«Я безвозвратно понял и усвоил: народное искусство - первоисточник художественных форм ... Оно известно давным-давно, оно жило, набиралось сил в народе, в его недрах. Этнографические, сюжетные, другие признаки - это еще не народность. Речь идет о системе мышления, где цвет выступает как образ, о глубинном явлении самобытного в палитре художника». /Григорий Синица/

Григорий Иванович Синица - художник, который в своих произведениях опередил время. Ему суждено создать новую живопись, построенный на колористической основе, то есть на диалектическом понимании единства противоположных цветов: холодных и теплых, темных и светлых. Изобрел новую монументальную технику и дал ей название - «флоромозаики». Поражают его эпические живописные и мозаичные композиции «Ярослав Мудрый», «Нестор летописец», «Бабий Яр» и другие.

Говорят, что подобных мозаик в мире нет. Пожалуй, так оно и есть. Обыкновенные каштаны, но из них созданы княжеское платье, изображения буйвола, лошадей. Обычные и желуди, камыш, фруктовые косточки, перламутровые раковины. Но под руками мастера, который выделил эстетическую сущность предметного мира природы, родились удивительные художественные образы.

Невозможно также оставить без внимания монументальность произведений, их историческую направленность и патриотизм. Поражает титаническая работа над произведениями, потому что мозаики создавались годами.

Григорий Иванович Синица не только создал прекрасные мозаики, но и множество работ в технике акварели и темпера: в жанрах пейзажа и натюрморта и в абстракции.

Но случилось так, что Синицу трудно назвать известным художником. Его произведения знает сравнительно небольшой круг любителей искусства. Еще меньше тех, кто до конца понимает свершения Мастера.

Григорий Иванович родился 17 января 1908 года в г. Одессе в простой семье. В 1914 году заболел на анкилоз тазобедренного сустава, затем на обратный тиф. Вышел из больницы инвалидом детства (одна нога была почти на 20 см короче из-за деформации тазобедренной части скелета). После смерти родителей родственники передали десятилетнего мальчика на воспитание в один из детских приютов Елисаветграда. Тяжелая болезнь, голодное и забитое детство, отсутствие понимания и поддержки в стремлении стать художником не сломили его.

Учился в Кировоградском художественно-промышленном училище, затем в Одесской средней художественной школе, где сразу попал к талантливому преподавателю Гершенфельду. У учителя и ученика оказались общие интересы - любовь к национальному народному искусству. Гершенфельд, обнаружив недюжинный талант, упорство и трудолюбие Синицы, посоветовал ему поступать в Киевский художественный институт. Последовав совету, Григорий Иванович попал в Киеве в мастерскую Николая Ракитского - одного из талантливых учеников и соратников профессора Михаила Бойчука. Синицу захватили идеи школы Бойчука по возрождению украинской стенописи, расцвет которой был во времена Киевской Руси.

И в 1934 году живописный факультет был объявлен «рассадником формализма» и всем студентам-«бойчукистам» предложили оставить учебу. Синица снова по конкурсу поступил в институт и учился один год в мастерской живописи профессора Падалки. Но осенью 1936 г. Михаила Бойчука и ряд его ближайших учеников и соратников обвинили в «национализме», репрессировали как «врагов народа» и расстреляли. Студентов факультета было сокращено до двух групп. Григорию Синице повезло остаться в их числе. Однако, не желая предавать школу Михаила Бойчука, будучи студентом пятого курса, Григорий Иванович оставляет институт и начинает заниматься самообразованием. То есть, фактически, он даже не имел высшего художественного образования. Несмотря на это, коллеги по Союзу художников считали его образованным человеком в своем кругу.

Григорий Синица не отрекся идей Бойчука, а стремился творчески развить их. Для этого с самого начала 60-х годов он работает с талантливыми народными художниками, в частности, такими как Мария и Федор Примаченки, Анна Собачко-Шостак и Иван Шостак (народная роспись), Анна Верес и Анна Василащук (ткачество), Федор Алексеенко (керамика ), Евмен Войлочный (набойка) и Александр Саенко (инкрустация соломкой). Он помогал им в творчестве и одновременно учился у них. Рассматривая народное искусство как первоисточник цвета, композиции, рисунка, Григорий Синица в творческом содружестве с народными художниками основал новое направление в современной монументальной живописи, которое получило название «украинская колористическая школа». Признаком этой школы является, прежде всего, уважение народной культуры цвета как эстетического образа, как материнского языка, как национальной и исторической категории, свидетельствующих о принадлежности художника к родной земле, к своему народу.

