В конце октября состоялось совещание с заместителями директоров институтов / деканов факультетов по международной деятельности, руководителями международных офисов при директорах (деканах), проектными менеджерами и заместителями заведующих кафедр по международной деятельности, посвященное задачам развития международной деятельности университета. Тон для обсуждения вопросов его повестки дня задал доклад проректора по международным связям университета член-корреспондента НАН Украины Сергея Сидоренка "Актуальные задачи развития международной деятельности КПИ им. Игоря Сикорского в 2016/2017 учебном году".

После совещания Сергей Иванович ответил на ряд вопросов нашей газеты.

- Как вы отметили, международная деятельность университета находится в процессе реформирования. Можете охарактеризовать изменения, которые происходят?

- Существует много признаков того, что университет функционирует на типичных началах ВУЗов советского периода, и это нужно менять. Университет еще не является привлекательным для внешнего потребителя как образовательных, так и научно-технических услуг. Среди актуальных задач отметим следующие: увеличение представленности университета в информационном пространстве на международной арене (сегодня эту функцию выполняет Webometrix, но возможностей гораздо больше, это - участие в международных тендерах, выставках, ярмарках, в том числе по заочной инфоформе и др.); формирование бренда КПИ и ребрендинга в связи с присвоением имени Игоря Сикорского; усиление функционального взаимодействия с департаментами, юридическим управлением и управлением делами, Центром международного образования; улучшение качества юридического сопровождения международной деятельности и ее комплексное административное обеспечение.

Задача департамента международного сотрудничества (ДМС) - искать инфраструктурные международные проекты, направленные на организационно-управленческую перестройку системы менеджмента международной сферы университета, в т.ч. - внешнеэкономической деятельности, которая тоже строится на представлениях, которые остаются у нас еще с советских времен. И это не непосильная задача. Например, благодаря около 20 проектам, выполненным в университете по программе TEMPUS, в университете практически не осталось сфер деятельности, которые не были подвергнуты реформированию.

- Приведите, пожалуйста, примеры результативных международных переговоров последнего периода.

- Состоялся прорыв в отношениях с Польшей. В рамках круглого стола Конференции ректоров технических университетов Польши и Ассоциации ректоров технических университетов Украины "Сочетание образования, науки и инноваций - магистральный путь интеграции Украины в европейскую систему высшего технического образования" и в ходе встречи с министром образования и науки Украины Лилией Гриневич были определены основные направления сотрудничества между техническими университетами Польши и Украины в контексте европейской интеграции, а также стратегические направления совместных научных исследований.

КПИ им. Игоря Сикорского" первым среди университетов Украины (силами ФАКС) получил лицензию Китая на право обучать китайских специалистов. Кстати, в прошлом году лишь 7 университетов из разных стран мира получили такую лицензию. На этом основании проходят переговоры об обучении иностранных граждан в КПИ им.Игоря Сикорского по разным формам.

- В своем докладе особое внимание вы уделили новым подходам, которыми сейчас руководствуется ДМС в организации международных переговоров ...

- Эти подходы основаны на том, что следует прекратить "разбазаривать" интеллектуальную собственность КПИ. Поэтому ДМС, факультетам и кафедрам необходимо внести коррективы в матрицу переговорных процессов и, в частности, прежде всего с Китаем.

Особенности новой переговорной матрицы такие.

Необходимо обеспечивать в международных переговорах соблюдение принципов комплексного взаимовыгодного сотрудничества, что в конечном итоге имеет цель создания за счет зарубежных инвесторов на базе КПИ им. Игоря Сикорского новых учебных и научных лабораторий, совместных международных структур различного направления, поступления средств из международных источников на счета университета.

С этой целью создана рабочая группа для администрирования международных инновационных предложений, программ, проектов, моделей, решений и вводится анализ инвестиционной привлекательности проекта и согласования между департаментами и/или подразделениями инициативы о целесообразности выполнения проекта.

- Какое значение имело для КПИ проведение Форума "Уроки Чернобыля для ядерной безопасности мира"?

- Международно признанной инициативой КПИ к 30-летию Чернобыльской катастрофы стало проведение на базе нашего университета с участием представителей 34-х стран мира и влиятельных международных организаций Форума "Уроки Чернобыля для ядерной безопасности мира". Форум предоставил импульс новому этапу международного сотрудничества в преобразовании объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему.

