Университет "КПИ" вышел на качественно новый уровень международного сотрудничества. Этот вид деятельности начинает приносить весомые достижения и становится реальной движущей силой системных преобразований и реформ в КПИ, а также в образовательно-научной сфере страны.

Постепенно мы приближаемся к состоянию, когда уже психологически готовы воспринимать международную компоненту не как некий отдельный вид деятельности, касательной к учебно-методической, воспитательной, научной, организационной и социальной, а как неотъемлемую составляющую каждого из этих видов деятельности.

Новые проекты

В прошлом году в международной деятельности университета было много событий, о которых мы можем сказать: "впервые".

Впервые стартовал международный проект Евросоюза в области коммерциализации науки: "Преодоление разрыва между университетами и бизнесом" (Joint European Project 2004 "Bridging the Gap Between University and Business") с участием представителей технических университетов Эстонии, Испании, Нидерландов, Швеции и Украины. Первым в КПИ практическим мероприятием Японского агентства по международному сотрудничеству (JICA), при участии Посольства Японии в Украине, стало проведение международного семинара "Опыт Японии в сфере сотрудничества научного сообщества, промышленного сектора и государственных структур", на котором с докладами выступали специалисты по проблемам использования научных разработок через предпринимательскую деятельность проф. Масаюки Кондо и проф. Мацуаки Хосоно (Токийский технологический университет) и было детально раскрыто систему "Universitеs Spin-off" (то есть - малые наукоемкие предприятия) как эффективную форму реализации инновационных проектов.

Впервые с участием КПИ - за границей, в Чжецзянском университете в Китае - открыто Китайско-Украинский центр высоких технологий, инициатива создания которого в течении пяти лет выходила из нашего университета и была поддержана министром гражданской авиации, выпускником КПИ 1956 г. Лю Цзэнь Феном, Министерством образования КНР и правительством Украины на уровне министров образования С.М.Николаенка и В.Г.Кременя. По заявлению китайской стороны, центр на 80% будет работать совместно с учеными КПИ. В КПИ создана Украинская часть Китайско-украинского центра высоких технологий, который должен стать научно-организационным ядром реализации совместных инновационных проектов по направлениям: энергетика и энергосбережение, машиностроение, в том числе - авиационно-космическое, химия и химическое машиностроение, материаловедение и лазерные технологии.

Впервые в КПИ стартует проект техничного сотрудничества Японского агентства международного сотрудничества (JICA), которым предусмотрено млн на приобретение оборудования, создание Украинско-японского центра для дальнейшего содействия экономическому росту Украины и украинско-японскому сотрудничеству.

Впервые за годы независимости наш университет получил средства из государственного бюджета Украины 600 тыс. грн на проектирование корпуса Украинско-японского центра, действующего в структуре КПИ, в бюджете на 2006г. На его строительство выделяется 2950 тыс. грн.

Впервые в Украине на базе КПИ созданы центры ЮНИДО: информационный центр по технологическому предвидению в ИПСА и Центр чистых технологий, что также будет способствовать усилению связей с промышленной сферой Украины и в конце концов - реализациям идей коммерциализации науки.
.Межуниверситетское сотрудничество

В течении последних лет университет осуществил шаги к восстановлению связей - традиционно сильных в прошлом - с техническими университетами, научной и промышленной сферами России.

На базе НТУУ "КПИ" действует Украинский филиал "Фонда Алферова", российско-украинская программа "Нанофизика и наноэлектроника", VI Международный русско-украинский семинар которой состоялся на базе КПИ в сентябре 2005 года. Совместно с фондом "Телемедицина" (Россия) ММИФ, ФБТ, ПСФ, РТФ, ФЭЛ провели в 2005 году международный симпозиум "Актуальные проблемы биомедицинской инженерии".

Действуют соглашения с Московским государственным техническим университетом им. М.Е. Баумана, Санкт-Петербургским техническим университетом, Новочеркасским политехническим, Московским химико-технологическим университетом им. Д.И. Менделеева, с Ассоциацией техничных университетов России, заключены соглашения с Московским институтом стали и сплавов и Московским государственным университетом печати, который возглавляет ректор профессор А.Н. Цыганенко - почетный доктор ВПИ.
С ректором Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ) академиком РАН В.А. Садовничим достигнута договоренность о сотрудничестве между НТУУ "КПИ" и МГУ им. М.В.Ломоносова по спектру проблем учебного и научного направления, и особенно в инновационной деятельности через такие структуры, как технопарки и технополисы.

