You are here

Болонский процесс - структурная реформа высшего образования на европейском пространстве


2003.09.19 Приєднання до Болонського процесу

Процесс объединения Европы, его распространение на восток и на прибалтийские страны сопровождается формированием общего образовательного и научного пространства и разработкой единых критериев и стандартов в этой сфере в масштабах всего континента. Этот процесс получил название Болонского от названия университета в итальянском городе Болонья, где были начаты такие инициативы.

Рассмотрим основные принципы Болонского процесса и соответствие высшего образования Украины его требованиям с учетом перспективы интеграции нашей системы в европейское образовательное и научное пространство.

Содержание и главные составляющие Болонского процесса

Интеграционный процесс в науке и образовании включает две составляющие: формирование содружества ведущих европейских университетов под эгидой документа, названного Великой хартией университетов (Magna Charta Universitatum - http://www.magna-charta.org) и объединение национальных систем образования и науки в европейское пространство с едиными требованиями, критериями и стандартами. Главная цель этого процесса - консолидация усилий научной и педагогической общественности и правительств европейских стран для существенного повышения конкурентоспособности европейской системы науки и высшего образования в мировом измерении (например, в течение последних 15-20 лет она значительно уступает американской системе), а также для повышения роли этой системы в общественных преобразованиях. Болонский процесс имел свою предысторию, которая заключается в разработке и подписании представителями стран Лиссабонской конвенции (1997 г.) о признании квалификаций для системы высшего образования европейского региона и Сорбоннской декларации (Париж, Сорбонна, 1998 г.) по согласованию структуры системы высшего образования в Европе. Сам же Болонский процесс на уровне государств был основан 19 июня 1999 в Болонье (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, который назвали «Болонская декларация». Этим актом страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые требования к признанию дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что существенно повысит конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг. Собственно, этим документом задекларировано принятие общей системы сравнительных образовательно-квалификационных уровней, в частности через утверждение приложения к диплому; введение во всех странах двух циклов учебы по формуле 3 +2, при этом первый, бакалаврский цикл должен длиться не менее трех лет, а второй, магистерская - не менее двух лет, и они должны восприниматься на европейском рынке труда как раз как образовательные и квалификационные уровни, создание систем кредитов в соответствии с европейской системой трансфера оценок, включая постоянную учебу, содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования, разработка сопоставимых критериев и методов оценки качества, устранение препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах определенного пространства.

Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001, где представители 33 стран Европы подписали Пражское коммюнике. Главные решения этого саммита таковы: страны подтвердили свою позицию относительно целей, определенных Болонской декларацией, участники высоко оценили активное участие в процессе Европейской ассоциации университетов (EUA) и национальных студенческих союзов Европы (ESIB), они отметили конструктивную помощь со стороны Европейской комиссии и выразили свои замечания по дальнейшему процессу с учетом различных целей Болонской декларации.

На саммите были выделены важные элементы европейского пространства высшего образования, а именно: постоянное обучение в течение всей жизни; мотивированное привлечение студентов к обучению, содействие повышению привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования для других регионов мира (в частности, аспекты транснационального образования).

Третий этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября 2003 года, где было подписано соответствующее коммюнике. Принципиально новое решение Берлинского саммита - распространение общеевропейских требований и стандартов уже и на докторские степени. Установлено, что в странах - участницах Болонского процесса - должна быть одна докторская степень - «доктор философии» в соответствующих сферах знаний (естественные науки, социогуманитарные, экономические и др.).. Была предложена формула трехступенчатой ​​образования (3-5-8), согласно которой не менее трех лет отводится для получения уровня "бакалавр", не менее 5 лет - для получения уровня "магистр" и не менее 8 лет для получения ученой степени "доктор философии ". Важно, что образовательно-квалификационные уровни и ученую степень рассматриваются как составляющие целостной системы образования человека. Акцентируется внимание на необходимости способствовать европейскому пространству высшего образования. Было уделено особое внимание важности контроля и соблюдения европейских стандартов качества образования на всем пространстве. Эти стандарты в Европе разрабатывает и поддерживает известная международная организация под названием "Европейская сеть по обеспечению качества (European Network Quality Assurance - ENQA)". Разработаны дополнительные модули, курсы и учебные планы с европейским содержанием, соответствующей ориентацией и организацией. Отмечена важная роль, которую должны играть высшие учебные заведения, чтобы сделать реальностью учебу на протяжении всей жизни. Отмечено, что европейское пространство высшего образования и европейское пространство исследовательской деятельности - две взаимосвязанные составные знаний. Важно, что с учетом этих новых решений к Болонской содружества вместе с другими шестью странами была принята и Россия (следовательно, в Болонский процесс сегодня входят 40 стран Европы). Понятно, что, учитывая давние традиции российского образования и науки Российской Федерации не просто отказаться от многих преимуществ своей системы, например от двух ученых степеней, в перспективе - от Высшей аттестационной комиссии как государственного органа контроля по стандарту научных степеней и др..