Благодаря в том числе и политическому резонансу Форума, Украина стала ныне активным игроком в сфере усиления ядерной безопасности мира и передаче третьим странам, которые планируют развивать атомную энергетику, свой опыт безопасных ядерных технологий.

Важным этапом Чернобыльского форума стал круглый стол «Тенденции в сфере глобальной ядерной безопасности". Участие в нем приняли делегации Министерства энергетики США / Администрации национальной ядерной безопасности и Ливерморской национальной лаборатории. Министерство энергетики США и Посольство США в Украине поддержали идею создания в Украине новой образовательной платформы в сфере физической ядерной безопасности и лидерские позиции в этом деле именно нашего университета. Поэтому следует воспользоваться благоприятной для КПИ политической конъюнктурой. А отдел международных проектов департамента международного сотрудничества вместе с ТЭФ и другими факультетами должны подготовить и совместно с Министерством энергетики продвигать группу проектных предложений в сфере физической ядерной безопасности за счет средств международных программ Министерства энергетики США, программы НАТО "Наука ради мира и безопасности", программ ЕС "Horizon 2020" и ЕRASMUS.

- Что нового в вопросе подготовки специалистов, конкурентоспособных на мировых научно-технических рынках?

- Рядом переговоров и соглашений закладываются новые подходы к организации учебного процесса - для подготовки в университете специалистов, конкурентоспособных на современных глобальных мировых образовательных и научно-технических рынках. Такими новыми подходами должны руководствоваться все факультеты и институты, кафедры.

Например, соглашение между КПИ и ГСП "Чернобыльская АЭС" предусматривает задание для всех факультетов по подготовке специалистов новой формации - на практике и в учебных центрах Чернобыльской АЭС, где завершается строительство и начинается эксплуатация конфайнмента - как создателей новейших высоких технологий мирового уровня.

Новую модель в такой компоненте внешнеэкономической деятельности КПИ им. Игоря Сикорского, которой является международный трансфер знаний, закладывает партнерство Механико-машиностроительного института с мировым лидером в области инноваций - американской компанией Boeing. В основе этой модели - целевая подготовка нового поколения специалистов международного класса в области авиастроения по учебным программам, разработанным с участием специалистов Boeing, ее интеграция с научной работой студентов для создания высоких технологий, имеющих запрос на глобальных рынках. Аналогичные подходы к именно таким изменениям в организации учебного процесса и поиска актуальных научно-технических запросов от глобальных рынков высоких технологий демонстрируют и другие подразделения: ТЭФ, ИТС, РТФ, ФЭЛ, ФТИ, ФИВТ - с корпорацией мирового уровня Huawei (КНР) ХТФ - с компанией Ванли (КНР) ФИВТ - с Netcracker (США); ФАКС - с Jeppessen (США); ВПИ - с Гейдельберг (ФРГ). Опыт этих подразделений должны использовать и другие факультеты и институты, развивая свои отношения с международными партнерами.

- Расскажите немного о маркетинговых стратегиях, которые внедряет ДМС.

- Маркетинговые стратегии, которые начинает выстраивать ДМС совместно с факультетами и институтами, касаются, в частности, международного трансфера образовательных услуг. Резервы в этом плане университет имеет огромные: по данным мониторинга, с 38 видов деятельности, разрешенных законодательством Украины, используются и приносят прибыль университету только 11. Поэтому и поступления от внешнеэкономической деятельности не растут.

В то же время объективно повышается мотивация, обусловленная экономическими реалиями в Украине, когда развитие университета за счет внешних источников становится более возможным, чем это было в прошлом. Поэтому ДМС выступает с предложением принять "Программу развития внешнеэкономической деятельности КПИ им. Игоря Сикорского на 2017-2019 годы" (ее концепция уже утверждена Ученым советом). Необходимость принятия Программы заключается также в том, что, например, в прошлом году поступления от внешнеэкономической деятельности составили 4% от бюджета университета (от 860,7 млн. грн), тогда как Планом действий во исполнение Стратегии развития международной деятельности на 2012-2020 годы предусматривается в 2018 году достичь уровня 7%.