Во время пребывания в геофизическом центре РАН была достигнута договоренность об открытии в Украине на базе НТУУ "КПИ" украинского отделения "Международного центра данных". Его открытие и присоединение Украины к сети данных запланировано в 2006 году.

Открываются перспективы направления на включенное обучение в Сингапур, Алжир, Малайзию украинских граждан, получивших в НТУУ "КПИ" бакалаврский образовательно-квалификационный уровень по инженерным направлениям с целью получения образовательно-квалификационного уровня магистра по специальности "Business Administration". Они будут конкурентоспособными на мировых рынках труда, смогут сделать много полезного, представляя интересы Украины в международной экономике.

Сотрудничество с ЮНИДО: Украинским институтом информационных технологий в образовании было закончено выполнение проекта ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по промышленному развитию) "Создание дистанционной учебной программы по техническому предсказанию для стратегического планирования и развития", общей стоимостью $ 130 000.

Сотрудничество с ВОИС: в соответствии с соглашением между НТУУ "КПИ" и Академией Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), специалистами Академии было прочитано 16-часовой цикл лекций около 200 студентам 4-5 курсов ФП и ММИ, изъявивших желание получить специальность по охране интеллектуальной собственности по программам Всемирной Академии ВОИС. Для чтения лекций было приглашено доктора Чиманга Конголо, автора многих работ по интеллектуальной собственности, и главного специалиста ВА ВОИС Лари Алмани, специалиста по охране авторских и смежных прав.

Кафедра ЮНЕСКО: успешно развивается проект ЮНЕСКО "Открытый виртуальный кампус центров электронного обучения, научно-технологических и инженерных университетов стран Центральной и Восточной Европы" - "Центрально-восточно-европейский виртуальный университет - CEEVU '' на базе Украинского института информационных технологий в образовании.
Проведена вторая конференция Центрально-восточно-европейского виртуального университета ЮНЕСКО - CEEVU с участием 12 университетов 8 стран Европы, Секретариата ЮНЕСКО и Национальной комиссии Украины по делам ЮНЕСКО. Создано и открыто Координационный центр CEEVU.

В рамках проекта ЮНЕСКО "Дистанционное образование: организация, подготовка кадров, технологии обучения и информационно-аналитическое обеспечение" развивается сотрудничество с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Москва) в области дистанционного обучения. В конкурсе ЮНЕСКО по Международной программе по фундаментальным наукам (IBSP) на период 2006-2007 годов получил поддержку ЮНЕСКО проект НТУУ "КПИ" "Международный центр совершенствования довузовской подготовки". Мы выиграли грант ЮНЕСКО "Техническая и методологическая поддержка учебной программы по менеджменту международных проектов" - "Менеджмент международной сферы вузов" и совместно с ФММ готовим первую группу таких специалистов в Институте последипломного образования.

Факультеты, институты, комплексы

Среди новых направлений, характеризующих международную деятельность университета сегодня, - выход ряда факультетов и институтов на новый уровень организации международной деятельности. В качестве примеров создания таких совместных - с международными организациями - структур на факультетах в 2005 году могут быть отмечены:

1. Общий (ВПИ с фирмой Гейдельберг) учебно-производственный центр.
2. IDЕLAB - Совместная (МУФ, ФММ и Университет Малардален, Швеция) "Банк-лаборатория студенческих идей для внедрения в промышленности".
3. Общий (ФБТ и ряд американских университетов - Корнельский университет, Университет Колорадо и др.) учебно-научный международный биотехнологический центр.
4. В соответствии с трехсторонним соглашением с ПРООН, Польско-японским институтом информационных технологий (ПЯИИТ) на кафедре специализированных компьютерных систем создан совместный учебный центр электронного образования - "НТУУ-Ц". При этом ПЯИИТ способствует передаче Киевской политехнике японских информационных технологий в образовании, а ПРООН предоставляет центру электронного образования необходимое оборудование и финансовую поддержку.
В качестве примеров выхода подразделений на новый уровень международной деятельности (кроме совместных структур) можно назвать следующие: TEMPUS проект "Расширение академической мобильности между Европейским Союзом и Украиной", выполненный ФЕА и ФЭЛ совместно со Стокгольмским Королевским технологическим институтом (Швеция), Политехническим университетом Каталонии (Испания ), Таллиннским технологическим университетом (Эстония), позволил сформировать на факультете критическую массу кадрового потенциала, которая обеспечивает качественно новый уровень международной деятельности, готовит новые европейские проекты дальнейшего реформирования факультета к европейскому образцу.

