Ви є тут

Временное положение об организации образовательного процесса в КПИ им. Игоря Сикорского: 9.1. Особенности организации образовательного процесса по подготовке магистров

Магистр - профессионал в определенной предметной области, способный комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность с целью содействия развитию инновационной экономики, создания высокоэффективных производственных структур, стимулирующих рост и развитие различных сфер социальной деятельности.

Характерной чертой образования специалиста в области инновационной экономики должен стать высокий уровень методологической культуры, творческое владение методами познания и деятельности. Причем не только методами классического естествознания, ориентированными на поиск единого решения, но и методами, направленными на формирование и широкое внедрение междисциплинарных, многокритериальных подходов, использование методов системного анализа к выбору оптимальных решений, решение нестандартных, инновационных задач.

Согласно с Национальной рамкой квалификаций, выпускники магистратуры:

  • должны продемонстрировать знания и умения на уровне, что обеспечивают возможность анализировать, оценивать и сравнивать альтернативы, генерировать оригинальные идеи в соответствующей области знаний;
  • могут применять свои знания и обладают компетенциями, которые позволяют решать задачи в новом, широком (междисциплинарном) контексте в соответствующей области знаний;
  • способны интегрировать знания, решать сложные задачи в условиях неполной информации с учетом социальной и этической ответственности за принимаемые решения;
  • владеют методами проведения современных экспериментов и могут давать научно обоснованную интерпретацию полученным результатам;
  • могут четко, аргументированно доводить до аудитории специалистов научную информацию и свои выводы;
  • обладают способностью к самообразованию и саморегулированию.

С учетом Национальной рамки квалификаций можно сформулировать требования к компетентности выпускников магистратуры. Магистр должен быть способен:

  • трансформировать получаемые знания в инновационные технологии, превращая новые знания в конкретные предложения, демонстрируя творчество и гибкость в применении знаний, опыта и методов;
  • на основании методологических знаний анализировать, оценивать и сравнивать альтернативы, касающиеся проблемы, уметь генерировать и оптимизировать новые решения;
  • проводить научные исследования на современном уровне, выполнять натурные и имитационные эксперименты, давать обоснованную интерпретацию полученным результатам;
  • обобщать и готовить к публикации результаты научных исследований;
  • оценивать влияние принимаемых решений на окружающую среду и социум, нести профессиональную и этическую ответственность;
  • выкладывать дисциплины с учетом состава аудитории, интересов слушателей, их возрастных, профессиональных и других особенностей;
  • понимать необходимость обучения в течение всей жизни, владеть опытом самостоятельного получения знаний и повышения квалификации;
  • работать в междисциплинарных командах, адаптироваться к изменениям, способствовать социальной сплоченности;
  • взаимодействовать и осуществлять посредничество, иметь развитую межкультурную толерантность и опыт межкультурного взаимодействия;
  • эффективно общаться с коллегами, представлять результаты своей работы в виде отчетов, статей, рефератов на государственном, и по крайней мере, на одном иностранном языке (преимущественно английском), используя современные средства презентации;
  • владеть предпринимательским мышлением и стилем деятельности;
  • владеть ценностями, необходимыми для того, чтобы жить в условиях демократического общества, быть его ответственным гражданином, иметь необходимые социальные компетентности.

Магистерская подготовка в университете реализуются по следующим программам:

  • образовательно-профессиональной - для будущей инновационной практической профессиональной деятельности по определенному виду экономической деятельности (практический профиль);
  • образовательно-научной - для будущей научно-исследовательской деятельности в определенной области знаний (академический профиль).

Объем образовательно-профессиональной программы подготовки магистра составляет 90 кр. ЕКТС, объем образовательно-научной программы - 120 кр. ЕКТС. Образовательно-научная программа магистра академического профиля обязательно включает исследовательскую (научную) компоненту в объеме не менее 30%.

Образовательно-научная программа подготовки магистров академического профиля, как правило, является интегрированной с ориентацией на дальнейшее обучение на третьем (образовательно-научном) уровне высшего образования (индивидуальные интегрированные программы «магистр - доктор философии»).

Образовательные программы второго (магистерского) уровня высшего образования реализуются на кафедрах, которые имеют высококвалифицированные научно-педагогические кадры, современную лабораторную и научно-исследовательскую материально-техническую базу и осуществляют научно-исследовательскую работу по актуальным научным и прикладным проблемам.

Университет может осуществлять целевую подготовку магистров для учебных заведений, научных учреждений Национальной и отраслевых академий наук, предприятий, организаций на условиях привлечения к образовательному процессу их научных и научно-педагогических кадров и использования научно-исследовательской и материально-технической базы. Подготовка магистров может осуществляться на базе научных учреждений Национальной и отраслевых академий наук по отдельным соглашениям между университетом и указанными учреждениями.

Зачисление лиц на обучение по программе второго (магистерского) УВО, осуществляется на основе полученной степени бакалавра по результатам конкурсного отбора в соответствии с Правилами приема в КПИ им. Игоря Сикорского, которые утверждаются Ученым советом университета и публикуются на портале www.kpi.ua.

