Из отчета проректора по международным связям С.И.Сидоренка на Ученом совете КПИ им. Игоря Сикорского 29 января 2021г.

Драматические события 2020 года в определенной степени усложнили, но не приостановили развитие международной сферы университета в соответствии со Стратегией его развития до 2025 года, а именно: быть в первой тысяче в мировых рейтингах, достичь количества 1500-1600 иностранных граждан на учебе в КПИ, в 3 5 раз увеличить подачу кафедрами международных проектов.

Совершенствование управления международной сферой университета . За прошлый год были усилены направления, которые отвечают за менеджмент международной сферы в структурах проректоров по научной, учебной и учебно-воспитательной работе; сформированы международные офисы при деканах факультетов/директоров институтов для подготовки проектных предложений и формирования международных консорциумов для участия в конкурсах на финансирование из международных источников; в газете "Киевский политехник" открыта рубрика "Проектному менеджеру на заметку", в которую отправлено более 20 материалов, рекомендаций, регламентов; разработано "Информационную платформу возможностей международных проектно-грантовых программ" в научно-инновационной и образовательной сферах ("Интермозаику") - интерактивный вебсервис для организаторов и участников международной проектно-грантовой деятельности ( https://intermozaika.kpi.ua ), который закреплен свидетельством на объект права интеллектуальной собственности и не имеет аналогов в других университетах Украины.

С целью реформирования работы по набору иностранных граждан на обучение в КПИ утверждена Концепция этой работы, глубинная идея которой - помочь образовательным программам КПИ начать работать на международных рынках образовательных услуг. Количество иностранных граждан становится индикатором конкурентоспособности каждой образовательной программы! Введено экономическое стимулирование преподавателей: из средств, направляемых факультетам, до 39,5 - 49,5% адресно идут преподавателям, которые непосредственно работают с иностранными студентами и аспирантами. Относительно позициям КПИ в рейтингах, то к профилям кафедр введены параметры, которые требуются мировыми рейтингами, и это теперь влияет на расчет финансирования кафедр.

Практические результаты деятельности ДМС с департаментами и подразделениями. Следует отметить, что международная активность университета в 2020 г. была достаточно высокой - проведено 103 международных мероприятий: 42 конференции (из них онлайн - 37), нас посетили более 300 специалистов в составе 61 иностранной делегации (из них 18 визитов - онлайн). На включенное обучение и стажировку выезжали 199 наших студентов и аспирантов - на 11% больше, чем год назад.

В переговорах по новым содержательным направлениям с послами 9 стран (Китая, Турции, Аргентины, Черногории, Ирана, Узбекистана, Пакистана, Нигерии, Швейцарии) и делегациями стран четырех континентов достигнуты важные договоренности. С послами Турции и Аргентины - об Украинско-Турецким и Украинско-Аргентинским центрах в КПИ, с фондом гражданских исследований CRDF, США - о сотрудничестве в сфере кибербезопасности, с Национальной космической администрацией Китая - о новом уровне сотрудничества в области мирного освоения космоса, о широкой программе студенческих обменов - с Черногорией; с Бизнес-ассоциацией Японии и офисом JICA в Украине - об инновационной составляющей в работе Украинско-Японского центра и об участии в Фестивале "Sikorsky Challenge", с зоной специального развития г. Чунцин, Китай - о научно-техническом сотрудничестве по модели Украинского научно-технологического центра.

Относительно позиций КПИ в мировых рейтингах: приостановлено снижение в глобальном рейтинге QS (сегодня это позиции в интервале мест 701-750). Повышено позиции в региональном рейтинге EECA QS (66-е в рейтинге и второе место среди университетов Украины). Вернули первое место в Национальном рейтинге "ТОП 200". Подтвердили лидерские позиции двух образовательных инженерных программ КПИ ("Engineering - Electrical & Electronic " и "Engineering - Mechanical, Aeronautical"), которые снова вошли в первые 500 в предметном рейтинге QS и стали лучшими по этим программам среди университетов Украины. В предметном рейтинге THE КПИ им. Игоря Сикорского впервые вошел в 1000 лучших по трем предметным областям: бизнес и экономика, компьютерные науки и инженерия. Сегодня КПИ входит в 4% лучших из 26 тыс. университетов мира и имеет максимальный коэффициент от вклада международной деятельности в формульный расчет финансирования на 2020 год.