ФАКС активно работает над представлением проектов "микроспутник" и "беспилотный самолет" в Странах Латинской Америки (Бразилии), Юго-Восточной Азии (Брунее, Сингапуре, Малайзии), в Южно-Африканской Республике.

ВПИ согласно трехстороннего соглашения о сотрудничестве с Московским государственным университетом печати и Бергским ТУ (г. Вупперталь, Германия), вышел на промышленные круги европейской полиграфической индустрии. Как результат - фирма "Гейдельберг" передала полиграфическое оборудование на 170 тыс. евро и 100 экземпляров (стоимостью 5 тыс. евро) фундаментальной монографии "Энциклопедия печатных процессов и систем" известного специалиста в полиграфии д-ра проф. Гельмута Киппхана (ФРГ).

Мощно работает совместно с университетом им. Отто-фон-Герике (г.. Магдебург, Германия) факультет машиностроения, начата подготовка к созданию аналогичного совместного факультета с университетами Великобритании.

По проекту Tempus "Production Life Cycle Dataware Education" и VISBY Project "Virtual Integrated University System" продолжается сотрудничество с Таллиннским техническим университетом (Эстония) и Стокгольмским университетом (Швеция), также реализуется проект "Виртуально интегрированная университетская система" (VIUS) по программе VISBY . Его цель - объединение усилий университетов-разработчиков в условиях конкурирования на европейском рынке электронного обучения.
Как результат серьезной международной научно-технической деятельности ФТИ с фирмой Sun Microsystems, оборудован современный новый компьютерный класс. Директора ФТИ проф. А.Н. Новикова избрано членом научного комитета НАТО.
Важные работы ИПСА по линии ЮНЕСКО по дистанционному образованию, ЮНИДО по технологическому предвидению, с организациями и университетами России и Беларуси, высокий уровень международных конференций, формирование ряда информационных центров на базе ИПСА, студенческое международное сотрудничество - все эти проекты имеют серьезное институциональное влияние на развертывание международного сотрудничества как для всего университета, так и для страны в целом.
Среди активных факультетов на ниве международного сотрудничества следует назвать:
- ФБТ - благодаря личной инициативе декана факультета проф. Шинкаренка Л.Н. (количество поездок, количество полученных грантов)
- ФЛ - на французском направлении;
- ФС, который становится базовым для международного сотрудничества нашего Центра гендерного образования;
- ХТФ - в международном научно-техническом сотрудничестве в области экологии и устойчивого развития.

Образовательные услуги

Среди важных составляющих качества, что должен обеспечивать университет, - качество международного образования - подготовка кадров для зарубежных стран, от чего зависят и позиции НТУУ "КПИ" на международных рынках образовательных услуг, и поступления в университетскую казну.
Как результат - в ноябре контингент иностранных граждан, обучающихся в КПИ, составлял 1781 особу - самый большой среди технических университетов Украины. Срабатывает высокий рейтинг "марка" КПИ, что был сформирован силами предыдущих поколений.

В прошлом году было введено вступительные экзамены по языку, математике и физике. Этот отбор не прошли 23% абитуриентов, некоторые даже решили не участвовать во вступительных экзаменах, поэтому по сравнению с предыдущими годами мы зачислили на 1-й курс 269 иностранцев (это на 36% меньше чем в 2004 году).

Но в целом университет выигрывает: повышается наш авторитет по сравнению с другими вузами Украины, которые еще идут по пути демпинговых цен и либерального отношения к качеству подготовки этой категории студентов, закладывается основа новой ценовой политики, университет становится более привлекательным для тех абитуриентов, кто хочет получить образование по самым высоким стандартам качества.

