Издавна быт человека сопровождают изделия из глины. В Украине практически каждая область имела свои большие и малые гончарные центры, изделия которых отличались неповторимым местным колоритом и символикой. Но в последнее время все чаще слышим о "гончарной столице" - поселке Опишное, что на Полтавщине. Здесь, на сравнительно небольшой глубине, залегают пластичные красочные керамические глины. Талантливость людей и наличие материала способствовали развитию гончарного промысла. В конце XIX - начале ХХ в. в городке работало около 1000 гончаров, продукция которых расходилась как по окрестным деревням, так и далеко от Полтавщины.

Опишное стоит на семи холмах, образованных рекой Ворсклой. Тамошние археологические памятники - скифское городище Кардашив Вал (IV-III вв. до н. э.), Бельское городище (VII-IV вв. до н. э.), Городище роменской археологической культуры (VIII в.), за которым начинались Дикое поле и Муравский путь, - свидетельствуют, что первое письменное упоминание о поселке, который датируется XII в., отнюдь не является началом его истории. В XVI-XVII вв. городок гончаров, сапожников и скорняков был казацким форпостом. Тогда же под опишнянскими суглинками построили сеть подземных ходов, которые еще ждут своих исследователей и музеефикации. Сейчас Опишное включено в список исторических населенных пунктов Украины.

Идею создания в Опишном национального культурно-художественного центра вынашивал еще известный кинорежиссер и писатель Александр Довженко. В 1954 году он записал в своем дневнике: "Вечером перед сном рассказал своему новому соседу идею создания в Киеве под непосредственным шефством правительства небольшой группы художников-монументалистов, архитекторов, резчиков и керамистов для того, чтобы, выбрав село, скажем Опишное, и заблаговременно договорившись с колхозниками, перестроить его за несколько лет так, чтобы оно стало образцовым центром внимания всех строителей, колхозников, туристов, искусствоведов".

В 1986 г.. в Опишному был основан Музей гончарства, с 2001г. - Национальный музей-заповедник украинского гончарства. В его составе работают Институт керамологии (отделение Института народоведения НАН Украины, на территории СНГ аналогов не имеет), Центр исследования украинского гончарства, Национальный архив украинского гончарства, гончарская библиотека Украины, мемориальные усадьбы мастеров О. Селюченка и Пошивайла. Государственная специализированная художественная школа-интернат I-III ступеней "Коллегиум искусств в Опишном", который действует в составе музея, также не имеет аналогов на территории СНГ и в Европе. В настоящее время музей-заповедник владеет крупнейшей в Украине коллекцией произведений народных мастеров-гончаров и художников-керамистов (десятки тысяч единиц хранения), где представлены работы всех национальных школ художественной керамики. Он стал местом паломничества туристов, путешественников, художников, деятелей науки и культуры, чиновников, граждан Украины и других государств. Его посещают все, кто хочет глубже познать свое прошлое.

Во дворе музея раскинулся так называемый Гончарский этнопарк (галерея монументальной и садово-парковой глиняной скульптуры). Под открытым небом стоят невероятные произведения самых разных размеров и форм, выполненные художниками из разных городов Украины - победителями Всеукраинских гончарных фестивалей, проводимых в Опишном. Здесь и ангел с куришкой (подставкой для свечи), и улыбающийся усатый старик с трубкой, и традиционные опишнянские фигурки, аисты, символизирующие размножения рода и являются своеобразным оберегом Опишного, и обнаженная молодая женщина, читающая журнал "Натали" и за каторой лицезреют сквозь плетень любопытные сельчане, и влюбленный кентавр и хор казаков.

Не менее интересные экспонаты и в самом музее. Чего стоит, например, полка для посуды, уставленная посудой с разных уголков Украины: здесь и терракотовые (не покрытые блестящей глазурью) кувшины, в которых на удивление долго сохраняется молоко, и куманци для ликеров, что одевались на руку, и горшки и др. В музее можно посмотреть выставку уникальных фото конца XIX в., ознакомиться с коллекциями декоративных тарелок, даже собственноручно изготовить свое глиняное произведение. Ни с чем не сравнимое ощущение, когда под пальцами оживает кусок глины, вытягивается, приобретает форму, превращается в изделие.

Пожалуй, лучшее впечатление от музея выразил в 1999г. Ежи Бар, тогдашний посол Польши в Украине: "Я думал, что глину увижу, а увидел народ".

Н.Вдовенко

Запали вогонь... Заспіваймо пісню разомРодина гончараКозаки співають