Четвертый саммит Болонского процесса запланирован 19-20 мая 2005 года в Бергене (Норвегия).

Итак, Болонский процесс - это процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы, изменение образовательных программ и необходимых институциональных преобразований в высших учебных заведениях Европы. Его целью является создание к 2010 году европейского научного и образовательного пространства для повышения способности выпускников, повышение мобильности граждан на европейском рынке труда, повышение конкурентоспособности европейской высшей школы. Для достижения этой цели было предложено удобные и понятные градации дипломов, степеней и квалификаций; ввести в своей основе двухступенчатую структуру высшего образования; ввести взаимно признаваемой на европейском пространстве ученую степень доктора философии; использовать единую систему кредитных единиц (система ECTS - European Community Course Credit Transfer System), которую еще называют системой кредитных единиц, системой кредитных зачетов, системой кредитных уровней, системой зачетных единиц, кредитной системой взаимном т.п.; ввести унифицированные и взаимно признаны на европейском пространстве приложения к диплому; нарабатывать, поддерживать и развивать европейские стандарты качества с применением сравнительных критериев, механизмов и методов их оценки в соответствии с требованиями ENQA; устранить имеющиеся препятствия для расширения мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев высшей школы. P>

На всех этапах Болонского процесса было провозглашено, что этот процесс добровольный; полисубъектный; такой, основанной на ценностях европейского образования и культуры; такой, не нивелирует национальные особенности образовательных систем разных стран Европы; многовариантный; гибкий; открыт; постепенный.

Но не следует идеализировать Болонский процесс. Он неравномерный, противоречивый, сложный. Его цели еще очень гипотетические. Как присоединение к этому процессу, так и неприсоединения имеют свои преимущества и риски. Впрочем, с учетом всех «за» и «против» для стран, стремящихся к экономическому и общественного развития и, наконец, вступление в Европейский Союз (ЕС), альтернативы Болонскому процессу нет. Мы уже значительно опаздываем в этом.

И чем больше тянуть с решительными шагами, тем более для нас будет вступление в Болонской содружества. Если на учредительной конференции в Болонье в 1999 году в первые 29 стран почти не выдвигали существенных требований, то уже на пражском саммите 2001 года по следующим четырем кандидатам они были достаточно серьезными, а семь стран, которые входили в Болонской содружества на Берлинском саммите 2003 pоку, вынуждены были выдержать настоящий экзамен. Безусловно, вступление в это содружество следующих стран на Бергенском саммите 2005 будет очень сложным.

Чтобы вступить в Болонской содружества и, главное, стать ее полноправным членом, Украине нужно будет пойти на существенные преобразования в системе высшего образования и науки. Самое важное при этом провести основательный сравнительный анализ отечественной системы науки и образования с европейской (по Болонской модели). По результатам этого анализа определить, что нужно будет изменить в нашей системе, и провести соответствующие реформы.

Эти реформы уже не смогут быть «косметическими». Они должны касаться глубинных основ нашего образования и науки. Осуществляя их, мы должны будем ответить на вопрос: чему и как следует учить в современном мире острой конкуренции? Мы не сможем избежать реальной интеграции отечественной науки и образования. Из-за сложностей с распознаванием образовательно-квалификационного уровня «специалист» возникнет потребность начать эквивалентную систему второго уровня. Особенно это важно для подготовки и квалификации инженеров в условиях креативной практики, должна завершаться обязательным изобретением и созданием новой техники. Придется принимать нелегкие решения о системе научных степеней кандидатов и докторов наук и принципов их присуждения.

На пути этих реформ возникнет еще много сложных проблем. Но особенность ближайшего периода в том, что избежать указанных преобразований уже невозможно, ибо, проводя реформ или оттягивая их, наша страна будет усиливать изоляционные явления как со стороны Европы, так и со стороны России, все больше углубляя собственный общественный и экономический кризис.