Образовательный процесс для лиц, обучающихся по магистерским программам, организуется с учетом следующих особенностей:

  • обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану;
  • с учетом численности лекционных потоков и учебных групп вводится технология смешанного обучения *;
  • магистерская диссертация, выполняемая по практическому профилю подготовки должна быть результатом инновационного решения поставленной прикладной задачи на основании известных теорий и методов;
  • магистерская диссертация, выполняемая по академическому профилю подготовки, должна быть результатом самостоятельно выполненного исследования определенного объекта, его характеристик, свойств. Главной целью и содержанием магистерской диссертации являются научные исследования (творческие разработки) по проблемам соответствующей отрасли;
  • выпускная аттестация осуществляется экзаменационной комиссией и проводится в форме защиты магистерской диссертации. Экзаменационной комиссии обязательно подаются материалы, характеризующие научную (творческую) и практическую ценность выполненной работы, - печатные статьи, методические разработки и т.п.;
  • учитывая научные (творческие) достижения, магистр может быть рекомендован ученым советом института/факультета и/или экзаменационной комиссией на обучение в аспирантуре.

Основными формами учебной работы в магистратуре являются:

  • обзорные, проблемные лекции
  • индивидуальные учебные занятия;
  • научно-учебные семинары по отдельным темам, разделам учебных дисциплин и исследований, проводимых студентами;
  • самостоятельная работа, в том числе проведение исследований по утвержденной теме и подготовка магистерской диссертации.

Формами отчетности магистров о выполнении учебного плана являются:

  • сдача экзаменов и зачетов;
  • доклады на научно-учебных семинарах;
  • подготовка и защита рефератов и отчетов о выполненных научных исследованиях.

Обязательная аудиторная нагрузка магистров в среднем за весь период обучения не должна превышать 15 ч. в неделю. При планировании магистерской подготовки необходимо акцентировать внимание на индивидуальных учебных занятиях и самостоятельной работе студентов. Для учебных дисциплин индивидуального выбора по теме исследований и по интегрированным программам «магистр - доктор философии» планируется самостоятельное усвоение под руководством научного руководителя. Обучение по магистерской программе проводится под руководством научного руководителя в соответствии с индивидуальным планом студента и опирается на активную самостоятельную работу.

Научные руководители магистров профессионального профиля назначаются из числа профессоров, доцентов и ведущих ученых в определенной области знаний, которые активно ведут научно-исследовательскую работу и выполняют соответствующие требования к уровню научной и профессиональной активности НПП **. Научные руководители магистров академического профиля дополнительно должны выполнять требования к научным руководителям аспирантов ***..

Список научных руководителей и перечень рекомендуемых тем магистерских исследований обсуждаются на заседаниях кафедр.

Темы научных исследований магистров формируются на основании научно-исследовательских тем (бюджетных, хозяйственных, инициативных, технопарка и др.), которые выполняются в университете и должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить целенаправленное формирование индивидуального учебного плана подготовки магистра и его конкретную работу в исследовательском направлении с первого семестра обучения в магистратуре. Темы научных исследований магистров академического профиля должны быть перспективными в рамках интегрированного учебного плана «магистр - доктор философии».

За одним научным руководителем закрепляется не более 5 студентов-магистрантов одновременно. Научный руководитель один раз в семестр отчитывается на заседании кафедры о выполнении индивидуального плана каждым студентом, который учится по магистерской программе. В случае выполнения студентом индивидуальных планов подготовки магистров на стыке отраслей наук допускается назначение, кроме научного руководителя, одного или более консультантов с соответствующим распределением часов на руководство.

Научный руководитель магистранта:

  • участвует в отборе кандидатур в магистратуру, рецензирует их научные работы;
  • оказывает помощь студенту в выборе темы научных исследований и магистерской диссертации, составлении индивидуального учебного плана;
  • контролирует выполнение студентом графика учебного процесса и учебного плана;
  • способствует организации индивидуальных учебных занятий магистранта;
  • анализирует и контролирует организацию самостоятельной работы магистранта;
  • организует и руководит научно-исследовательской работой магистранта;
  • руководит подготовкой магистерской диссертации;
  • способствует повышению общей культуры магистранта;
  • способствует решению социально-бытовых проблем магистранта и его трудоустройству после окончания обучения;
  • дает отзыв на магистерскую диссертацию и характеристику профессиональных и индивидуальных качеств (аналитических, исследовательских, мировоззренческих и др.) магистранта.

Университет создает условия для выполнения студентом, который учится по магистерской программе, индивидуального плана в полном объеме, а именно:

  • предоставляет студентам возможность публикации научных (научно-методических) статей в сборниках;
  • способствует изданию лучших магистерских диссертаций как научных монографий и других научных и учебных изданий;
  • предоставляет студентам для пользования учебные помещения, научные фонды библиотеки, научное оборудование и устройства;
  • обеспечивает доступ к информационным сетям, в том числе и к сети Интернет;
  • способствует участию студентов в научных и методических конференциях;
  • организует для студентов магистратуры проведение курсов по выбору с проблемных вопросов с участием выдающихся ученых.

* * См. п. 3 этого Положения.

** См. Приложение К (п. 4) этого Положения.

*** м. п. 9.2 этого Положения.

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій