НТУУ "КПИ" - признанный лидер отечественного технического образования. Об этом свидетельствуют и результаты независимого опроса, и его известность в мире, и положительные отзывы работодателей, и популярность среди абитуриентов. Чтобы оставаться флагманом украинского образовательного пространства и уверенно держать курс на евроинтеграцию в рамках Болонского процесса, нужно оперативно реагировать на вызовы рынка и запросы экономики.

О главных задачах и составляющих качествах подготовки выпускников университета разговариваем с первым проректором НТУУ "КПИ", чл.-корр. НАН Украины проф. Ю. И. Якименком.

- Чтобы и в дальнейшем возглавлять список лучших отечественных вузов, нужно работать на опережение, на завтрашний день. Какие изменения в подготовке специалистов-политехников ожидают нас в ближайшее время?

- Для успешной деятельности такого огромного учебного заведения, как НТУУ "КПИ", нужно иметь комплексную программу развития, должны быть указаны в первую очередь пути повышения качества подготовки специалистов, исходя из статуса исследовательского университета, новой модели подготовки магистров, европейских критериев качества, которые определены , в частности, Болонским процессом.

- Какими основными критериями определяется качество подготовки специалистов?

Анализируем его с применением критериев, которые являются основными в международной практике при определении рейтинга учебного заведения. Следовательно, качество подготовки специалистов определяется: качеством абитуриентов и контингента студентов, качеством кадрового состава, качеством учебных программ, уровнем научных исследований и их использования в учебном процессе, уровнем методического и материального обеспечения, качеством практической подготовки специалистов и дипломных работ, наличием системы независимого оценивания.

- Как можно обеспечить качество абитуриентов?

- Мы ориентируемся на поиск именно "своих" абитуриентов. Система довузовской подготовки, ежегодно совершенствуется и расширяет свою деятельность, - основа формирования контингента абитуриентов и студентов КПИ. Более 77% первокурсников 2006 - выпускники Института довузовской подготовки. Создание Центра тестирования позволило улучшить качество и объективность при отборе кандидатов на обучение. Предполагаем и дальше развивать систему довузовской подготовки как основного источника пополнения контингента студентов, сосредотачивать усилия на улучшении подготовки абитуриентов по математике, физике, иностранным языкам и другим профильным дисциплинам; совершенствовать систему тестирования абитуриентов, усилив требования к их знаниям по фундаментальным дисциплинам с учетом предыдущей профориентации, ввести экзамен по иностранному языку.

- Изменились ли требования к поступающим?

- Ежегодно они становятся более жесткими. В частности, повысились требования к уровню и качеству знаний. Если несколько лет назад поступающие сдавали тесты по математике и украинскому языку, впоследствии добавилась физика, то с этого года для всех введен дополнительный тест по иностранному языку. Считаем, что это дополнительный повод для студентов овладеть 1-2 иностранными языками, чтобы потом свободно интегрироваться в европейское образовательное пространство и рынок труда, в соответствии с Болонскими договоренностями и тенденциями мировой экономики.

- Качество кадрового состава тоже подвергается оценке?

- Я бы назвал качество профессорско-преподавательского состава определяющим для подготовки специалистов. В последнее время количество профессоров в НТУУ "КПИ" практически не изменилось, несколько увеличилось количество доцентов и заметно возросло количество ассистентов, что свидетельствует о притоке молодежи в науку, на кафедры в частности.

В связи с этим несколько уменьшился средний возраст преподавателей: 2002г. - 51 год, в 2003 г.. - 50,7 года, в 2004 - 50,6 года, в 2005 г.. - 51,7 года. В 2006г. он составил 51,2 года по университету (от 40,7 на ФЛ до 57,6 на РТФ).

Главная задача сегодня - преподаватели должны учить студентов на базе современных научных разработок и исследований, проводимых в подразделениях. Для этого преподаватели сами должны активно работать в науке. К сожалению, этим критериям соответствуют не все из них, претендентами на звание "Преподаватель-исследователь" в прошлом году было определено лишь 228 преподавателей, победителями стали 42, из них 13 получили звание "Молодой преподаватель-исследователь".

Замечу, что за последние годы есть определенные сдвиги в улучшении условий работы профессорско-преподавательского состава (оптимизировано учебную нагрузку: в 2004-2005 гг. средняя учебная нагрузка преподавателей кафедр составляла 857 ч., в 2005-2006 гг. - 788 ч., в 2006-2007 гг. - 754 ч., завершен переход к соотношению 50:50 объемов аудиторных и самостоятельных занятий, увеличены должностные оклады и т.д.).

Это должно активизировать творческую, в частности, научную работу преподавателей. Принимаются меры по активизации работы профессорско-преподавательского состава и усиления ответственности преподавателей за результаты своей учебной и научной работы. Усовершенствована система конкурсного избрания преподавателей, в частности, дополнением контракта конкретными задачами по внедрению новейших обучающих технологий, подготовке методического обеспечения дисциплин, участию в научных исследованиях, подготовке научно-педагогических кадров; планируется сформировать перспективные программы кадрового обеспечения кафедр с учетом необходимости обеспечения новых учебных планов подготовки бакалавров и магистров, научного роста преподавателей кафедр и привлечения молодых кадров; обеспечить функционирование системы повышения квалификации и стажировки преподавателей (не менее одного раза в 5 лет), сформировать на кафедрах планы повышения квалификации всех преподавателей информационных технологий в системе Украинского института информационных технологий в образовании и др.