Направления структурного реформирования высшего образования Украины с учетом Болонский процесс

Учитывая необратимость Болонского процесса, мы должны осознавать, что для нашей системы высшего образования он очень непростой. Нам труднее, чем любой другой стране, не имеет таких глубоких традиций в области фундаментального естественного и инженерного образования, присоединиться ко многим общеевропейских решений, нивелируя собственные многовековые наработки в этой области. Раз наше высшее образование, только в инженерии, воспитала изобретателя вертолетов Игоря Сикорского, открывателей космоса Сергея Королева и Владимира Челомея, конструктора непревзойденных авиационных двигателей Архипа Люльку, основателя твердотельной электроники Бенциона Вула, она дала миру пьезодвигун и высокоскоростной транспорт на магнитной подушке. И этот перечень можно долго продолжать.

Поэтому новые вызовы мы должны принять не только перенося на нашу почву опыт других государств, но и предлагая европейскому сообществу свои, достижения, предложения, свое видение проблем. То есть нужно достичь гармоничного сочетания европейских нововведений и лучших отечественных традиций. Но мы должны откровенно признать, что за последние годы в сфере высшего образования Украины, особенно технической, накопившиеся сложные проблемы, решение которых остается на повестке дня, даже несмотря на наличие или отсутствие таких факторов, как Болонский процесс.

Эти проблемы составляют так сказать некоторый мартиролог нашего высшего образования.

  1. Избыточное количество учебных направлений и специальностей, соответственно 76 и 584. Лучшие же мировые системы высшего образования имеют в 5 раз меньше.
  2. Недостаточное признание в обществе уровня "бакалавр" по квалификационному уровню, его невостребованность отечественной экономикой. Как правило, прием в вуз мы осуществляем не в бакалаврат, а на специальность.
  3. Угрожающая в массовом измерении тенденция к ухудшению качества высшего образования, нарастает со временем.
  4. Увеличение разрыва связей между педагогами и работодателями, между сферой образования и рынком труда.
  5. Неоправданная путаница в понимании уровней специалиста и магистра. С одной стороны, имеет место близость программ подготовки специалиста и магистра, их эквивалентность по образовательно-квалификационным статусом, а с другой - они аккредитуются по разным уровням, соответственно за III и IV.
  6. Мы смирились с пренебрежением передовыми научными исследованиями в учебных заведениях, которые являются основой университетской подготовки. Наша система научных степеней сложная по сравнению с общеевропейской, что затрудняет мобильность преподавателей и ученых в Европе.
  7. неадекватно потребностям общества и рынка труда решается судьба такой распространенной звена образования, как техникумы и колледжи, это при том, что их численность в стране в четыре раза больше, чем вузов III и IV уровней аккредитации вместе взятых.
  8. Ушла в прошлое некогда хорошо организована для централизованной экономики система повышения квалификации и переподготовки. Новой системы, которая удовлетворяла бы потребности рыночной экономики, в Украине не создано. Поэтому очень важен общеевропейский принцип "образование через всю жизнь" пока в условиях нашего государства не может быть в полной мере реализован.
  9. Университеты Украины не берут на себя роль методологических центров, новаторов, пионеров общественных преобразований, по которым должна идти страна. Уровень автономии вузов в этих вопросах значительно ниже среднеевропейского. Не выполняют роль методологических руководителей учреждения образования, имеющие статус национальных, в то время, когда их количество достигло около 40% от общего количества вузов III и IV уровней аккредитации.

Эти и другие препятствия ухудшают распознавание нашей системы высшего образования внешним миром, усиливают изоляционистские тенденции, ухудшают мобильность наших студентов, преподавателей и ученых в рамках европейского образовательного пространства и рынка труда.

Уменьшить эти препятствия - означает для нас оказаться, образно говоря, на первом этаже огромного здания, которая называется "Европа знаний".

"На втором этаже" нас ждут очень серьезные структурные преобразования. Это - модернизация системы контроля качества образования, согласование двухуровневой системы с европейской моделью, введение общеевропейских кредитных зачетов и сроков обучения, введение ученой степени доктора философии.

Как определено в "Саламанский обращении" (2001 г.), качество - это основополагающее условие для признания, для доверия, совместимости и привлекательности в европейском пространстве. Берлинское коммюнике (2003 г.) определяет качество образования как основу создания европейского пространства.