Мы сделали следующий шаг в ценовой политике: минимальная цена обучения иностранных граждан вдвое выше цены обучения украинских граждан.

Необходимо отметить, что последние 2 года в сфере предоставления образовательных услуг на международном рынке накапливались определенные проблемы.

По причине того, что у нас не было педагогической среды, которая профессионально занимается научно-педагогическими и психологическими проблемами адаптации иностранных граждан, формированием единого интернациональной студенческой среды, мы сужали наши возможности прогнозировать события, работать на опережение, брать инициативу в свои руки. Поэтому для устранения указанных противоречий и недостатков было необходимо осуществить структурное реформирование направления, связанного с подготовкой специалистов для зарубежных стран: организовать международный факультет (МФ) путем реорганизации отделения подготовки специалистов для зарубежных стран в составе УМС, который начал действовать с 1 января 2006 г.

Оценки качества международной деятельности

О высокой оценке качества международной деятельности нашего коллектива экспертами Зальцбург-семинара - всемирно известной неправительственной институции, которая осуществляет мониторинг процессов в гуманитарной сфере и оценки которой имеют высокий авторитет в мире, - мы все хорошо знаем: НТУУ "КПИ" играет роль новатора в реформации системы высшего образования Украины. НТУУ "КПИ" воспринимают как ведущий государственный учебно-научный центр высшего технического образования, как главного разработчика демократических принципов и настоящего защитника академических свобод в высшем образовании Украины.

А вот еще одна, довольно неожиданная оценка. Во время визита в КПИ внучатый племянник основателя КПИ царя Николая II Принц Англии Майкл Кентский свое отношение выразил такими словами: "Каким бы счастливым был бы мой дед, если бы увидел сегодня, какой институт он основал!"

По официальной оценке Секретариата ЮНЕСКО, Виртуальный Центрально-восточно-европейский университет СEEVU признан лучшим среди других аналогичных проектов, выполняемых под эгидой ЮНЕСКО.

Итак, авторитет КПИ в Европе и в мире повышается. Это позволяет нам уверенно смотреть в будущее, выходить на новые горизонты, решать новые задачи.

Тенденции, проблемы, задачи

В нашей деятельности усилилась такая составляющая, как международные проекты, в том числе заметно увеличилось количество проектов институционального характера.

И не столько значимым является привлечение значительных средств (в 2005 году - около млн), хотя и это важно, сколько возможность предпринять шаги по реформированию университета и системы высшего технического образования Украины именно через такие международные проекты: преодоление разрыва между университетами и бизнесом; Центрально-восточно-европейский виртуальный университет; Китайско-Украинский центр высоких технологий; Украинско-японский центр; Информационный центр по технологическому предвидению; Центр чистых технологий; информационные технологии в менеджменте университетских библиотек и система URAN; имплементация принципов международной экспертизы и рейтинговой оценки в системе высшей школы Украины.

Анализируя явление усиления международно-проектной составляющей, должны охарактеризовать его как приближение к признаку ведущих университетов мира - "проектно-ориентированный университет" - подход, основанный на парадигме смешанного (государственного, общественного и частного) финансирования крупных многопрофильных исследовательских университетов.

Еще одна тенденция заключается в усилении роли международного направления в реализации современных принципов коммерциализации не только образовательных услуг, но и науки, в международном трансфере технологий. Это новое для нас задание. И очень сложное, даже в новой инновационной среде КПИ - через наш технополис.

Для этого нам нужны менеджеры нового типа: gate-кеерers (привратники), которые выполняли бы посреднические функции - в рамках цепочки "наука - технология - коммерциализация" - для тех, кто не имеет специальных знаний в этой области, и умели бы выполнять следующие задачи : создавать информационное обеспечение, оказывать помощь в поиске зарубежных партнеров, в подготовке заявки на получение финансирования международных проектов, организационно-управленческую помощь, культуртрегерскую (помощь в преодолении трудностей коммуникации исследователей - представителей разных национальных культур).