КПИ им. Игоря Сикорского интегрирует лучший опыт организации образовательного процесса и развития потенциала высшей школы - по механизмам проектов программ ЕС, Erasmus + (ФММ, ФСП), Норвежского агентства по международному сотрудничеству и повышения качества высшего образования EURASIA (ХТФ, ИЭЭ, ФМФ, ММИ, ФММ), Национального агентства академических обменов Польши NAWA (ИЭЭ), Агентства США по международному развитию USAID (ИЭЭ, ИПО)

Всего в 2020 году выполнялся 151 международный проект образовательного направления. Интернационализация КПИ углубляется и через 41 образовательный проект - программу двойных дипломов с университетами 11 стран, и через международную студенческую мобильность: это 55 проектов мобильности программы Erasmus+ уровня КА1.

Еще одной характеристикой интернационализации является количество иностранных граждан на учебе в КПИ: даже в условиях пандемии его удалось увеличить до 713 (в 2019 году было 663), почти половина из них учится на английском.

По направлению международной проектно-грантовой деятельности в научной сфере выполнялись 72 проекта. Среди них 3 проекта программы НАТО "Наука ради мира и безопасности" (ФПМ, ПСФ, ИСС), 6 - билатеральных с Литвой, Чехией, Китаем, Латвией, Индией и Польшей (ИСС, ХТФ, ФЭА), 3 проекта - по программе "Горизонт 2020" (ИСС, ИЭЭ, ФЭЛ, ФИВТ).

Международная сфера для развития университета. Сегодня университет развивается и за счет внешних источников, что является благоприятным фактором для развития международной сферы КПИ. Хочу назвать подразделения, которые хорошо проявили себя

- в количестве международных образовательных и научно-технических проектов - ФММ, ИСС, ВПИ, ТЭФ, ФЭЛ;

- в объемах финансирования проектов - ТЭФ, ФПМ, ФММ, ИПСА, ИЭЭ;

- в стоимости оборудования из-за рубежа и благотворительной помощи - РТФ, ИАТ, ТЭФ, ФЭЛ, ММИ;

- в количестве индивидуальных грантов - ФЭЛ, ФТИ, ВПИ, ТЭФ, ФЭА.

А по группе положительных достижений впереди - ТЭФ, ФЭЛ, ИСС, ХТФ, ФММ.

Что же принесла нам международная деятельность для образовательного процесса? К примеру, на факультете электроники около 1 млн грн на учебно-научную лабораторию от GlobalLogic Украина по технологиям ІТ проектирования embedded systems (встроенных систем): разработке встроенных решений и программного обеспечения для медицинских устройств, различных автомобильных приложений, систем компьютерного зрения, бортовых компьютеров и тому подобное. 600 тыс. грн от фирм Tower Jazz и Cadence, Государство Израиль, на создание учебной лаборатории мирового уровня с проектирования аналоговых схем на этом же факультете.

А еще - общую Украинско-Китайскую лабораторию космических исследований на ИАТ (за счет проектов с финансированием китайской стороной) и оборудование для Академии Хуавей Украины в КПИ (по информационным и сетевым технологиям). К тому же 19 преподавателей университета повысили квалификацию по образовательным программам "Boeing" - "Прогрестех ". На ММИ создается Школа по подготовке ремонтников эскалаторов и лифтов, совместные проекты "Космический лифт" для Smart City за финансирование компании Samsung. Минэнергетики США передало на ТЭФ аналитический тренажер атомного реактора стоимостью 0,5млн. долл.

В общем международная проектно-грантовая деятельность в 2020 году принесла университету - по оценкам - более 1,7 млн. долл. Вклад от образовательных услуг иностранным гражданам и их проживания - 1,44 млн. долл. 497 индивидуальных гранта в рамках международного сотрудничества - стипендии на включенное обучение и/или научную стажировку, на поездки на международные конференции, на зарубежные командировки, по индивидуальным трудовым договорам - принесли ученым и студентам университета около 0,89 млн. долл.

В целом в 2020 году объем средств от всех форм международной активности составил - по оценкам - около 4,07 мнл. долл. (113,66 млн. грн) .

Проблемы и задачи на 2020 - 2025 годы.

Нужна более глубокая интернационализация университета: усиление международной компоненты во всех составляющих его деятельности и улучшение ее характеристик. Это должно приводить и к усилению позиций КПИ в мировых рейтингах университетов. На сегодня эти позиции - невысокие. Красноречивым является интегрированная оценка: общий уровень в 16,0% от лидера - Массачусетского технологического института.

Хотя КПИ им. Игоря Сикорского был первым университетом Украины, что в 2011 году вошел в глобальный рейтинг QS, но с годами он терял ведущие позиции и на сегодня является четвертым (после Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, Киевского национального университета имени Тараса Шевченка, Национального технического университета "Харьковский политехнический институт "). Невысокие и места КПИ в рейтинге THE среди девяти университетов Украины, вошедших в этот рейтинг.