Для нас важными, учитывая сказанное, являются несколько положений: мониторинг качества образования должен быть полным, постоянным, прозрачным, объективным, качество и аккредитация, которые прочно связаны между собой, выдвигают перед неплохо развитой нашей системой лицензирования и аккредитации новые задачи по использованию европейских стандартов качества, и поэтому наше участие в европейской сети по обеспечению качества в высшем образовании (система ENQA) обязательное уже в ближайшее время, контроль качества должен сосредоточиться не только на контроле учебного процесса, кадров, научно-методического обеспечения, материальной базы и т.д., а, в первую очередь, на контроле знаний студентов и особенно выпускников, определяя их компетентность и способность удовлетворять требования рынка труда; аккредитоваться имеют не только учебные заведения и специальности, но и отдельные образовательные программы, это то, с чем пока мы не сталкивались; кроме внутренней оценки качества неизбежна внешняя оценка, которую поддерживает ENQA и которая позволяет оценивать учебные программы за пределами своей страны по общим критериям.

О согласовании двухуровневой системы, то эта проблема не была бы слишком сложной, если бы перед нашей системой образования не появилось в полном объеме проблема решения судьбы техникумов и колледжей.

Вердикт общественности и государства по этому вопросу может определиться на пересечении нескольких решений, например, полностью интегрировать лучшие техникумы и колледжи в учреждения III, IV уровней аккредитации, создав им условия для предоставления образовательно-квалификационного уровня "бакалавр", остальные трансформировать в учреждения среднего профессионального образования для предоставления выпускникам уровня высококвалифицированных рабочих.

Ответственное решение мы должны принять по образовательно-квалификационного уровня "специалист". Очевидно, пока специалисты востребованы нашей экономикой, этот уровень следует хранить. Целесообразнее параллельно вводить по формуле 4 +2 образовательно-квалификационный уровень "магистр" соответствующей отрасли. Магистр инженерии, магистр права, магистр бизнес администрирования и другие. Реальная же судьба уровней "специалист" и "магистр" в нашей стране решится со временем в соответствии с их востребованности на рынке труда, также постепенно будет интегрироваться в общеевропейский.

Аналогичный подход можно было бы применить к системе научных степеней в Украине. Согласно Берлинскому коммюнике 2003 нам было бы выгодно дополнительно к имеющейся системе "кандидата и доктора наук" ввести научную степень "доктора философии" в соответствии с международными стандартами. Для многих ученых были бы сняты препятствия в мобильности на европейском научном и образовательном пространстве. Традиционная же система научных степеней была бы, по-прежнему востребована на внутреннем рынке труда до тех пор, пока судьба как первой, так и второй систем окончательно не решится в будущем.

Уже много было написано и сказано о внедрении европейской системы взаимном кредитных единиц. Министерство образования и науки Украины начало эксперимент по определению особенностей кредитно-модульной системы, подобной ECTS. В ноябре 2003 года во Львове состоялась научно-практическая конференция, посвященная этим вопросам. Не затрагивая сути этой системы отметим, что альтернативы ее внедрению в Украине нет. Сделав это, мы снимем существенную помеху в распознавании нашей системы высшего образования внешним миром.

При осуществлении указанных структурных преобразований важно предоставить широкие права ВУЗ в принятии европейских стандартов - полностью или частично и в определенные сроки. Это тем более важно, что сами вузы хорошо разбираются в том, что в конце концов привлекательность их заведений у абитуриентов и студентов напрямую зависит от того, какой выбор сделали эти вузы я как быстро они этот выбор воплощают в жизнь.

Все документы Болонского процесса и связанные с ними задачи, в первую очередь, связанные со студентами. Они центром, вокруг которого выстраивается вся система.

Лиссабонская конвенция и Сорбонская и Болонская декларации признали, что основной целью подписанных документов является облегчение доступа жителям каждого государства Европы и студентам учебных заведений к образовательным ресурсам и рынкам труда других стран.

Но каким практическим образом дать возможность молодежи использовать эти права?

Здесь формулируют три необходимые и достаточные принципы, которые, к сожалению, являются самыми трудными для выполнения в нашем государстве. Это - мобильность членов образовательного пространства, в первую очередь студентов; привлекательность образовательных услуг возможность трудоустройства.

Объединяет эти три принципа, что они, по сути, выходят за рамки чисто системы образования, они - прерогатива государства, и в наших отечественных условиях они могут быть выполнены в процессе социоэкономического интегрирования нашей страны в европейское пространство.

Мобильность - важна качественная особенность европейского пространства, она предусматривает мобильность людей между высшими учебными заведениями и между государствами.

В Украине ей мешают системные несоответствия, визовый режим, экономические характеристики нашей страны, наконец разница между уровнем жизни в Украине и странах ЕС. Но, когда речь идет об интернационализации образования, является образовательным крылом глобализации, усилия государства должны быть эксклюзивными.