В середине и в конце 60-х годов Григорий Иванович передает свои знания и опыт молодым художникам, своим ученикам, вместе с ними создает ряд монументальных ансамблей, в частности, мозаичную стенопись в Донецке и Александрии. Под руководством Синицы работали А. Якименко, А. Горская, Г. Зубченко, В. Зарецкий, Г. Марченко, Л. Тоцкий, М. Шкарапута. Ближайшие ученики и соратники - Галина Зубченко и Григорий Пришедько - в 70-х годах создали в Киеве знаменитые мозаичные композиции - «Победа» (Институт рентгенорадиологии и онкологии), «Кузнецы современности» (Институт ядерных исследований), «Триумф кибернетиков» (Институт кибернетики ), «Движение» (дворец спорта Академии наук).

Григорий Синица пережил революцию, войны, два голодомора. Его тоже гнали в Бабий Яр, и ему чудом удалось спастись. Поэтому многочисленное количество своих работ он посвятил этой трагедии.

В 1941 году в Киеве состоялась его персональная выставка. После Великой Отечественной войны, когда стране больше требовались строители, а не художники, трудовая биография Синицы продолжается на заводе «Керамик» города Киева в должности мастера-технолога, где выполнял задачи по восстановлению Киева: облицовка терракотой Главпочтамта, многих домов на Крещатике, Красноармейской . По результатам выполненных работ кандидатуру Синицы тогда было выдвинуто на соискание Сталинской премии, и затем, без каких-либо объяснений, в ней было отказано.

В то время коллеги пригласили художника на реставрацию Мариинского дворца. До Синицы многие пытались выполнить сложную лепку масштабных, более трех метров высотой, ваз в стиле барокко, но ничего не получалось. Именно метод ручной формовки, разработанный Григорием Ивановичем на заводе «Керамик» и впервые применен на реставрации Мариинского дворца, принес успех мастеру.

Из-за обвинений в национализме и постоянных гонений со стороны властей в 1968 году Григорий Синица вынужден был переехать в Кривой Рог, где начал работать над новой техникой «флоромозаики» и разработал специально для этого направления в творчестве, уникальный клей. Рассказывают, что как-то на одной из персональных выставок огромная работа «Волхвы» упала на пол, и ни один элемент флоромозаики не повредился и не отлетел.

Всего было создано 29 флоромозаик, над каждой из которых художник работал от 2-х до 3-х лет. Также в Кривом Роге он завершил свою фундаментальную теоретический и эстетично философский труд «Колорит в изобразительном искусстве».

В 1992 году Григорию Синицы была присуждена Государственная премия Украины им. Тараса Шевченка - «за возрождение Украинской колористической школы монументальной живописи и произведения последних лет». В 1996 году он был удостоен почетного звания «Заслуженный художник Украины». 10 октября того же года в результате инсульта он умер.

Как и во многих талантливых художников, личная жизнь у Григория Ивановича, к сожалению, не сложилось. Всего себя он отдавал искусству, чего в конце не могла принять и понять ни одна из его трех жен. И мало кто из родителей хотел видеть мужем своей дочери инвалида. Следствие этого - одиночество, отсутствие семьи и, главное, детей, которым можно было бы передать частичку себя, чтобы в конце своей нелегкой жизни быть уверенным, что прожил ее недаром и есть кому сохранить как наследство его неоценимые доработки.

Григорий Синица был человеком очень скромным. Свидетельством этого является его квартира в Кривом Роге, сохранившаяся и по сей день. Из нее был создан музей, заведующим которого является его ученица Елена Якименко. Пожалуй, ее справедливо было бы назвать приемной дочерью художника, потому что именно она последние годы его жизни самоотверженно за ним ухаживала, до последней секунды, до последнего вздоха. Она хранит память о нем и сейчас. На стенах музея гордо разместились картины художника, что не дают забыть о несокрушимо сильной личности, которая их создала. А о преданности национальному, украинскому свидетельствуют вышитые рубашки, которые Григорий Иванович носил при жизни. Старенький мольберт так и стоит одиноко посреди комнаты, а на нем - последняя работа художника. Сегодня, 17 января 2008 года, Григорию Синицы исполнилось бы ровно 100 лет.

Картинная галерея НТУУ «КПИ» имеет честь экспонировать самобытные произведения выдающегося художника. В знак глубокого уважения и почитания его памяти в феврале 2008 года в Центре культуры и искусств состоится торжественный праздник. Приглашаем всех неравнодушных к искусству отметить с нами день рождения Григория Синицы, выдающейся личности, которая своим самоотверженным трудом внесла неоценимый вклад в духовную жизнь Украины.

Автор: В.С.Теткин, заведующий картинной галереей
К.П.Вовчук, методист картинной галереи