В октябре прошлого года исполнилось 70 лет со дня рождения Героя Украины Александра Викторовича Дегтярева. Эта фамилия говорит о многом специалистам ракетной техники и ученым, работающим в космической отрасли. А вот широкой публике оно известно меньше. Это несправедливо, ведь с ним связано много знаменитых страниц истории украинской космической отрасли. Более того, Александр Дегтярев был одним из тех людей, благодаря которым Украина не только осталась членом "клуба космических государств", но и занимает там почетное место. Итак, предлагаемый материал – это попытка восполнить этот информационный пробел, потому что именно такие личности творили современную историю нашего государства.

В апреле 1954 года на базе серийного КБ ракетного завода в Днепропетровске было создано Особое конструкторское бюро №586, которое позже получило собственное название "Южное". Оно стало вторым "ракетным" в Советском Союзе после ОКБ-1 С.П. Королева. Его задачей явилось создание боевых баллистических ракет нового поколения. На протяжении почти 40 лет здесь были созданы ракетные комплексы, ставшие фундаментом ракетно-ядерного щита государства. Средств на это государство не жалело. С 1989 года Государственное конструкторское бюро (ГКБ) "Южное" было переведено на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. После распада Советского Союза в 1991 году завершилась эпоха создания стратегического оружия, государственное финансирование почти прекратилось. Началась эпоха международного космического сотрудничества. Для этого на предприятии была создана служба маркетинга и коммерческой деятельности. Начальником службы был назначен 40-летний Александр Викторович Дегтярев.

Он родился 31 октября 1951 года в старинном русском городе Яранске Кировской области. В 1959 году Александр начал свою учебу в средней школе, где его отец преподавал физику и астрономию. Точные науки интересовали и мальчика, тем более что время его обучения пришлось на начало активного освоения космического пространства.

После окончания в 1969 году школы Александр подал документы для поступления в Ленинградский механический институт (ЛМИ) "Военмех". В те времена этот вуз был малоизвестен и засекречен, потому что готовил специалистов для оборонной промышленности. Среди его известных выпускников – министр оборонной промышленности и министр обороны СССР Д.Ф.Устинов (1934), Генеральный конструктор ГКБ "Южное" В.Ф.Уткин (1952) и другие. В августе 1969 года Александр Дегтярев был зачислен на первый курс машиностроительного факультета ЛМИ, который готовил специалистов для ракетно-космической отрасли.

Уже на первом курсе Александра Дегтярева избрали старостой группы. На третьем курсе он начал научную деятельность по специальности "Двигатели летательных аппаратов на жидком топливе" Не сторонился и физической работы в студенческих строительных отрядах, тем более что умел делать практически все. Для прохождения преддипломной практики пятикурсник Дегтярев в 1974 году прибыл в Днепропетровск в ГКБ "Южное", где и защитил дипломный проект. А в мае 1975 г. по распределению был принят на работу инженером главного отдела проектного комплекса ГКБ.

За 16 лет конструкторской работы А.В.Дегтярев прошел путь от инженера к главному инженеру и начальнику группы стационарных пусковых установок (ПУ). Под его руководством созданы уникальные системы защиты ПУ с ракетами от сейсмических и воздушных ударных волн ядерного взрыва. За этот период в ГКБ "Южное" с его непосредственным участием были созданы самые мощные в мире ракетные комплексы межконтинентальных баллистических ракет (МБР) третьего (Р-36М, МР-УР-100) и четвертого (Р-36М2, РТ-23 УТТХ) поколений, которые до 1991 года были приняты на вооружение ракетных войск стратегического назначения.

В конце 1980-х годов в ГКБ "Южное" начали претворяться в жизнь хозяйственный расчет и самофинансирование. И, конечно, началось внедрение конверсии. Для создателей боевой ракетной техники это было делом необычным. Кроме заключения прямых договоров с другими предприятиями отрасли и военными заказчиками, оборонное предприятие приступило к разработке и изготовлению гражданской продукции: сельскохозяйственной техники, автобусов и троллейбусов, ветряных электростанций…

С обретением Украиной независимости централизованное финансирование предприятия прекратилось, перспективные разработки перешли в Российскую Федерацию, а в новой военно-политической доктрине молодого государства места для развития и раскрытия потенциала ГКБ "Южное" не нашлось. Чтобы приспособиться к условиям рыночной экономики, 31 декабря 1991 г. на предприятии было создано новое подразделение – службу маркетинга и коммерческой деятельности. Возглавить ее было поручено А.В. Дегтяреву. Служба подчинялась недавно назначенному новому Генеральному конструктору ГКБ С.М.Конюхову.