Предложены и ряд идей по обеспечению коммерческого присутствия университета за рубежом, маркетинговые исследования международных рынков образовательных услуг.

На этой основе в переговорах с Нигерией, Египтом, Индией, Турцией, Китаем формируются совместные образовательные проекты по сделкам, которые включают элементы франчайзинга: когда на коммерческой основе используются репутация, опыт и технологии обучения, которыми располагает КПИ им. Игоря Сикорского.

- Европейская сертификация инженеров - какие именно шаги следует осуществить в этом направлении?

- Это также является одной из актуальных задач: ДМС совместно с департаментом учебной работы должны приблизить кафедры к международной экспертизе специальностей. В апреле 2015 года состоялся Международный семинар "Европейская сертификация инженеров: паспорт инженера и гарантия качества образования» с участием генерального секретаря Федерации европейских инженерных ассоциаций (FEANI) господина Д. Бошара и президента Европейской сети по аккредитации инженерного образования (ENAEE) проф. Б. Ремо. Тогда был подписан пятисторонний Меморандум о пилотной имплементации европейских инициатив между МОН Украины, НТУУ "КПИ", Ассоциацией ректоров высших технических учебных заведений Украины и европейскими агентствами (FEANI, ЕNАЕЕ, KAUT, FSNT-NOT).

В структуре Ассоциации ректоров высших технических учебных заведений Украины организован Центр по вопросам гарантий качества высшего технического образования. В июне 2016 года ENAEE приняла заявление нашего Центра независимой аккредитации инженерных программ об ассоциированном членстве в ENAEE. Таким образом создаются структурно-организационные основы для международной аккредитации наших учебных программ. Факультеты, институты, кафедры должны начинать гармонизацию своих учебных программ с аналогичными партнерскими подразделениями университетов и начинать процессы международной экспертизы. Особо следует поработать над увеличением количества международных консорциумов ученых, которые готовят предложения к программам ЕС Horizon 2020, ERASMUS +, что может способствовать увеличению поступлений на счета университета и факультетов от этого вида внешнеэкономической деятельности.

- Международные рейтинги. Какие задачи следует решать университету для их улучшения?

- Актуальные задачи в этом направлении, которые необходимо решать в ближайшее время, можно определить по диаграммам рейтингов, например, - QS.

Так, КПИ им. Игоря Сикорского еще имеет слабые позиции в таких параметрах рейтинга, как иностранные студенты (4,3% от общего контингента); иностранные преподаватели (1,3%); количество цитирований на одного преподавателя (1,4%).

Лучшими выглядят другие параметры: количество студентов, обучающихся по выбранным QS направлениям в институтах, на факультетах КПИ им. Игоря Сикорского (62,1%); оценка работодателей (25,9%); оценка академических экспертов других университетов и институтов НАН Украины (21,6%).

Сам за себя говорит и интегрированный параметр - общее количество баллов (24,3% от уровня лидера - Массачусетского технологического института, который принимается за 100%).

Рано или поздно надо преодолевать проблему с фактически отсутствием у нас англоязычных программ.

Поэтому следует концентрировать усилия на улучшении этих показателей. Ведь роль таких индикаторов уровня работы, как места в международных рейтингах, оценка потенциала ученых на основе международно признанной системы индексов цитирования и других будет только усиливаться в борьбе за рынки, за финансы, за контингент.

- Что, на ваш взгляд, будет решающим для ускорения процессов интернационализации университета?

- Чтобы обеспечить быстрые и необратимые изменения, нужны представители нового мышления, которые сформировались уже в условиях понимания безальтернативности интернационального характера современного университета лидерского типа.

Направленность предложений по усилению кадрового состава международного направления университета заключается в привлечении таких специалистов к процессам реального управления международной сферой университета.

И, наконец, главной из проблем, которые ограничивают наши объективно огромные возможности, является то, что на многих кафедрах еще не видят в международной деятельности того механизма, который может открыть путь к решению актуальных проблем их жизнедеятельности. Приведенные данные о разрыве в показателях факультетов и кафедр это подтверждают. Конечно, этот психологический барьер постепенно преодолевается, но не так быстро, как хотелось бы.

Считаем, что толчок к развитию внешнеэкономической деятельности, реальность для подразделений университета коммерческого присутствия на зарубежных рынках поможет окончательно снять данный барьер.