- Следующая составляющая - качество учебных программ и научных исследований.

- Нынешняя модель выпускника КПИ - бакалавр, магистр - ориентирована на будущее. Образование бакалавра соответствует уровню базового высшего образования, уровень магистра - полного высшего образования. Способность кафедр готовить магистров находится в прямой зависимости от уровня научной работы преподавателей и ученых, при этом науку кафедр нужно "подтягивать" к обучению - такой подход должен стать существенной составляющей магистерской подготовки. "Положение о магистерской подготовке", принятое в университете, в частности определяет требования к кафедрам, которые могут готовить магистров. Поскольку научная работа является важной составляющей обучения студентов, предполагается обеспечить участие всех магистров в научной работе, научных семинарах и конференциях.

Магистерская подготовка организуется на кафедрах, которые имеют высококвалифицированные научно-педагогические кадры, современную лабораторную и научно-исследовательскую материально-техническую базу и осуществляют научно-исследовательскую работу по актуальным научным и прикладным проблемам. Научным руководителем магистров назначаются профессора (доценты), которые активно ведут научно-исследовательскую работу. За одним руководителем закрепляется не более 5 студентов.

При определении количества магистров следует принимать во внимание имеющиеся кадровые, методические, научные и материально-технические ресурсы кафедр, а также возможность реального трудоустройства выпускников-магистров, в частности, предполагаемое количество мест в аспирантуре кафедры, вакансий ассистентских должностей, наличие заявок на магистров от академических институтов и других потенциальных заказчиков.

- Что бы Вы хотели сказать об уровне методического и материального обеспечения?

- Сейчас завершается формирование новых учебных планов в соответствии с новым перечнем специальностей бакалавров. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить специалистов-политехников, которые приняли участие в формировании нового перечня специальностей.

Издательство "Политехника" улучшило качество и количество продукции. За прошлый год выпущено 8 наименований учебников, 49 - учебно-методических пособий, 140 - методических рекомендаций и учебных программ, 18 - научных изданий, 7 - периодических, 2 - справочных и 40 - других печатных изданий.

Происходит интенсивное внедрение информационных технологий в учебный процесс. В университете действует автоматизированная система планирования учебного процесса, включающая и взаимно связывающая учебные планы, штатное расписание, педагогическую нагрузку, расчет фонда заработной платы преподавателей и загруженность аудиторного фонда университета. Пилотный проект "Дистанционное обучение для подготовки бакалавров" по направлению "Метрология и измерительная техника" (руководитель проф. В.Д.Циделко) охватывает 11 кафедр восьми факультетов (ФАКС ФПМ, ХТФ, ФИВТ, РТФ, ФМФ, ФЕА и ФЛ). Уже разработаны: лекций - 394, практических работ - 140, лабораторных работ - 184, расчетных работ - 12, тестов - 2689. Все виды деятельности лучше всего представлены на сайтах институтов и факультетов: ИПСА, ФПМ, РТФ, ИТС, ПСФ, ИФФ, ФТИ . Благодаря созданию сайтов кафедр и виртуальных рабочих мест преподавателей на них студенты могут самостоятельно обрабатывать материал в удобном для себя режиме, согласованном с преподавателем.

Предусмотрено продолжать внедрение информационных технологий в учебный процесс и в систему управления: внедрить системы "Деканат", "Кадры" с персональными показателями преподавателей, завершить формирование информационных сайтов кафедр, факультетов, институтов и т.

- Как влияет практическая подготовка на качество специалистов?

- Качество магистерских и дипломных работ является одним из решающих составляющих подготовки специалистов. Магистерские диссертации характеризуют знания студентов и их способность интегрировать эти знания, использовать их для решения практических задач.

Для усиления практической подготовки выпускников нужно как можно раньше готовить их к будущей работе, оптимизировать сроки и формы производственной практики, пересмотреть перечень баз производственных практик, согласовывая его с местами будущего трудоустройства выпускников. Необходимо обеспечить выполнение подавляющего числа дипломных проектов и работ на реальную тематику, усилить контроль за выполнением проектов и осуществлять системный мониторинг их качества.

- И несколько слов о системе независимого оценивания.

- Существующая система независимого оценивания - неотъемлемая составляющая обеспечения качества образования. В Европе оценивание проводят независимые агентства, в Украине - государственные институты. Система оценивания в университете должна действовать на всех уровнях - от отбора абитуриентов (Центр тестирования) к мониторингу текущих знаний (Институт мониторинга качества образования) и бакалаврских и магистерских работ (ГЭК). Следует отметить, что в КПИ система оценивания с каждым годом совершенствуется.

Согласно анализу подготовки специалистов, выполненного центром "Социо +", определены основные замечания работодателей к выпускникам КПИ, и направления работы по совершенствованию учебного процесса. Решено считать главным критерием оценки деятельности кафедр уровень и конкурентоспособность их в подготовке магистров по современным требованиям, а также участие в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов промышленности в сочетании с научными исследованиями.