Первые два года Александр Дегтярев и его немногочисленная команда провели в поисках и разработке таких "коммерческих проектов": линия изготовления прецизионных труб; линия по производству стеклотары; установка по производству растворимого кофе; швейное производство… Как говорили сами работники – это было все равно что разменять ракеты на швейные иглы! Мощному ракетно-космическому ГКБ не подобало заниматься только этим. Вполне логично было выводить на международный космический рынок главное достижение ГКБ "Южное" – ракету-носитель (РН) "Зенит-2", которая считалась лучшей в мире в сегменте носителей среднего класса.

С 1993 года ГКБ "Южный" выходит из-за занавеса секретности и под руководством А.В.Дегтярева начинает рекламировать свою основную продукцию по всему миру. Это быстро дало результаты: 6 мая 1995 был подписан контракт на выполнение услуг по запуску космических аппаратов системы спутниковой связи "Globalstar" с американской компанией "Space Systems/Loral" (SS/L). Планировалось осуществить запуск трех ракет "Зенит-2" – каждая выводила на орбиты по 12 спутников. Пуски были возможны только с космодрома Байконур, поскольку именно там содержались технический и стартовый комплексы этой ракеты. Но здесь начались серьезные затруднения.

К тому времени между Россией и Казахстаном уже был заключен договор аренды объектов космодрома Байконур, в том числе и наземной инфраструктуры комплекса "Зенит". Украина своего представительства там не имела, так же, как и никакого юридического влияния на происходящие там процессы. Потребовалось полгода изнурительной работы А.В.Дегтярева и его команды в Москве, чтобы преодолеть эту проблему. Затем последовал перелом в отношениях: первоначально было издано распоряжение правительства РФ по изготовлению на российских предприятиях комплектующих изделий для ракет, а 24 июня 1998 года вышло постановление российского правительства "О заключении соглашений о технологических гарантиях в связи с запусками РН" "Зенит"; с космодрома Байконур космических аппаратов системы "Глобалстар";.

Путь на орбиту был открыт. Уже 9 сентября 1998 года состоялся первый коммерческий пуск РН "Зенит-2". К сожалению, первый блин получился комом – из-за отказа системы управления второй ступени ракета потерпела аварию. 12 спутников были утрачены и компания SS/L прекратила выполнение контракта с ГКБ "Южное".

Несмотря на все, служба А.В. Дегтярева приобрела значительный опыт работы в международной кооперации, а в ее "портфеле заказов" уже были и другие масштабные международные проекты. Еще в ноябре 1993 года было подписано соглашение о сотрудничестве ГКБ с ведущими ракетно-космическими корпорациями и предприятиями Украины, России, США и Норвегии в создании уникального космического ракетного комплекса морского базирования, для которого был избран РН "Зенит-2". Конструкторы ГКБ совместно с РКК "Энергия" (РФ) и фирмой "Boeing" (США) разрабатывают ее трехступенчатую модификацию "Зенит-3SL". В мае 1995 года создано совместное предприятие – "Sea Launch Company" (SLC – "Морской старт") по предоставлению пусковых услуг из акватории Тихого океана. Одним из его соучредителей стало ГКБ "Южное". Служба Дегтярева обеспечивает коммерческое и юридическое сопровождение участия Украины в этом проекте: оперативное взаимодействие с компанией SLC, согласование контрактных документов, в т.ч. стоимости и объемов работ, решение вопросов, связанных с украинским персоналом на территории США.

28 марта 1999 года был произведен первый пуск ракеты с морской платформы. Всего же к маю 2014 года было выполнено 36 пусков. Кроме того, в 1995–1999 гг. шло обсуждение и впоследствии подписано соглашение о расширении рамок программы "Морской старт". Предусматривалось использование модифицированной РН "Зенит-3SLБ" для коммерческих запусков с космодрома Байконур. Команде А.В. Дегтярёвау удалось убедить американских партнеров в целесообразности этого проекта, который получил название "Наземный старт". Первый пуск состоялся 28 апреля 2008 года, а к декабрю 2017 года было совершено 11 пусков.

