она собрала представителей 58 вузов Украины. К рассмотрению было заявлено более 300 докладов 230 авторов, вошедших в сборник материалов конференции, которые раздали всем участникам.
На пленарном заседании собравшихся поздравил заместитель министра образования и науки Украины Е.М.Сулима и проинформировал о стратегии правительства по модернизации высшего образования Украины в контексте Болонского процесса. Он отметил, что происходит интеграция отечественных вузов в европейское образовательное пространство, в частности, переориентация образовательных услуг в соответствии с потребностями рынка. Также остановился на доступности образовательных услуг, повышении их качества, обеспечении инновационного развития образования и углублении международного сотрудничества.
Проректор КНУ им. Т.Шевченка В.А.Бугров выступил с докладом «Украинское образование: стратегические ориентиры и проблемы развития», в которой говорилось о гармонизации европейского образовательного пространства, что будет способствовать подготовке конкурентоспособных специалистов, способных адаптироваться в рыночных условиях. «Мотивация студентов и преподавателей к сотрудничеству - вот ключевой тезис», - считает проректор. «В Украине более 800 высших учебных заведений, - размышлял дальше докладчик, - но количество не всегда себя оправдывает». Он уверен, что должно быть сформировано общественное мнение, которое влияло бы на то, каким должен быть человек (личность) после окончания вуза.
Первый проректор НТУУ «КПИ» Ю. И. Якименко поделился опытом, наработанным в КПИ по обеспечению качества образования. Присутствующие с большим интересом заслушали тезисы о том, что деятельность исследовательского университета базируется на треугольнике знаний: образование - наука - инновации; высшая школа должна готовить образованного, высокопрофессионального человека; рейтинг вузов состоит из рейтингов подразделений, а те, в свою очередь, зависят от рейтинга научно-педагогических работников. Юрий Иванович проинформировал о поиске творческой молодежи, которую осуществляет КПИ через систему довузовской подготовки и вместе с КНУ согласно начатой ими программы «Будущее Украины»; о раннем погружения в науку, когда студенты начинают выполнять практические исследования на базе совместных с ведущими компаниями лабораторий, через научный парк и т.д., а затем магистерские работы выливаются в кандидатские диссертации. Речь шла также о получении второго образования на базе КПИ, участие в программе «Двойной диплом» с зарубежными партнерами и обратная связь с работодателями, что позволяет корректировать учебные программы под нужды производства и бизнеса.
Работа конференции проходила в шести секциях, где рассматривались вопросы формирования единого пространства высшего образования; создание стандартов высшего образования; конкурентоспособности высших учебных заведений; инновационного измерения высшего образования; качества образования; подготовки студентов по иностранным языкам.
Обобщенные наработки и рекомендации были изложены в Решении конференции, которое передали в Минобразования и науки. Материалы будут использованы при подготовке нормативных документов и предложений к Верховной Раде и Кабинету Министров Украины.