Главная причина такого положения в том, что в оценке нашей деятельности мы годами были " закрыты" на внутренне ориентированные системы координат. Не отреагировали вовремя на, так сказать, "подсказки " от мировых рейтингов, положение в которых сегодня становятся аргументом в борьбе за ресурсы, финансы, объемы базового научного финансирования, за студенческий контингент, за влияние на формирование политики в сфере образования, науки и инноваций. И ими надо заниматься.

Хотя нужно время, чтобы все мы психологически адаптировались к такой новой системе, но нужна также и сбалансированная &quot Программа действий университета по усилению позиций КПИ в мировых рейтингах" - & quot;дорожная карта" по всем направлениям деятельности - как на всех управленческих уровнях, так и на индивидуальном (научно-педагогических и научных работников). Принятие такой программы должно завершиться в феврале.

Особыми параметрами уровня интернационализации является международная студенческая мобильность. Надо увеличивать как количество студентов, аспирантов КПИ, выезжающих на включенное обучение и научную стажировку, так и количество иностранных граждан на англоязычном обучении в КПИ. Вот количественные параметры, на которые мы должны ориентироваться. Доля иностранных студентов в структуре студенческого контингента в Люксембурге, например, составляет около 47%. В Украине наибольшее количество иностранных студентов (около 4200 человек) - в Харьковском национальном университете им. В.Н. Каразина. В КПИ сегодня 3,2% (около 700) иностранных граждан.

Определены 22 перспективные страны для сотрудничества по этому направлению: Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Турция, Иордания, Иран, Китай, Вьетнам, Бразилия, Аргентина, Перу, Эквадор, Марокко, Нигерия, Индия, Пакистан, Тунис, Сенегал, Кувейт, Конго, Израиль, Египет.

Новой "Концепцией системы работы университета по набору иностранных граждан на обучение - в новых условиях" предполагается достичь количества иностранных граждан на уровне 1500-1600, 5-6% в структуре контингента соискателей высшего образования в КПИ. Для этого надо реально вывести образовательные программы КПИ на международные образовательные рынки. Значит, надо изучать конъюнктуры международных рынков для каждой конкретной образовательной программы в разных странах - с одной стороны, а с другой - усилить участие заведующих кафедр в процессах набора иностранных граждан через планирование ("kpi") в контрактах с руководителями всех уровней и контроль за их выполнением. Надо усиливать поиск талантливых студентов из зарубежных стран, работать с национальными фондами поддержки талантливых студентов для обучения за рубежом.

Европейские университеты имеют почти в 10 -100 раз больше поступлений от научных грантов, чем КПИ. К примеру, по количеству проектов "Horizon 2020": в Украине - 217 (в КПИ - 6), в Эстонии - 631 (в Таллиннском ТУ - 74), в Польше - 1795 (в Варшавской политехнике - 53). Чтобы изменить ситуацию к лучшему, нужно преодолевать существующий разрыв с Европой - включать научный потенциал университета в ERA (European Research Area - Европейское научное пространство) из-за увеличения в 3-5 раз количества проектов, которые подают кафедры в международные проектно-грантовые программы.

Должно стать правилом участие каждой кафедры в международных грантовых программах, которых в мире насчитывается около 3000, в частности - в программах Европейского Союза "Горизонт Европа", "Erasmus+" по развитию потенциала высшей школы, "EURASIA", программе НАТО "Наука ради мира и безопасности", билатерального сотрудничества и других. Для этого надо усилить международную научную мобильность молодых ученых по индивидуальным грантам - как основу так называемой "пирамиды проектно-грантовой активности", принятой в мире. Усиление международной научной мобильности магистрантов, аспирантов, молодых ученых мы рассматриваем как драйвер развития международной проектно-грантовой деятельности. Это - путь к расширению участия КПИ в международных консорциумах, которые подают проектные предложения в международных грантовых программах, и - в результате - к увеличению выигранных учеными КПИ международных грантов по науке.

Есть и много других задач. Включить новые механизмы активизации работы первичных подразделений в международной сфере. Опираться на молодых преподавателей и молодых ученых. Преодолевать психологические барьеры, страхи, опасения международной сферы. Совершенствовать элементы мотивации и отчетности преподавателей. В показателях рейтингов НПП усиливать роль характеристик активности в международном сотрудничестве .

Актуализирована нормативная база должна реально заработать как более совершенный, чем это сегодня, инструмент менеджмента для повышения эффективности международной деятельности, для увеличения поступлений в университет. Надо продолжать введение моральных и экономических мотиваторов для поддержки тех, кто организует и развивает международную сферу и уже достиг результатов.

И в завершение - позвольте выразить благодарность всем, кто активно работал для развития международного сотрудничества и закладывал основы для дальнейшего утверждения в мире КПИ и нашего государства!

Дата події