В 1990-е годы пришло время "перековать мечи на орала". Согласно договору о сокращении стратегических вооружений, вступившем в силу 5 декабря 1994 года, ликвидации подлежала половина боевых МБР Р-36М2 "Воевода" (обозначение НАТО – "Satan" – "Сатана") разработки ГКБ "Южное", а это – 150 ракет, находившихся на боевом дежурстве. Были достигнуты договоренности о конверсии – не уничтожать драгоценную технику, а создать на ее основе ракеты-носители для коммерческого использования. Итак, в 1997 году создается Международная космическая компания "Космотрас" для разработки и эксплуатации космического ракетного комплекса "Днепр". На ГКБ "Южное" возлагается задача создания конверсионной ракеты-носителя, а служба А.В. Дегтярева должна обеспечивать коммерческую деятельность. 21 апреля 1999 г. был осуществлен первый коммерческий пуск РН "Днепр" из космодрома Байконур. До марта 2015 года осуществлено 22 пуска (в том числе с пусковой площадки "Ясный" в Оренбургской области) и выведено на орбиты более 140 космических аппаратов 20 стран мира (в том числе 19 июня 2014 года и спутник КПИ &quotPolyITAN-1&quot ).

Старт РН Днепр

Учитывая растущую роль международных заказов ГКБ "Южное", в ноябре 1999 года начальник службы А.В. Дегтярев назначается на должность заместителя Генерального конструктора – Генерального директора по внешнеэкономической деятельности. Чтобы соответствовать установленным требованиям к руководителю такого уровня, он учится и в 2001 году заканчивает экономический факультет Днепропетровского государственного университета, проходит стажировку в аэрокосмических компаниях США и Франции.

Помимо ракетной техники, ГКБ "Южное" еще с 1962 года занималось разработкой и изготовлением космических аппаратов. Это были в осносном отечественные спутники научного и военно-прикладного назначения. Первый иностранный заказ на разработку и изготовление спутника ГКБ получило в 2001 году – после победы в международном тендере и подписании контракта с Египтом. Кроме создания и запуска спутника дистанционного зондирования Земли "EgyptSat-1", предполагалось обучение египетских специалистов и передача технологий, ведь для египтян этот спутник был первым. Проект стал серьезным испытанием для ГКБ, поскольку был связан с обеспечением пребывания египетских специалистов в Украине, а украинских – в Египте; с планировкой поставок; с учетом расходов и финансовым менеджментом и т.д. Однако все было преодолено, и 17 апреля 2007 года спутник был запущен.

ГКБ "Южное" разработало серию РН легкого класса "Циклон-2, -3", которые за период эксплуатации в 1969–2009 гг. продемонстрировали высокую надежность – едва ли не самую высокую в мире! В октябре 2003 года было подписано соглашение между Украиной и Бразилией об использовании модификации РН "Циклон-4" из бразильского центра запусков Алкантара. Расположение космодрома почти на экваторе, довольно простая конструкция пусковой площадки, 100% автоматизация предпусковых операций делали этот проект очень привлекательным на космическом рынке. В Украине работы над ним начались практически сразу и были финансово обеспечены. Чтобы работать на уровне с иностранными компаниями и успешно с ними конкурировать, ГКБ необходимо было технологически развиваться и адаптироваться к запросам рынка.

В ноябре 2005 года А.В.Дегтярев был назначен первым заместителем Генерального конструктора – Генерального директора ГКБ "Южное" по системному проектированию и комплексному развитию предприятия. Кроме службы маркетинга ему подчинялся весь проектный комплекс ГКБ. В августе 2007 года была создана совместная компания "Алкантара Циклон Спейс" и в конце 2010 года бразильцы приступили к подготовительным работам по строительству наземного комплекса будущего космодрома. К сожалению, с 2014 года финансирование строительных работ со стороны Бразилии было полностью прекращено, а в 2015 году страна в одностороннем порядке расторгла заключенный договор. Но это также не стало роковым для ГКБ "Южное"!

