Долгосрочные эффекты образования зависят от политических, экономических, социальных, демографических, психологических, организационных, географических и материально-технических факторов. При выборе показателей исследования и инструментов их оценки надо учитывать все эти факторы.

Проведенный нами анализ демографической ситуации, рынка образовательных услуг и стратегий адаптации высших учебных заведений в современной среде приводит к выводу, что стратегическую политику высшей школы в условиях глобализации «индустрии» образовательных услуг и росту конкуренции в этой сфере надо строить, прежде всего, с обязательным учетом доминирующего фактора демографического кризиса. Приводим упрощенную, но очень наглядную модель, которая создается с учетом только этого фактора; другие факторы не учитываются.

На диаграмме представлена, так называемая, «поло-возрастная пирамида» за 2005 год, которая построена на основании данных Госкомстата Украины (состоянием на 01.01.2006 года) по распределению постоянного населения Украины по полу и возрасту. Можно увидеть, что с 2002 года относительно положительная демографическая тенденция меняет свой знак и с 2006 года начинается быстрое приближение к глубокой «демографической яме». В 2005 году в Украине имеем 718971 человека старше 17 лет (что является среднестатистическим возрастом при приеме в вуз).

Согласно официальным статистическим данным, в высшие учебные заведения Украины (I-IV уровней аккредитации) на дневную, вечернюю и заочную формы обучения на основе государственного и коммунального финансирования было принято 569 297 человек, что составляет 79,2% от общего количества населения в возрасте 17 лет .

Предположим, что количество бюджетных мест до 2016 года остается неизменным. Тогда, на основании соответствующего анализа уменьшения количества потенциальных абитуриентов, делаем выводы, что:

  • во-первых, на начало января 2011 года имеется основание обеспечить общее высшее образование в Украине только за счет государственных и коммунальных высших учебных заведений;
  • во-вторых, остается существенное количество вакантных бюджетных мест;
  • в-третьих, будет иметь место недостаток спроса на образовательные услуги и их востребование вообще;
  • в-четвертых, стратегическая ориентация на внебюджетные доходы за счет платного приема может оказаться непредвиденной, хотя еще несколько лет система может развиваться, в определенной степени, по инерции;
  • в-пятых, имеет смысл совершенствование работы по привлечению к обучению иностранных студентов, поскольку во всем мире от привлекательности вуза для этой категории студентов все больше зависит финансовое положение учебного заведения, его престиж, оценка эффективности его деятельности;
  • в-шестых, ожидаемое сокращение численности студентов надо, в русле парадигмы «обучение в течении всей жизни», компенсировать за счет создания и распространения программ непрерывного образования как индивидуальной и национальной стратегии выживания в современной высококонкурентной глобальной экономике.

    Feb 21 2007 || Автор: Научно-методический центр «Системного анализа и статистики» НТУУ «КПИ»