Привлекательность вузов для студентов - это большее значение комплексная компонента, которая включает перспективу для карьеры, предоставляющая университет, качество и стоимость обучения, стоимость проживания, доступность бытовых услуг, наличие стипендиальных программ, уважение к европейским и мировым ценностям, отсутствие межнациональных и религиозных конфликтов, соответствие европейским образовательным стандартам и т.п..

Трудоустройство - это третий принцип, лежащий в основе обеспечения прав молодого человека в транснациональную образование.

Болонская декларация подтвердила, что возможность устройства на работу - это основной вопрос для высших учебных во всей Европе, это стратегическая цель, которая не имеет альтернативы. Трудоустройство - это индикатор успехов всего Болонского процесса в целом. Он настолько важен, что в дискуссиях о целесообразном срок обучения на любом уровне участники пришли к выводу, что учиться, используя принцип "обучения через всю жизнь", надо, пока не найдешь работу.

Таким образом, высший образовательный этаж европейского пространства могут занимать государства, полностью способствуют студенческом самовыражения, что главным образом обеспечивается золотой триадой - мобильностью, привлекательностью, трудоустройством.

Это прерогатива, компетенция и обязанность государства перед молодежью Украины, системой украинского образования и перед европейским содружеством.

Некоторые выводы

Болонский процесс - это процесс распознавания одной образовательной системы другой в европейском пространстве. Если будущее Украины связано с Европой, то нельзя дальше утверждать, что Болонский процесс имеет для нас только просветительское и познавательное значение. Предоставление высокой оценки национальной системе образования не имеет успокаивать нас и сдерживать глубинное ее реформирования.

Всемирное признание нашего образования и высокое качество обучения - это достижение предыдущей эпохи, предшествующей системы власти, предыдущего поколения.

Сейчас можно с сожалением констатировать, что несмотря на естественные достижения образования, обеспечивает новая социополитическое система (демократичность, гибкость, незаидеологизованисть), в массовом измерении образование стало менее качественным, а подавляющее большинство выпускников высших учебных заведений (особенно новых) не конкурентоспособна на европейском рынке труда. Это обязывает меньше говорить о собственных достижениях, а все больше анализировать мировые и европейские тенденции реформирования образования и соответственно этому напряженно и последовательно совершенствовать нашу профессиональную сферу деятельности.

этом участие системы высшего образования Украины в болонских преобразованиях должна быть направлена ​​только на ее развитие и приобретение новых качественных признаков, а не на потерю лучших традиций, снижение национальных стандартов ее качества. Ориентация на Болонский процесс не должно приводить к чрезмерной перестройке отечественной системы образования. Наоборот, ее состояние нужно глубоко осмыслить, сравнив с европейскими критериями и стандартами, и определить возможности ее совершенствования на новом этапе. При этом эволюция системы образования не следует отделять от других сфер общества. Она должна развиваться в гармоничном взаимосвязи с обществом в целом, принимая на себя роль его проводника.

Модернизация системы высшего образования в Украине (Закон «О высшем образовании» и ряд нормативных актов Министерства образования и науки) имеет некоторые общие признаки с Болонским процессом (введение многоступенчатой ​​системы образования), но по большинству направлений она ему не отвечает. Это связано с тем, что исходные концепции такой модернизации не были ориентированы на интегрирование национальной системы образования в Европейское пространство. Они в большей степени имели «внутренний» характер и преимущественно сводились к «приспособление» системы высшего образования к новым внутренним реалиям. На современном этапе концепцию реформирования высшего образования следует в корне пересмотреть и создать программу последовательного ее сближения с европейским образовательным и научным пространством.

Правительство Украины принять осознанное политическое решение, которое бы основывалось на необходимости проведения указанных реформ и было бы положено в основу решительной внешней политики государства, направленной на интеграцию отечественной системы высшего образования в европейское пространство.

Мы начинаем движение к Болонскому процессу. На этом пути важно, чтобы нас не постигла опасность. Она в том, чтобы наши преобразования не оказались поверхностными, косметическими и не свелись лишь к конференциям и обсуждений. Они должны быть такими, чтобы достичь желаемой цели - предоставить молодежи возможность, сотрудничая с Европой, построить Украину и сделать всех нас гражданами прекрасного европейского континента.

М.З.Згуровский, ректор НТУУ "КПИ

x

Електронний кампус

Інформаційні ресурси

Викладачі КПІ

GitHub репозиторій