В 2008 году ГКБ, совместно с американской компанией "Orbital Sciences Corporation" победило в объявленном NASA конкурсе "Транспортные орбитальные услуги коммерческого назначения". Началось создание РН "Таурус-2", за разработку и изготовление первой ступени которой отвечало ГКБ "Южное". Работа в 2008-2010 годах была достаточно напряженной – взаимное проникновение технологий Украины и США. Для этого реализовывались определенные меры, за реализацию которых отвечал А.В. Дегтярев и его подчиненные. 21 апреля 2013 г. состоялся первый пуск РН под новым названием "Антарес" с американского космодрома на острове Уоллопс. Всего же к августу 2021 года совершено 15 запусков космических кораблей "Cygnus" для обеспечения работы Международной космической станции.

Еще одно направление деятельности ГКБ "Южное" – создание жидкостных ракетных двигателей. Именно с этого начинал свою научную деятельность А.В.Дегтярев. При его содействии в 2004 году был подписан контракт с итальянской фирмой "Фиат-Авио" на создание двигателя верхней ступени для новой европейской РН "Вега", первый пуск которой состоялся 13 февраля 2012 года с космодрома Куру во Французской Гвиане. На сентябрь 2021 года заказчику было поставлено 26 двигателей РД-843, из которых 20 отлетали в составе РН "Вега" без замечаний.

В июне 2010 года С.М.Конюхов принял решение уволиться с должности руководителя предприятия, а с 1 сентября Генеральным конструктором – Генеральным директором Государственного предприятия "Конструкторское бюро "Южное" имени М.К. Янгеля" был назначен А.В.Дегтярев. Под его руководством ГКБ "Южное" впервые за свою историю приобрело статус научной организации, а в октябре 2012 года подписало Генеральное соглашение о сотрудничестве с НАН Украины. В марте 2015 года А.В.Дегтярева избирают академиком НАН Украины, он возглавляет украинское отделение Международной академии астронавтики, и в 2016 году избирается вице-президентом Международной астронавтической федерации.

В этой статье упомянуты только основные международные космические программы, в реализации которых участвовал А.В.Дегтярев. География сотрудничества ГКБ "Южное" по внешнеэкономическим договорам охватывает более 20 стран мира. Кроме коммерческих, продолжали развиваться национальные программы. Несмотря на значительные трудности, недоразумения с некоторыми властными структурами, Генеральный уверенно шел вперед. Глубокие технические знания в сочетании со знанием законов бизнеса и экономики не позволяли разделить в нем Генерального конструктора и Генерального директора. В будущем виделись экспедиции на Луну – в ГКБ "Южное" создано концептуальный проект промышленно-исследовательской базы на Луне. При участии А.В.Дегтярева было подписано соглашение с Канадой о создании на ее территории космодрома для украинской ракеты "Циклон-4М". Следует отметить, что более трех десятилетий Украина остается единственным членом клуба космических государств, чья ракетно-космическая промышленность существует преимущественно благодаря международным коммерческим контрактам.

Неожиданно для всех, 24 ноября 2020 года Александра Викторовича не стало… Он ушел из жизни в расцвете творческих сил, не дожив одного года до своего 70-летнего юбилея.

Указом Президента Украины от 27 ноября 2020 года за выдающийся личный вклад в развитие ракетно-космической отрасли Украины, укрепление научно-технического потенциала государства, разработку новейших образцов ракетно-космической техники Генеральному директору Государственного предприятия "Конструкторское бюро "Южное" имени М.К. Янгеля" Александру Викторовичу Дегтярёву было присвоено звание Героя Украины (посмертно).

РН Антарес

В декабре 2020 года коллектив создателей космического ракетного комплекса "Антарес" был отмечен престижной наградой Международной академии астронавтики "За командные достижения". Среди награжденных – Генеральный конструктор Александр Дегтярев.

За выдающийся вклад в развитие космической науки и расширение международного сотрудничества в космической сфере имя Александра Викторовича Дегтярёва в июле 2021 года вписано в Зал славы Международной астронавтической федерации.

18-20 ноября 2021 года в канадской провинции Новая Шотландия прошли мероприятия, посвященные началу практической реализации украино-канадского проекта "Циклон-4М". Символично, что ко дню памяти инициатора его создания было объявлено решение присвоить будущему командному центру канадского космодрома имя Генерального директора ГКБ "Южное" Александра Викторовича Дегтярёва.

С.И.Грачов, заведующий отделом
истории авиации и космонавтики ГПМ