Необходимо усиление нашей "кадровой скамейки" - профессионально подготовленных менеджеров общей международной деятельности, расширения подготовки в Институте последипломного образования специалистов в сфере менеджмента международной деятельности, что будет способствовать решению проблем кадрового обеспечения на различных уровнях, в первую очередь - комплектование международных офисов при деканах факультетов и директорах институтов.

Одной из важных задач международного направления является усиление работы нашей кафедры ЮНЕСКО "Высшее техническое образование, прикладной системный анализ и информатика". Эта кафедра должна стать одним из интеллектуальных центров в международном измерении системы высшего технического образования Украины.

Проект кафедры ЮНЕСКО "Имплементация принципов международной экспертизы и рейтинговой оценки системы высшей школы Украины" может вывести в перспективе нашу кафедру за пределы национального масштаба - поставить в ряд ведущих кафедр ЮНЕСКО среди 592 действующих сегодня в мире.

Задачи в области обеспечения качества образования: внедрить принципы международной экспертизы и рейтинговой оценки в системе высшей школы Украины; обобщить и систематизировать мировой опыт составления рейтингов университетов по уровням обучения, по специальностям; формировать основы методологии построения рейтингов университетов и других типов высших учебных заведений Украины; рассмотреть возможность создания рейтингового агентства высших учебных заведений Украины на базе кафедры ЮНЕСКО «Высшее техническое образование, прикладной системный анализ и информатика" при НТУУ "КПИ" и УНК "ИПСА".

Образовательные услуги. Задача, поставленная Ученым советом несколько лет назад об увеличении контингента иностранных граждан, - решена. Из 700 человек он вырос до почти 1800 человек. Такое количество уже превышает возможности нашей инфраструктуры, прежде всего - в секторе обитания, что влияет на я.

Но есть и проблемы.

Либерализм, снижена - по сравнению с украинскими гражданами - требовательность к качеству подготовки иностранных граждан, проявление взяточничества и другие негативные явления наносят вред авторитету диплома КПИ на международной арене.

Рост оплаты труда преподавателей, работающих с иностранными гражданами, опережает рост установленных нами цен на обучение.

Поэтому важная задача - организация нового - международного - факультета, концепция деятельности которого формируется.

В этих обстоятельствах не имеет ли смысла нам внести коррективы нашей концепции работы на международных рынках образовательных услуг, а именно:

  • сделать качественный экономический прогноз - при каких ценах на обучение приглашение иностранных граждан будет экономически оправданным;
  • усилить дифференциацию цен за обучение украинскому, русскому и английскому языках;
  • на новом уровне подготовить жилищные услуги (напомню, что с каждого контракта на обучение мы отдаем на улучшение условий быта дополнительно, кроме оплаты за проживание, еще по 0 - суммарная цифра приближается к 1 млн грн, но средства эти используются крайне неэффективно)
  • осуществлять качественный набор тех, кто подготовлен к обучению в КПИ, и раз и навсегда покончить с либерализмом к тем, кто не в состоянии учиться в КПИ, покончить с поборами, взяточничеством;

  • и, безусловно, из года в год повышать плату за обучение, установить уже в этом году минимальную плату за украиноязычное - на уровне $ 2600, русскоязычное - $ 2800, англоязычное - $ 3000 (напомню, что наша нормативная база позволяет факультетам устанавливать любую цену выше этой минимальной планки);
  • с учетом возможностей инфраструктуры ввести квотирование приема по специальностям и по странам, чтобы рост контингента был сбалансированным.

    То есть - сделать определенную перегруппировку ресурсов, чтобы за 1-2 года подготовить условия для качественного прорыва.

    Сегодня нельзя представить любую кафедру европейского университета без совместной - с учеными других стран - научной деятельности, обмена преподавателями и студентами, без грантов программ Европейского Союза, НАТО и множества других международных источников поддержки научно-образовательной сферы и студенческой мобильности (всего в мире насчитывается около трех тысяч таких источников). Если и наши кафедры в условиях Болонских реформ перестроят свою работу аналогичным образом, - это раскроет новые возможности развития не только каждого отдельного подразделения, но и университета в целом.

    Mar 24, в 2006 || Автор: С.И. Сидоренко, проректор по международным связям НТУУ "КПИ"